ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОХИЩЕНИЯ
Эфраим ГАНОР
Недавно Иран объявил, что Россия передаст ему самую совершенную в мире систему противовоздушной обороны, которая обеспечит оптимальную защиту от любой попытки покушения на иранские ядерные объекты. Россия со своей стороны отрицает этот факт. Ситуация напомнила мне события декабря 1969 года, когда Война на истощение в районе Суэцкого канала была в самом разгаре
Тогда военно-воздушная мощь Израиля явно превосходила силы Египта. И Советский Союз решил подсобить египтянам, поставив им наилучшую радарную установку из всех существовавших на тот момент на планете. Эта установка была предназначена для защиты от израильских самолетов, которые регулярно курсировали в районе Суэцкого канала. Что, разумеется, крайне обеспокоило командование ВВС и всю систему безопасности нашей страны. Израильские военспецы понимали, что наличие у египтян супер-радара существенно ограничит маневренность наших самолетов в проблематичном районе. Их тревога была тем более оправданна, что радар доказал свою результативность, обнаружив несколько израильских военных самолетов, которые были сбиты египетскими зенитчиками, а пилоты захвачены в плен.
Это был тяжелый удар для Израиля. Радар следовало уничтожить как можно быстрее. И командование ЦАХАЛа предприняло решительные действия. Разведка оперативно выявила местонахождение радара: оказалось, что он установлен в районе Исмаилии, точнее, в расположении египетской армейской базы Рас-Ариб. 24 октября 1969 года израильские самолеты разбомбили установку в том месте, которое указали разведчики. А через несколько часов выяснилось, что радар действует. Посрамленная разведка провела новую операцию и выяснила, что радар, который разбомбили наши самолеты, был муляжом, как раз и предназначенным для того, чтобы ввести в заблуждение израильские разведслужбы и ВВС. Настоящий же размещен в другом месте.
В район Суэцкого канала был направлен самолет-разведчик, осуществивший аэрофотосъемку. Снимки показали, что примерно в десяти километрах к западу от Рас-Ариба появились два новых объекта. А именно — бедуинские шатры.
Специалисты по электронному сыску достаточно быстро установили, что именно в этих шатрах спрятаны два вагончика с радарной установкой. Более того, судя по сделанным с воздуха фотоснимкам, в районе размещения радара египтяне не установили ни наземной, ни противовоздушной защиты, как принято в таких случаях, очевидно, соблюдая строгую конспирацию. Шатры были разбиты в безлюдном месте, к ним не вела ни проселочная дорога, ни даже протоптанная тропа. Второй ошибки израильская разведка позволить себе не могла, поэтому все данные были внимательнейшим образом изучены и проанализированы. Удалось выяснить, что в одном из бедуинских шатров установлен собственно радар со всеми его датчиками, антеннами и экранами, а в другом — система связи и система питания, которая получала ток от генераторов, расположенных в подземном бункере.
В ЦАХАЛе понимали, что добраться до радара крайне сложно, поэтому его решили уничтожить с воздуха. Операция была спланирована четко и точно, но когда самолеты уже вышли на взлетную полосу, они неожиданно получили приказ заглушить двигатели. Дело в том, что у армейского командования возник более смелый план — не уничтожить радар, а похитить его и доставить в Израиль.
Следует отметить, что огромный интерес к этому радару проявляли и американцы, так что вопрос о том, что его следует заполучить целым и невредимым, решался не только нами.
Операция по похищению супер-радара получила кодовое название «Тарнеголь 53» («Петух» в переводе на русский), ее разработал генерал Давид Иври, который позже стал командующим израильскими ВВС. Он ознакомил с деталями операции тогдашнего командующего ВВС Моти Хода, вместе они довели сценарий до совершенства и представили на суд генштаба ЦАХАЛа. Там внимательно изучили его, пришли к выводу, что радар действительно можно доставить в Израиль в целости и сохранности, и дали добро на начало операции. (Заметим, что поначалу в генштабе серьезно сомневались в такой возможности, особенно с учетом того, что установка со всеми прибамбасами весила около семи тонн, к тому же ее предстояло как-то переправить через Суэцкий канал.)
Командование операцией возложили на командующего десантными войсками генерала Рафаэля Эйтана. Тот выбрал для ее выполнения командира десантной бригады-35 полковника Хаима Наделя. Вместе они доработали все самые мельчайшие детали операции, выполнить которую предстояло десантникам вместе с ВВС. Кроме всего, вместе с радаром следовало похитить и доставить в Израиль находившихся при нем египетских солдат, которых затем можно было бы обменять на летчика Давида Авирама, попавшего в плен после того, как его самолет сбили благодаря треклятому радару. Как видите, операция была крайне сложной, так что для ее выполнения были отобраны лучшие из лучших.
Все началось 25 декабря 1969 года. Все группы, участвовавшие в операции, собрались на базе ВВС Тель-Ноф (в окрестностях Реховота). Там они прошли детальный инструктаж, по авиафотоснимкам изучили местность, на которой им предстояло действовать, и на трех вертолетах были доставлены на базу ЦАХАЛа Абу-Родес, что на юге Синайского полуострова, у самого моря. Там группы еще раз «повторили урок» и даже провели небольшую репетицию, особенно тщательно отработав момент нападения на шатры и демонтаж радарной установки. А пилоты вертолетов «Ясур» потренировались в прикреплении вагончиков и их транспортировке (поскольку «Ясур» в состоянии поднять не более четырех тонн груза, в операции пришлось задействовать две машины). Тренировка проводилась в обстановке повышенной секретности, даже вагончики с балластом с армейской базы в Црифине умыкнули без разрешения, дабы избежать даже малейшей вероятности утечки информации.
К утру в пятницу, 26 декабря, подготовка к операции была завершена, а в полдень из генштаба ЦАХАЛа прибыло окончательное разрешение на ее выполнение.
В 21:00 того же дня боевые самолеты «Скай Хок» взяли курс на расположение египетских сухопутных войск в районе Суэцкого канала, чтобы отвлечь внимание египтян от операции «Тарнеголь 53». На все про все им хватило 15 минут, и тогда группа десанта на вертолетах «Супер Фрелон» вылетела к месту проведения операции. Машины летели очень низко, чтобы не попасть на экраны радара, который предстояло похитить, поэтому им крайне сложно было определить место посадки, расположенное в шести километрах от радарной установки. Однако, сделав несколько кругов над заданной местностью, они обнаружили нужную точку и сели. Ночь была очень светлой, так что десантники без труда прошли 4,5 километра по пустыне и затем разделились на три группы.
Первая выставила блокпост на дороге, чтобы остановить продвижение египтян, если радарный расчет успеет вызвать их и те ринутся на подмогу. Вторая группа подобралась к шатрам совсем близко, и последние 200 метров десантники двигалась ползком. Из-за шума, производимого генераторами, египетские солдаты, которые охраняли радар, оказались застигнутыми врасплох. Двое были убиты, четверых наши обезоружили и захватили в плен. Один из десантников получил ранение, ему оказали помощь на месте. Египтянам, ночевавшим в палатках, было предложено выйти наружу и сдаться. Те так и сделали. Более того, они рассказали израильтянам, как действует радар, и передали всю техническую документацию.
А в это время десантники отключили генераторы и занялись демонтажем установки. Точнее, они закрепили все ее части внутри вагончиков, а сами вагончики освободили от всего, что привязывало их к земле. Работа по плану должна была завершиться к 01:45, однако наши не уложились из-за антенны, которая все никак не хотела складываться и создала бы помеху для вертолета, к которому следовало прикрепить вагончик. Пришлось провозиться еще целый час, и только в 02:45 десантники вызвали вертолеты «Ясур», которые через несколько минут подняли груз в воздух и взяли курс на Израиль. У одного из вертолетов сразу после взлета обнаружилась неполадка в системе гидравлики. По идее, машину следовало немедленно посадить, а неполадку устранить. Однако пилот Нехамия Даган рискнул и повел вертолет всего на стометровой высоте. Более того, он изменил маршрут и сумел дотянуть до побережья Суэцкого канала с нашей стороны. Второй же вертолет благополучно приземлился на базе Абу-Родес.
А пока вертолеты доставляли вагончики с радарной установкой в Израиль, десантники уничтожили место ее расположения, бункеры с генераторами и палатки личного состава и вместе с пленными и ранеными двинулись туда, где их поджидали «Супер Фрелоны». В 04:00 они уже погрузились в машины, а через полчаса выпрыгивали на землю в Абу-Родесе, где их с волнением поджидал начальник генштаба ЦАХАЛа Хаим Барлев...
Радарная установка была передана экспертам технической разведки ВВС в самом лучшем виде. Те сумели «вытащить» из нее информацию колоссальной важности, позволяющую понять выработанную советским командованием концепцию противовоздушной защиты. На основе этой информации ЦАХАЛ разработал средства электронной защиты от радарных установок советского производства, которые находились на вооружении соседских арабских армий. Чуть позднее радар Р-12 был переправлен в США, для изучения американскими экспертами.
Израиль не распространялся о своем успехе. Однако иностранные СМИ все же добыли информацию и рассказали об этой дерзкой операции «в голливудском стиле». А в европейской прессе даже появились карикатуры, изображающие израильские вертолеты, несущие через границу египетские пирамиды.
«Новости недели»