ЦВЕТАЕВСКИЕ КОСТРЫ В АМЕРИКЕ
О Вашингтонских кострах вспоминает их инициатор, организатор и ведущий — Юлий Зыслин (www.museum.zislin.com), автор более 60 публикаций по цветаевской тематике, 20 песен на стихи Марины Цветаевой, семи песен на стихи её сестры Анастасии Цветаевой, девяти посвящений Цветаевым и десятков песен на стихи более 50 других русских поэтов.
Он куратор созданных им «Вашингтонского музея русской поэзии музыки» и «Аллеи русских поэтов и композиторов» в Вашингтоне, а также инициатор, организатор, ведущий и участник Первого Московского (1993 г.) и Первого Всеамериканского (2003 г.) фестивалей авторской песни на стихи Марины Цветаевой, автор идеи Первого Всемирного Цветаевского костра, соавтор и участник 11-ти литературных передач по русскому телевидению Америки, автор трёх сборников стихов, двух книг прозы и трёх компакт дисков, кандидат технических наук, изобретатель.
ЮЛИЙ ЗЫСЛИН В ВАШИНГТОНЕ ПРОДОЛЖИЛИ ТАРУССКУЮ ТРАДИЦИЮ.
О Цветаевских кострах в Тарусе, об их инициаторах и участниках, я впервые узнал в Коктебеле весной 1991 года на Волошинских чтениях. В том же году мне удалось посетить Цветаевские чтения в Александрове и Елабуге, а затем приехать в Тарусу, где проходил тогда очередной костёр. В Тарусе надо было долго идти вдоль высокого берега Оки, после чего завернуть в лес на Маринину поляну. Там уже собралось удивительное цветаевское братство…Я подружился с Александром Васильевичем Ханаковым, творческой и организационной пружиной ежегодных Тарусских костров, поучаствовал в некоторых из них и был обуян атмосферой трепетной любви к поэту Марине Цветаевой. В этом, 2010, году, 3 октября в Тарусе состоится 25-ый Цветаевский костёр (а 24-ый костёр мне посчастливилось у них открывать в прошлом году).
Приехав весной 1996 года жить к детям в США, сразу стал искать в окрестностях Вашингтона подходящее место для Цветаевских костров на подобии Тарусских. Очень скоро, прочесав несколько пригородных лесопарков (не миновав при этом ядовитых растений), наткнулся на поляну с кострищем в очень живописном месте северной части городка Роквилл, что в зоне Большого Вашингтона. Поляна была окружена огромными деревьями и на ней «амфитеатром» выложены стволы деревьев, на которых могли разместиться человек 60 (позже здесь были установлены деревянные скамейки, вместо брёвен). Рядом расположена стоянка для машин, так как добраться сюда можно только на машине. К поляне надо пройти метров 20-30 по стрелке в горку.
6-го октября 1996 года состоялся Первый Вашингтонский Цветаевский костёр, а потом и все последующие костры. В 2010 году здесь же, как всегда в первое воскресенье октября (Тарусская традиция), т.е. 3 числа этого месяца, состоится и очередной, юбилейный 15-ый, Цветаевский костёр Большого Вашингтона.
Итак, в Вашингтоне в 1996-2009 гг. прошло 14 Цветаевских костров.
Все они были тематическими, литературными, с акцентом на творчество Марины Цветаевой, её сестры Анастасии, а также их друзей, родственников и коллег. Стержнем каждого костра являлись стихи Марины Цветаевой и песни на её стихи.
Постепенно возникла традиция открывать американские костры звоном валдайского колокольчика и песней на стихотворение Марины Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась…». Для каждого костра готовилось и распространялось красочное объявление на зелёной бумаге. Газета «Континент» давала огромное объявление.
Перечислим основные темы костров, включая предстоящий 15-ый:
1. «Стихи и песни Марины Цветаевой»;
2. «Цветаева и Москва» (к 850-летию Москвы);
3. «Сёстры Марина и Анастасия Цветаевы» (5-летие со дня смерти Анастасии Цветаевой»);
4. «Цветаева и Пушкин» (к 200-летию А.Пушкина);
5. «Цветаева и Пастернак» (к 110-летию Б.Пастернака);
6. «Цветаева и Елабуга» к 60-й годовщине гибели М.Цветаевой);
7. «110-летие Марины Цветаевой — Всемирный Цветаевский костёр»;
8. «Проза Марины Цветаевой» и «10-я годовщина со дня смерти А.И.Цветаевой»; 9. «Цветаева и Ахматова» (к 115-летию А.Ахматовой»), «110-летие Анастасии Цветаевой» и «60 лет со дня гибели сына Марины Цветаевой Георгия Эфрона»; 10. «Цветаева Пастернаку» (к 115-летию Б.Пастернака);
11. «Старинные и современные русские романсы»;
12. «Ранние стихи Марины Цветаевой. 115-летие поэта» (начало цикла прочтения стихов МЦ в хронологическом порядке);
13. «Юношеские стихи Марины Цветаевой» (продолжение цикла);
14. «Юношеские стихи Марины Цветаевой» (продолжение цикла) + 210-летие Пушкина, 120-летие Ахматовой и 115-летие Анастасии Цветаевой;
15. 25-летие Тарусских Цветаевских костров. «Юношеские стихи Марины Цветаевой» (продолжение цикла). 15-летие Вашингтонских костров, 120-летие Бориса Пастернака.
В кострах участвовали блистательные любители и знатоки русской поэзии. Например, на первом же костре выступили две творчески одарённые женщины: питерский адвокат Катя Рейс и психолог из Минска Альма Поссе, руководители русского любительского театра в г.Роквилле «Третья волна». Обе увлечённо и с некоторой долей патетики читали стихи Марины Цветаевой (Альма Сергеевна выступала ещё на нескольких кострах). И тут из публики раздался возглас: «Давайте попросим Иру почитать Цветаеву». Не без труда уговорили учительницу английского языка Ирину Алукер выйти «на сцену» (место у кострища). Её чтение было особенно вдохновенно, её голос, интонация и мелодика очень соответствовала цветаевской лирике. Мы приглашали Ирину ещё несколько раз на наши костры. Артистичный Михаил Семёнович Сапиро (он в молодости занимался в студии Мейерхольда) провёл на кострах выступления по темам «Цветаева и Пушкин» и «Цветаева и Пастернак». Удивительную композицию по теме «Цветаева и Пушкин» предъявила слушателям педагог русского языка из Одессы Юлия Самарова, а Ася Рохленко интересно рассказывала о знаменитом ленинградском литературоведе Ефиме Эткинде и о переводах из французской поэзии.
К сожалению, Кати Рейс, Альмы Поссе, Михаила Сапиро, Аси Рохленко и Юлии Сапаровой уже нет с нами. Мы их помним и благодарны им за активное участие в Цветаевских кострах.
Основные посетители и участники наших костров — это интеллигентные эмигранты из бывшего Советского Союза, проживающие в Большом Вашингтоне, т.е. в самом городе и в основном в его пригородах. Заглядывали к нам и студенты вашингтонских и балтиморских университетов. Родители и бабушки с дедушками изредка приводили своих потомков — школьников и дошкольников. Мы горды тем, что наши костры посещали соотечественники из разных штатов Америки и из разных стран и, конечно, — из России. Были случаи, когда коренные американцы, не говорящие (или плохо говорящие) по-русски, и тяготеющие к русской культуре, удостаивали нас своим посещением, радовали своими улыбками и даже выступали у нас. Это были, например, Мартин Дикинсон (Martin Dickinson), Леонард Оберландер (Leonard Oberlander), Ашок Такер (Ashok Thaker) и Джастин Купер (Justin Cooper; Джастин немного говорил по-русски и бывал в России). Мартин и Ашок приветствовали 12-ый костёр и читали свои стихи, написанные на английском языке. Причём Мартин — о Мандельштаме. Леонард прочёл своё стихотворение, написанное прямо на 13-м костре. На 14-м костре он же читал английские стихи Анастасии Цветаевой. Джастин несколько раз выступал у нас и на «Аллее русских поэтов и композиторов» и читал по нашей просьбе стихи Анны Ахматовой и Анастасии Цветаевой на русском и английском языках.
На одном из костров стихи Марины Цветаевой были озвучены только женскими голосами.
На кострах выступили десятки бывших жителей Москвы, Ленинграда, Самары, Киева, Днепропетровска, Минска, Баку, Одессы. Среди выступающих, например, на 10-м костре было 6 детей от 4 до 15 лет. Кто-то из них читал стихи Цветаевой («Колокола», Игорь Демиденко, 10 лет, Балтимор), кто-то стихи Пушкина (Дейл Даллниг, 10 лет, — большой отрывок из «Сказки о царе Салтане»), а четырёхлетний Миша Красницкий (Балтимор) — «У Лукоморья дуб зелёный...». Лена Даллниг, 8 лет, прочла «Скрюченную песенку» Корнея Чуковского, Юля Луценко, 6 лет, играла на флейте вальс Штрауса, Ариэль Хизгилов, 15 лет, — на гитаре английскую мелодию (однажды выступали у нас и молодые гитаристы, ученики Владимира Фридмана)
На Вашингтонских Цветаевских кострах и при их подготовке не редко возникали интересные идеи и делались сообщения о культурных событиях в Большом Вашингтоне и Балтиморе.
Уже на втором костре было сообщено об открытии «Вашингтонского музея русской поэзии и музыки», который стал впоследствии тематической пружиной для костров и других русских культурных мероприятий в Большом Вашингтоне.
При подготовке 6-го Цветаевского костра в 2001 году, т.е. за год до 110-летия Марины Цветаевой, возникла идея «Всемирного Цветаевского костра». До 2001 г. костры проходили только в трёх странах мира (после Тарусских и Вашингтонских костров возникли ещё Цветаевские костры в Германии). Было составлено «Воззвание о Всемирном Цветаевском костре». Оно было согласовано с «хозяином» Тарусских костров москвичом А.В.Ханаковым, зачитано на 6-м Вашингтонском костре и отправлено Ханакову в Москву, где он сделал 400 (!) копий и распространил их по России, странам СНГ и по всему миру. Последнее через иностранных посетителей Московского Дома-музея Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке. Воззвание было помещено и в Интернете. Оно возымело действие. Всемирный костёр в дни 110-летия Марины Цветаевой состоялся в 14 странах.
Идея создания «Аллеи русских поэтов» возникла в «Вашингтонском музее русской поэзии» после того как на одном из мемориальных Цветаевских костров постоянный их участник Марк Лейбзон предложил посадить дерево памяти Марины Цветаевой. В развитие этого предложения возникла идея о создании целой аллеи. Идея оказалась жизнеспособной, и в 2003 году «Аллея русских поэтов» была заложена в Вашингтонском парке Guy Mason Recreation Park. На аллее посажены деревья, а у каждого дерева установлена именная плита. На аллее представлены 10 великих русских поэтов: Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Блок, Пастернак, Цветаева, Мандельштам, Ахматова, Гумилёв. В 2006 году аллея была расширена линией деревьев и памятным мраморным камнем, посвящённым русским композиторам — Чайковскому, Рахманинову, Стравинскому, Прокофьеву и Шостаковичу
Таким образом, в центре столицы США возник мемориал русской культуры в виде «Аллеи русских поэтов и композиторов».
Тогда же, в 2002 году, возникла идея повторить в Америке Московский фестиваль авторской песни на стихи Марины Цветаевой 1993-1994 годов (Москва: 12 вечеров, 35 участников, спето 100 стихотворений). Американский фестиваль прошёл в 2003-2004 гг. в 5 американских городах (проведено 9 вечеров, участвовало 15 авторов и исполнителей, спето 35 стихотворений).
На последних трёх кострах — 12, 13, 14 — проводилось чтение стихов Марины Цветаевой в хронологическом порядке, начиная с самого первого опубликованного ею стихотворения «Встреча», 1910.
14-ый Вашингтонский костёр провела по уже сложившейся традиции поэт и переводчик Марина Тюрина-Оберландер, которая активно включилась в культурную жизнь Вашингтона.
Наверно, было бы логично и достойно, чтобы все костры 2010 года в разных странах и городах были в основном посвящены огромной дате 25-летию Цветаевских костров, которые начались в 1986 году в Тарусе.
Пусть же Марина Цветаева опять придёт к нам (и к вам) со своими стихами, прозой, ритмами, мелодикой, своей судьбой, своей могучей энергией Любви и Добра:
— К вам всем – что мне, ни в чём
не знавшей меры –
Чужие и свои?! –
Я обращаюсь с требованием веры
И с просьбой о любви...
МЦ.
К сожалению, в короткой информации обо всём интересном не расскажешь.
15-ый Вашингтонский Цветаевский костёр состоится
3 октября 2010 года в 2 часа дня, по адресу:
Rock Creek Regional Park,
5100 Meadowside Lane, Rocklville, MD.
Справки:
301/942-2728 (Юлий Зыслин, museum@zislin.com),
202/232-0011(Марина Тюрина-Оберландер)