ВЕЛИКИЕ ТРАДИЦИИ И БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ АЗЕРБАЙДЖАНА

ВЕЛИКИЕ ТРАДИЦИИ И БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ АЗЕРБАЙДЖАНА

Максуд ИБРАГИМБЕКОВ

Недавно мне позвонили из американского города Балтимор мои друзья-бакинцы, чтобы сообщить мне о том, что в американской прессе вышла статья под названием «Ленинизм по-азербайджански». Мои друзья были очень расстроены; они сказали, что статья от начала до конца лживая и неверная. Действительно, «Ленинизм по-азербайджански» даже при сильном желании не может показаться статьей доброжелательной и уж тем более правдивой. Кроме имен и географических объектов, приведенных в статье, все остальное смахивает на нравы и события в какой-нибудь дикой стране. Статья явно рассчитана на восприятие читателей, которые никогда не бывали в Азербайджане, и все сведения о нем получают посредством телевидения и газет.
Довольно-таки подробно рассказывая об Азербайджане постсоветского периода, автор Рамис Юнусов, однако, забыл упомянуть о том, что тогда «Народный фронт» захватил власть незаконным путем и что он остается активным членом этой организации. Экономический кризис наблюдался тогда на всем постсоветском пространстве, но в Азербайджане с приходом к власти «Народного фронта» разруха и хаос достигли своего апогея. С нечеловеческим проворством «фронтовики» украли в кратчайший срок все, что ко времени их прихода оставалось от прежней жизни, начиная от контактной сети железной дороги и кончая компьютерами, телевизорами, видеомагнитофонами и другими вещами. Руководители «Народного фронта» разграбили банки и украденные деньги разместили на своих счетах за рубежом. Ради того, чтобы самим жить в роскоши, они разорили все промышленные и аграрные предприятия.
Люди часами выстаивали в очередях за хлебом, на пустых прилавках магазинов отсутствовали продукты питания и любые предметы первой необходимости. Повсеместно прекратилось строительство жилых и всяких других гражданских объектов. Голодали на карабахском фронте солдаты. Вполне возможно, что воздух свободы действует на сформировавшийся в «революционных» условиях мозг человека, иначе чем еще можно объяснить, что господин Юнусов забыл упомянуть в своей статье о ярких событиях периода его деятельности в Азербайджане. Например, о том, как вооруженные автоматами Калашникова однопартийцы Юнусова врывались в консерваторию и срывали со стен портреты Бетховена, Баха, Генделя и Чайковского. Или же о том, как «фронтовик»-министр приехал в редакцию и собственноручно избил до полусмерти журналиста. Но при всем при этом, какие же все это сущие пустяки по сравнению с коренными «революционными переменами», которые начал проводит в жизнь «Народный фронт».
В Азербайджане никогда не было рабства. Это сравнительно небольшая светская страна, где годами складывались добрые, истинно демократические отношения между людьми любых религиозных убеждений. Начало этих отношений относится к давним временам, когда слово «демократия» употреблялось куда реже, чем в наши дни. В большинстве своем Азербайджан населяют мусульмане. Другие группы населения исповедуют христианство и иудаизм. Каждый верующий всегда имел возможность помолиться в мечети, церкви или синагоге. Каждому было дано право молиться в зависимости от его религиозной принадлежности.
Однако все это коренным образом изменилось во времена правления «Народного фронта». В дома врывались вооруженные фронтовики и требовали от выселяемых домовладельцев, которые все являлись гражданами Азербайджана, чтобы они убирались к себе на родину: если русский — то в Россию, если еврей — то в Израиль, если грузин — то в Грузию... и т.д. На городских улицах они останавливали употреблявших косметику женщин и собственноручно стирали с их лиц помаду и тушь. Попытки защитить спутницу, как правило, заканчивались нещадным групповым избиением человека. Есть много и всяких других примеров. Именно таким образом «Народный фронт» внедрял в Азербайджане доселе невиданный здесь радикальный ислам. Под крыло «демократических» властей отовсюду в Азербайджан съезжались ваххабиты, исмаилиты и члены других экстремистских сект. «Народный фронт» принимал их с распростертыми объятиями. Образовался прочный и дееспособный союз единомышленников. Рамис Юнусов называет своих соратников, усилиями которых Азербайджан был доведен до бедственного состояния, «демократическим правительством Абульфаса Эльчибея». Мне кажется, сбежав из Азербайджана, он перестал понимать истинное значение этих терминов. Если все, что мы видели воочию, было демократическим правительством, то что же тогда такое шайка разбойников?
А тем временем ситуация в Азербайджане сложилась беспросветная. Уныние и растерянность овладели обществом. Давление объединившихся «демократов» и религиозных радикалов было непреодолимым. У всех на глазах Азербайджан покидал лоно цивилизованных стран. Процесс становился необратимым. Лишенная политической воли элита страны была разобщена и деморализована. В кулуарах Милли меджлиса вооруженные автоматами фронтовики с упоением вели разговоры о преобразовании Азербайджана в исламскую республику. Исторический опыт человечества свидетельствует о том, что на преодоление пути из средневековья в XXI век требуется, как минимум, несколько столетий, и Азербайджан неизбежно пересек бы эту черту, если бы в Баку не вернулся Гейдар Алиев.
В своей статье Рамис Юнусов напоминает о том, что Гейдар Алиев был «всесильным» генералом КГБ. Но это лишь часть правды. Гейдар Алиев действительно был генералом КГБ, но вряд ли «всесильным». Он стал генералом будучи молодым человеком и, наверное, тогда гордился этим. За свою долгую, прекрасно прожитую жизнь он был архитектором и председателем КГБ Советской Республики Азербайджан, а затем первым секретарем ЦК партии, т.е. практически полновластным и всесильным хозяином республики. Позже, став членом Политбюро, он вошел в состав высшего руководства сверхдержавы СССР.
Возможно, упоминание КГБ по мысли автора должно было в глазах читателей окружить образ Гейдара Алиева негативным ореолом. Юнусову невдомек, что современные читатели не рассуждают, как он, замшелыми категориями. Все знают, что должность руководителя спецслужб одна из высочайших должностей государства. Известно это и американским читателям, которые помнят, что, например, Джордж Буш-старший до того, как он стал президентом страны, руководил Центральным разведывательным управлением США. А другой директор ЦРУ, Джеймс Вулси, выйдя в отставку, стал руководителем Фридом Хаус.
Я встретился с Гейдаром Алиевым в Нахичевани, на первой стадии правления «фронтовиков». Когда я был там, к нему пришли попрощаться российские генералы, командиры воинских частей, отбывающие после службы в Азербайджане на родину. Оба — генерал армии и генерал-лейтенант разговаривали с Алиевым подчеркнуто почтительно, вытянувшись в струнку, как и полагается по уставу разговаривать с командующим очень высокого ранга, хотя в то время по должности он был всего лишь спикером парламента автономии, и российские генералы ни с какой стороны ему не подчинялись. Но он был Гейдар Алиев, и они пришли отдать ему честь!
Ситуация в стране стала предельно опасной. В Нахичевань началось паломничество встревоженных людей из всех районов Азербайджана. Фронтовики были бессильны остановить беспрерывный людской поток. Приезжали делегациями и в одиночку. Доведенные до отчаяния люди умоляли Алиева вернуться в Баку и спасти страну от неминуемой гибели. По прибытии в Баку, сотни тысяч людей восторженно встречали его на всем пути из аэропорта в город. Взрослые люди, не стесняясь, плакали и кричали от радости. Гейдар Алиев навсегда вернулся на дымящиеся руины города. Не имея ни армии, ни денег, он вернул себе власть и с первого часа возвращения начал наводить порядок в государстве. Государство билось в агонии, но чудо произошло, и реанимация прошла успешно. Уже спустя полгода на улицах среди прохожих стали встречаться улыбающиеся люди.
С армянскими сепаратистами было заключено перемирие, и сразу же началась коренная реорганизация армии. С улиц исчезли вооруженные «революционеры». Трудностей было много, но они преодолевались, налаживалась экономика выздоравливающей страны. Гейдар Алиев выставил свою кандидатуру на президентских выборах и победил с подавляющим преимуществом. Забегая вперед скажу, что спустя пять лет он победил на президентских выборах во второй раз, и опять с подавляющим преимуществом. Победил по единственной, самой уважительной причине — в Азербайджане у Гейдара Алиева не было достойных соперников. Это непреложный факт, ставший, увы, уже историческим. Вопреки этим очевидным фактам Юнусов пишет, что выборы были сфальсифицированы. Хотя ему доподлинно известно, что на политической сцене Азербайджана не было ни одного кандидата, который мог бы продержаться больше одного тура в противостоянии с Гейдаром Алиевым.
Размеры данного ответа на статью Юнусова не позволяют мне рассказать о масштабах деятельности и достижениях Президента Азербайджана Гейдара Алиева, но один пример заслуживает упоминания. Благодаря его усилиям был заключен «контракт века», положивший начало строительству нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Он восстановил добрососедские отношения с Россией и странами СНГ и наладил прочные контакты с Западом. При президенте Алиеве на корню исчезли посеянные в смутное время ксенофобия и нетерпимость. Его острый аналитический ум, феноменальная интуиция и политический талант вырвали мою страну из катастрофического кризиса. Он спас ее от неминуемого позорного распада, и я буду ему за это благодарен до конца своей жизни.
Господин Юнусов, сбежавший из Азербайджана еще при жизни Гейдара Алиева, утверждает, что в последние месяцы своей жизни Президент пребывал в коме. А важнейшие государственные дела в Азербайджане решались от его имени и заверялись его поддельной подписью. К сведению Юнусова, такое невозможно по определению. Президент Азербайджана лечился не в Баку; он лежал в госпитале в американском городе Кливленде. Об изменениях в его состоянии круглосуточно узнавало множество людей, начиная от главврача и всего персонала больницы и личной президентской охраны и кончая сотрудниками дипломатического корпуса и должностными лицами США вплоть до Президента. Ни при каких обстоятельствах невозможно было неверно представить состояние Президента Алиева в таком открытом обществе, как в США. Сделать это значило бы оскорбить американское гостеприимство и доверие. Можно быть абсолютно уверенным, что о любых изменениях в состоянии Президента Азербайджана мир своевременно был бы оповещен.
Президента провожала в последний путь вся страна. Смысл большинства слов со временем девальвируется и стирается, но в те дни весь народ погрузился в глубокий траур.
В политическом словаре в это время появился новый термин «цветная революция». Призрак блуждал по СНГ, призрак «цветной революции». В Азербайджане этот призрак появился еще при Гейдаре Алиеве, но он вел себя тихо и ненавязчиво, как и полагается смышленому привидению. Попытка материализации произошла 16 октября 2003 года. Господин Юнусов находился в то время в США и, возможно, видел эти события предвзятыми глазами «Хьюман райтс вотч», а я в Баку — своими собственными. В ту же ночь я написал о том, что происходило в статье «Несколько замечаний по поводу заявления норвежского посла». Статья была опубликована 29 октября 2003 года в газетах «Зеркало» и «Бакинский рабочий». Те читатели, которых интересует отчет очевидца этих событий, могут прочесть о них в моей статье.
Видимо, для пущей убедительности в своей статье господин Юнусов часто ссылается на «Хьюман райтс вотч», но этого недостаточно для того, чтобы подтвердить то, что он хочет сказать. Мы знаем, что «Хьюман райтс вотч» преследует свои специфические цели и задачи и что они могут оказать влияние и ввести в заблуждение СМИ и тех лиц, которые формируют свое мнение на основе таких взглядов. Насколько мне известно, организации «Хьюман райтс вотч» никогда не предоставлялось международного статуса, как ООН. Непонятно, на каком же основании она вмешивается во внутренние дела суверенных стран, поскольку ее мнение не является законным основанием для подобного вмешательства.
Попытка совершить «цветную революцию» в Азербайджане 16 октября, по сути, стала испытанием нового порядка на прочность. И руководство страны с честью его выдержало, так как народ отреагировал однозначно и поддержал своего молодого и харизматического президента. Расчет мятежников на поддержку народных масс не оправдался, и оставшиеся в изоляции «революционеры» были разогнаны. На подавление мятежа понадобилось полтора часа.
Взгляды г-на Юнусова не способствуют пониманию того, что в действительности произошло в Азербайджане, когда страна боролось за восстановление своей исторической независимости. Мы по праву можем гордиться достигнутыми успехами на пути к становлению в стране стабильной демократической системы, где с уважением относятся к самым разнообразным мнениям и религиозным убеждениям. Однако обществу необходимо сформировать четкие и реалистичные цели своего развития и при этом заботиться о том, чтобы население восприняло новые институты и новые привычки. Со временем новая система окрепнет, и люди привыкнут к необходимым переменам, которые уходят корнями в традиции прошлого. Тогда будет создана основа для построения нового общества, обеспечивающего процветание и светлое будущее нашей родины и ее энергичного народа.

От редакции. Этот материал известного азербайджанского литератора мы публикуем, чтобы познакомить читателей с иной точкой зрения и дать представление о диаметрально противоположном взгляде на постсоветский Азербайджан, нежели тот, который мы знаем по публикациям нашего постоянного автора, политического эмигранта Рамиса Юнусова. Трудно судить о том, насколько продвинулось молодое государство на пути становления стабильной демократической системы, но, пожалуй, было бы очень показательно, если бы подобные дискуссии имели место в бакинской прессе, а не на страницах наших американских изданий. Иначе говоря, мы совсем не против перепечатки, равно как и предоставления возможности увидеть все вышеперечисленные изменения воочию.