ОБЫКНОВЕННЫЙ РАСИЗМ

ОБЫКНОВЕННЫЙ РАСИЗМ

Петр ЛЮКИМСОН

Утром в минувший четверг десятки тысяч ультраортодоксов выплеснулись на улицы Бней-Брака и Иерусалима, чтобы провести демонстрацию в поддержку 86 жителей поселения Эммануэль, приговоренных БАГАЦем к двум неделям тюрьмы за нежелание отправлять своих дочерей в школу, где учатся девочки из семей сефардских евреев. Осужденным дали понять, что как только они согласятся, чтобы их дочери учились в этой школе, приговор будет отменен. Однако на совещании ашкеназских раввинов, состоявшемся в ночь со вторника на среду, было решено: пусть лучше все приговоренные отправятся в тюрьму, чем выполнят условие Высшего суда справедливости, олицетворения израильского закона и правосудия. В среду те же раввины решили провести массовую демонстрацию в поддержку упрямцев из Эммануэля.

В четверг утром, когда стало известно, что в демонстрации примут участие тысячи человек, страсти накалились до предела. Пока в Бней-Браке и Иерусалиме ждали автобусов с будущими узниками, чтобы устроить им торжественные проводы в тюрьму, по радио и телевидению предрекали всякие ужасы. Журналист Гай Мероз заявил: он надеется, что дело обойдется несколькими десятками раненых, но эти фанатики никого не убьют. Тем временем среди светского населения страны, уже прослушавшего утренние сводки новостей и комментарии к ним, а также проштудировавшего свежие газеты, нарастало недоумение, смешанное с возмущением. То, что среди ашкеназских ультраортодоксов нашлись расисты, считающие сефардских евреев людьми второго сорта, в общем-то, никого не удивляло. Такие эксцессы бывали и раньше. Но то, что этих расистов решили поддержать самые авторитетные раввины, которые вдобавок к этому заявили, что их расизм – это борьба за верность Торе и ее идеалам, поражало и вызывало законное негодование. "Где в Торе написано, что ашкеназы должны учиться раздельно от сефардов?! И разве объединение всего еврейского народа в Земле Израиля после возвращения из галута не было идеалом еврейских пророков?!" - вопрошали одни. "По какому праву ультраортодоксы осмеливаются выступать против решения БАГАЦа?! Сколько можно терпеть этих фанатиков, попирающих мнение большинства, не желающих жить, как все, и открыто бросающих вызов государству?!" - возмущались другие.

Самое любопытное заключалось в том, что ровно за неделю до этого те же люди говорили о необходимости уважать мнение меньшинства, толерантно относиться к тому, кто ведет иной образ жизни, о необходимости изменить некоторые законы, которые противоречат принципам терпимости... Правда, все эти речи звучали в преддверии тель-авивского "парада гордости" секс-меньшинств, а в сознании этих людей, видимо, то, что справедливо по отношению к гомосексуалистам и лесбиянкам, никак не может быть справедливо по отношению к "пейсатым".
Среди тех, кто бурно возмущался ашкеназскими ортодоксами, был и автор этих строк. Правда, по мере развития событий у него возникало все больше и больше вопросов, связанных с происходящим. Во-первых, было непонятно, почему молчит партия ШАС. Казалось бы, абсолютно все благоприятствует тому, чтобы эта партия сефардского еврейства значительно укрепила свои позиции. Ее лидерам достаточно было заклеймить ашкеназский расизм, выступить с заявлениями о том, что борьба за равенство не закончена, призвать выйти на контрдемонстрацию – и ШАС завоевала бы симпатии тысяч сефардов, голосовавших на прошлых выборах за другие партии, и снова стала бы претендовать на 17-18 мандатов в кнессете. Но нет, как духовные, так и политические лидеры этой партии молчали, а когда один из ее депутатов попытался высказать что-то подобное, ему позвонили из партийного Совета мудрецов Торы и предупредили, что это его последняя каденция в кнессете.

Мое недоумение возросло еще больше, когда стало известно, что ряд сефардских раввинов решили принять участие в демонстрации наравне со своими ашкеназскими коллегами, и вообще среди 200 тысяч демонстрантов, собравшихся в Бней-Браке и Иерусалиме, замечено немало сефардов. Какие мотивы подвигли этих людей поддержать тех, кто держит их за евреев второго сорта?!
Наконец когда вскоре после начала демонстрации житель Эммануэля Меир Эльмалиах заявил, что он, наполовину "марокканец", наполовину йеменский еврей, с гордостью идет отбывать тюремное наказание за свой "ашкеназский расизм", все происходящее стало вообще напоминать театр абсурда. Стало ясно, что тут явно не сходятся концы с концами и что та информация, которую мы все черпали из СМИ, либо не совсем соответствует действительности, либо вообще ей не соответствует.

Надо сказать, что на протяжении последних месяцев все происходящее в поселении Эммануэль казалось мне настолько далеким от интересов нашей общины, что я, как и все остальное русскоязычное население страны, не особенно вникал в ситуацию. Того, что писали "Гаарец", "Едиот ахронот" и "Маарив", я просто принимал к сведению, не особо интересуясь подробностями. Однако возникшие в конце минувшей недели вопросы невольно пробудили во мне интерес к этим событиям, и я попытался обратиться к ряду депутатов кнессета от партий ШАС и "Яадут а-Тора" с просьбой объяснить, как видится происходящее с их стороны баррикад. Почему они вдруг все превратились в горячих сторонников ашкеназского расизма? С какой стати они увидели в расистах, идущих в тюрьму, героев, совершающих "кидуш а-Шем" - самопожертвование во имя веры, высший подвиг, какой только может совершить еврей?..

К сожалению, когда я обратился к ним с этими вопросами, было уже поздно - лидеры ультраортодоксальной общины запретили своей пастве давать какие-либо интервью, мотивируя это тем, что любые контакты с журналистами в итоге приводят лишь к обострению ситуации. Все без исключения журналисты, по словам раввинов, бессовестно перевирали слова интервьюируемых или вкладывали в их уста заявления, которых те никогда не делали. Поэтому контакты с прессой решено было ограничить исключительно официальными, тщательно взвешенными заявлениями.

Все мои обещания написать только то, что мне скажут, ни к чему не привели – в интервью мне было отказано. Однако некоторые из тех, к кому я обращался, в том числе помощник одного из депутатов кнессета от "Яадут а-Тора", согласились изложить свою версию событий происшедшего в поселке Эммануэль, а затем в БАГАЦе, при условии, что их имена ни в коем случае не будут упомянуты в материале. И версия эта так разительно отличается от всего, что говорится и пишется в ивритских СМИ, что я просто обязан привести ее полностью.

"МЫ НЕ РАСИСТЫ. РАСИСТЫ – НЕ МЫ!"
Вся эта история, поставившая Израиль "на уши", по словам моих собеседников, началась несколько лет назад, и не в Эммануэле, а в иерусалимском квартале Гиват-Шауль. Здесь уже много лет действует школа для девочек "Бейт-Яаков", возглавляемая раббанит Йохевет Эльяшив, невесткой рава Эльяшива, знаменитого лидера литовского еврейства. Это учебное заведение считается одним из самых престижных в ультраортодоксальной среде, и поступающим в него девочкам приходится проходить необычайно трудный экзамен. Да и к их семьям раббанит Эльяшив предъявляет довольно жесткие требования.
Среди тех, кто попытался устроить в эту школу свою дочь, был и некий Йоав Лелюм. По целому ряду причин дочери Лелюма в приеме в школу "Бейт-Яаков" было отказано, и тогда возмущенный отец подал в Иерусалимский мировой суд иск против раббанит Эльяшив, заявив, что отказ вызван "расистскими причинами". Дескать, в этой школе учатся только девочки из ашкеназских семей, а сефардам туда вход напрочь закрыт.

В школе это обвинение было воспринято как смехотворное. В суде раббанит Эльяшив представила список учениц, из которого следовало, что примерно половину из них составляют девочки-сефардки, и иск был отклонен. Вообще девочки из сефардских семей составляют не менее 40% учениц "ашкеназской" сети "Бейт-Яаков", это статистический факт, а с фактами не спорят. Однако Йоав Лелюм не собирался сдаваться и решил начать кампанию против всей сети школ "Бейт-Яаков", для чего создал специальную амуту. Твердо убежденный в своей правоте, он вскоре обрел неожиданного союзника – 64-летнего рава Яакова Йосефа, сына рава Овадьи Йосефа, духовного лидера ШАС, уже давно не считающегося авторитетом даже в собственной семье.

Тем временем в поселении Эммануэль начали происходить весьма необычные события, которые и привели к нынешнему скандалу. Тут надо сказать, что четверть века назад, когда Эммануэль только-только начинал строиться, его задумывали как третий по значению после Бней-Брака и Иерусалима религиозный центр Израиля. Однако постоянно происходящие в его окрестностях теракты, а также аферы строительных подрядчиков, быстро положили конец этим планам. В последние годы ультраортодоксы стали покидать это поселение.
Первыми его оставили почти все жившие здесь литваки. За ними последовали гурские хасиды. Цены на квартиры в Эммануэле начали стремительно падать, и в поселке на смену выехавшим появились так называемые хазарники - те, кто "хазар ле-тшува", то есть "вернулся к ответу" и стал вести религиозный образ жизни. Большинство из них искренне считали себя ортодоксами, но на самом деле таковыми не являлись. Многие из них так и не нашли в себе силы отказаться от телевизора, Интернета и т.д. Но все это, с точки зрения многих ультраортодоксов, несовместимо с избранным ими образом жизни, а потому на новоселов – как на сефардов, так и на ашкеназов – смотрели как на чужаков. При этом немалую роль сыграл и тот факт, что большинство из них были из так называемых неблагополучных семей, нередко из числа бывших наркоманов и вообще опустившихся по жизни людей.
Трения между "старыми" и "новыми" ортодоксами начались, когда их дочери поступили в школу "Бейт-Яаков". Хабадники оказались в стороне от этих дрязг, так как создали в Эммануэле собственную систему образования. Однако остальные старожилы Эммануэля начали с возмущением говорить о том, что дети из семей хазарников дурно влияют на их детей: те вдруг начали приносить в дом совершенно не принятые в религиозной среде матерные словечки и выражения, которые в ходу в семьях хазарников. Они пришли в ярость, когда дочери начали пересказывать им содержание показываемых по телевизору сериалов или реалити-шоу. Можно спорить о том, насколько правы хазарники в своем возмущении, однако бесспорно одно: это противоречило всем принятым в ультраортодоксальной среде нормам воспитания и образования, а следовательно, воспринималось как угроза их образу жизни.

Первыми на эту угрозу отреагировали проживающие в Эммануэле... ортодоксы-сефарды. По их просьбе партия ШАС создала в поселке новую школу для девочек, относящуюся к ее системе образования, "Эль-Мааян". В эту школу перешли 100 из 260 учениц "Бейт-Яакова", в основном, понятное дело, из сефардских семей. Таким образом, в школе "Бейт-Яаков" остались 160 девочек, в том числе несколько десятков из семей хасидов из Слонима – закрытой хасидской общины, которая, чтобы отгородиться от пагубного влияния окружающего мира, отказывается иметь дома не только компьютер и телевизор, но и радио.

В конце прошлого учебного года хасиды из Слонима заявили о свое намерении создать в школе "слонимское отделение", где, помимо обязательных предметов, изучалось бы духовное наследие Слонимского хасидизма, молитва велась бы в принятом у этой общины хасидском стиле, а сами девочки носили бы принятую у слонимских хасидов одежду – не юбки и рубашки, а полосатые сарафаны, черные гольфы и т.д.

Всего желание обучать своих дочерей на "слонимском отделении" выразили 80 семей. 70% из них составили семьи слонимских и брецлавских хасидов, 30% - сефардские семьи. Еще половина родителей оставила своих детей в общем отделении, и здесь уже 80% его учениц составляли сефардки. Многие жители поселка прекрасно поняли, что таким образом слонимские хасиды хотят оградить своих дочерей от общения с их детьми, и это вызвало у них понятное возмущение, которым они поспешили поделиться с борцами с "ашкеназским расизмом" Йоавом Лелюмом и равом Яаковом Йосефом.

Лелюм и Йосеф отреагировали мгновенно. Они подали в минпрос жалобу с требованием расследовать "факт расистской сегрегации в Эммануэле". Для расследования этой жалобы министерство направило в поселение д-ра Мордехая Баса, бывшего гендиректора канцелярии госконтролера. Д-р Бас пробыл в Эммануэле неделю и, ознакомившись с ситуацией, пришел к выводу, что никакой расистской сегрегации в школе "Бейт-Яаков" нет, а есть "разделение по религиозному признаку". Именно так он написал в своем отчете. При этом д-р Бас отметил, что считает такое разделение крайне нежелательным и рекомендует отменить его, однако, подчеркнул он, в принципе ситуация не выходит за рамки закона.

Это и в самом деле так: по закону, в Израиле каждый директор школы имеет право создать в возглавляемой им школе особый класс или отделение, в котором могут учиться только дети, соответствующие определенным критериям. Так, в принципе, было и в бывшем СССР, где существовали отдельные физико-математические, спортивные и т.д. школы, а также подобные классы в некоторых общеобразовательных школах. К примеру, меня в свое время из-за природной полноты не приняли в спортивный класс, зато последние два года я учился в физико-математическом классе, конкурс на поступление в который составлял 4 человека на место.

Словом, в Эммануэле решили, что в целом отчет д-ра Баса говорит в их пользу, а на рекомендации можно не обращать внимания. Однако Йоав Лелюм решил иначе и подал в БАГАЦ иск, обвинив директора школы и родительского комитета в расизме и пренебрежении рекомендациями минпроса. Бригаду судей БАГАЦа по данному делу поручили возглавить Эдмонду Леви, единственному члену Высшего суда справедливости, носящему кипу, и, кстати, единственному среди верховных судей сефарду. Судья Леви принял сторону истцов: он пришел к выводу, что "разделение школы в Эммануэле на хасидское и общее отделения было осуществлено по расовому, а не по религиозному признаку, последний лишь призван скрыть расистские мотивы ее руководства". В результате судья Леви предложил директору и родителям школьниц компромисс: в школе отменяется хасидский стиль молитвы и вместо него вводится т.н. "нусах сфарад" - стиль молитвы, признаваемый и сефардами, и ашкеназами; в школу возвращается общая форма, принятая во всех других школах сети "Бейт-Яаков", при этом девочки из семей слонимских хасидов и тех, кого это устраивает, могут продолжать обучаться по особой программе, включающей изучение хасидизма.

Любопытно, что слонимские хасиды согласились принять этот компромисс, а вот податели иска – нет. И тогда судья Леви принял окончательное решение в пользу последних. Он постановил, что "слонимское отделение" в школе должно быть упразднено. Свой вердикт он обосновал тем, что Закон о запрете дискриминации по расовому и религиозному признаку имеет приоритетное значение по отношению к закону, разрешающему директорам создавать в школах специальные отделения для тех или иных специфических групп учеников.
В ответ на этот вердикт 43 семьи (большинство - слонимские хасиды, но есть среди них и ортодоксы-сефарды) забрали своих детей из "Бейт-Яакова" и создали амуту, ставящую своей целью создание частной школы, действующей без всякой помощи государства. Но так как на получение всех необходимых разрешений для открытия такой школы требуется довольно много времени, они решили учить своих детей дома, для чего привлекли преподавателей из того же "Бейт-Яакова" и оплачивали их труд из своих личных средств.

В связи с их демаршем последовал второй иск в БАГАЦ. Теперь Йоав Лелюм и рав Яаков Йосеф обвинили слонимских хасидов и примкнувших к ним сефардов в злостном пренебрежении решением суда и уклонении от него. Этот иск и рассматривался БАГАЦем на прошлой неделе. И вновь симпатии судьи Эдмонда Леви оказались на стороне истцов. Он увидел в действиях слонимских хасидов отказ выполнять постановление суда и нарушение Закона о всеобщем образовании, в соответствии с которым все дети страны должны учиться в признанной государством системе школ. На этом основании БАГАЦ потребовал, чтобы девочки, которых родители забрали из "Бейт-Якова", вернулись в школу, а когда родители отказались выполнить данное решение, приговорили их, как отцов, так и матерей, к двухнедельному тюремному заключению. Причем если обычно в подобных случаях решение суда вступает в силу в течение месяца, то в данном случае от родителей потребовали явиться в тюрьму для отбытия наказания немедленно, в течение суток.

Вот это и породило взрыв публикаций в ивритских СМИ об "ашкеназском расизме" и о нежелании ортодоксов следовать законам Государства Израиль. Но решение БАГАЦа вызвало и взрыв возмущения в среде ортодоксов. Во-первых, потому что в этом решении они увидели посягательство на свое право воспитывать и обучать детей в том духе, в каком они считают нужным, а заодно ограждать их от чуждого влияния. Между тем, за это свое право евреи боролись на протяжении столетий во всех странах мира. Посягательство на него в еврейских религиозных кругах всегда считалось посягательством на саму Тору, ведь именно благодаря собственной системе образования мы и сохранили себя как народ. В любой точке планеты попытки местных властей закрыть еврейские религиозные школы всегда наталкивались на самое ожесточенное сопротивление местной общины. И вот теперь выясняется, что право евреев давать своим детям принятое у них образование оспаривается в государстве, называющем себя еврейским!
Во-вторых, в том, что БАГАЦ совершенно безосновательно обвинил их в расизме, а ивритские СМИ подхватили это обвинение и устроили вокруг него настоящую истерию, ортодоксы увидели очередную попытку разжечь в обществе ненависть к их общине, а заодно и ко всему, что связано с Торой, еврейскими ценностями и еврейским образом жизни. Решение отправить в тюрьму, да еще и немедленно, обоих родителей (особенно, с учетом того, что в этих семьях есть дети-инвалиды, часть из матерей находится на последнем месяце беременности, а часть кормит своих младенцев грудью), с точки зрения ортодоксов, было проявлением не только жестокости, а и ненависти судей по отношению к ним.
Все это и привело к тому, что когда родители девочек собрались идти в тюрьму, ультраортодоксы восприняли их как героев и вышли на демонстрацию в их поддержку.

ПРОСЧЕТ
По самым приблизительным подсчетам, в демонстрациях в Бней-Браке и Иерусалиме и в последующем марше на Русское подворье, откуда осужденные жители Эммануэля отправились в тюрьму, принимали участие не меньше 200 тысяч ортодоксов. При этом те, кто предсказывал, что все это выльется в массовые беспорядки, явно просчитались. Как отметил генинспектор полиции Дуду Коэн, в ходе демонстраций не было зафиксировано ни одного случая нарушения правопорядка. Таким образом, констатировал Коэн, ортодоксы показали всей стране, насколько цивилизованно они способны проводить такие акции, во всяком случае, когда они осуществляются с ведома и благословения авторитетных раввинов. И тем не менее, вопреки очевидным фактам, большинство журналистов продолжали обвинять ортодоксов в расизме и накачивать своих читателей ненавистью к этой части израильского общества.
Резким диссонансом на этом фоне прозвучала опубликованная в газете "Едиот ахронот" статья Нахума Барнеа. Барнеа (лично для меня это стало настоящим сюрпризом!) оказался, пожалуй, единственным из известных ивритоязычных журналистов, кто попытался честно разобраться в ситуации и в итоге понял, что расизм тут совершенно ни при чем. Отмечая, что для него самого, конечно же, неприемлемо то, что ортодоксы не хотят, чтобы вместе с их детьми учились дети из менее религиозных семей, в домах которых есть телевизор, компьютер и радио, Барнеа пришел к выводу, что эти люди имеют право отстаивать свой образ жизни, и это не они в данном конкретном случае пытаются навязать обществу свой образ жизни, а, наоборот, общество пытается указать им, как они должны жить и воспитывать детей, что, с его точки зрения, совершенно неприемлемо. По этой логике, продолжил Барнеа, следует вмешаться также в систему воспитания и обучения в арабских и друзских, а затем и в тех светских еврейских школах, где детей учат не по общегосударственной программе, а так, как считают нужным их родители. Таких школ в стране, кстати, немало, но пусть только попробует кто-нибудь посягнуть, к примеру, на созданные израильскими левыми так называемые демократические школы, это вызовет немедленную гневную реакцию светского антиклерикального населения и все тех же израильских массмедиа.

Занятая же нашими СМИ позиция и то, как они все это время освещали эммануэльскую историю, объясняется исключительно их расизмом. Но расизмом в израильском смысле этого слова: в той почти патологической неприязни, которую большинство представителей местной прессы испытывают к еврейским ортодоксам, в их стремлении всячески настроить против харедим все остальное общество.
Таким образом, вроде бы на все вопросы получены ответы. За исключением разве что одного, может быть, самого важного...

КТО ЗАКАЗЫВАЕТ МУЗЫКУ?
Не секрет, что подача иска в БАГАЦ – дело недешевое, а потому лично меня очень беспокоил вопрос о том, кто же именно субсидировал подачу исков против жителей Эммануэля. В то, что Йоав Лелюм и рав Яаков Йосеф выложили необходимые для этого деньги из собственного кармана, мне верилось слабо, и, как выяснилось, я оказался прав.
Сам Йоав Лелюм не скрывает, что его амута субсидируется рядом израильских фондов, действующих на деньги ЕС. Речь идет о тех самых фондах и правозащитных организациях, которые активно сотрудничали с пресловутой комиссией Ричарда Голдстоуна. Эти фонды поддерживают различные израильские леворадикальные движения и миссионерские секты, а также готовы оказывать финансовую помощь различным израильским вузам при условии, что те построят свои курсы истории Израиля и изучения ТАНАХа в соответствии с их требованиями. Например, введут в курс изучения ТАНАХа цикл лекций, подробно знакомящих студентов с так называемой теорией библейской критики, согласно которой большая часть ТАНАХа повествует о вымышленных событиях и героях. Эти же фонды курировали, как оказалось, освещение дела об ашкеназском расизме в прессе, поставляя журналистам информацию о слушаниях в БАГАЦе.

Ответ на вопрос, для чего им все это нужно, я оставляю читателям. Думаю, для того же, для чего они снабжали лживой и заведомо фальсифицированной информацией комиссию Голдстоуна. Для того же, для чего они организуют демонстрации против еврейского строительства в Иерусалиме, борются за снятие блокады Газы или пытаются переписать учебники еврейской истории. Цель их, в общем-то, ясна, и, похоже, для ее достижения они не брезгуют никакими методами...
"Новости недели" — "Континент"