АМЕРИКАНСКИЕ МУЗЕИ ПОКАЗЫВАЮТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СОКРОВИЩА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

ПРАВОСЛАВНЫЕ ИКОНЫ, КАРТИНЫ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ, ИЗДЕЛИЯ ФАБЕРЖЕ СОХРАНЯЮТ ОГРОМНУЮ ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТЬ

Во время предстоящего визита президента Обамы в Москву ему предстоит знакомство со страной с богатейшими художественными традициями. Музыка великих русских композиторов, произведения выдающихся русских художников, русская школа классического балета пользуются широким признанием и популярностью во всем мире. Жители Америки могут изучать впечатляющее культурное наследие России и восхищаться им благодаря американским музеям, в которых хранятся богатые коллекции русского искусства.
«Нашей стране очень важно видеть и ценить искусство России, потому что оно служит залогом взаимопонимания и знаний, — говорит Джуди Датчер, директор Музея русского искусства в Миннеаполисе. — Понимание русского искусства может послужить основой для диалога между нашими странами».
Культурное влияние России на Соединенные Штаты и другие страны неизмеримо. От музыки Петра Чайковского в 19-м веке до таких прославленных композиторов 20-го столетия, как Игорь Стравинский и Сергей Рахманинов, Россия оставила неизгладимые следы в мировой музыке. Имена российских звезд русского балета, таких как Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Рудольф Нуреев и Михаил Барышников прогремели на весь мир, российский балет продолжает оказывать воздействие на современный танец в глобальных масштабах. Всемирно известные труппы Большого и Мариинского театров регулярно выезжают на гастроли в разные уголки планеты. Невозможно переоценить и вклад России в мировую литературу. Переводы произведений Александра Пушкина, Льва Толстого, Федора Достоевского, Антона Чехова, Бориса Пастернака и Александра Солженицына выходят большими тиражами на самых разных языках.
Отличные коллекции русского изобразительного искусства хранятся в нескольких американских музеях, и одним из первых в этом отношении является Музей русского искусства – один из двух музеев в Соединенных Штатах, в которых экспонируются и хранятся произведения русского искусства. Музей специализируется в области искусства конца 19-го и начала 20-го века и проводит разнообразные выставки, «призванные укреплять международное взаимопонимание», говорит Датчер.
«Недавно проходила выставка русских православных икон из Ярославского художественного музея, которая продемонстрировала богатство иконописной традиции в России, — рассказала она, — традиции, которая зародилась в 11-м веке и бережно хранится по сей день. Русская икона издавна является олицетворением русской культуры». Еще одна выставка, намеченная на осень 2010 года, будет посвящена блокаде Ленинграда, унесшей из жизни около миллиона жителей города, которых находился в кольце немецких войск в течение 900 дней. «Мы работаем с правительством города Санкт-Петербурга над организацией этой выставки, — сообщила Датчер, — и они чрезвычайно щедро делятся с нами своими экспонатами».
Вторым музеем в Соединенных Штатах, деятельность которого посвящена сохранению произведений русского искусства, является Музей русских икон, расположенный в Клинтоне, штат Массачусетс. Его коллекция насчитывает более 350 русских икон, и является крупнейшим собранием такого рода в Северной Америке. Коллекция охватывает шесть столетий, начиная с 16-го века, и содержит важные исторические иконы, созданные с самых ранних времен иконописи до наших дней. Иконы экспонируются в здании построенной более 150 лет назад мельницы, которая теперь превращена в экологически чистый музей.
Еще одна обширная коллекция произведений русского искусства находится в Вирджинском музее изящных искусств, который находится в Ричмонде, штат Вирджиния. В этом музее хранится собранная Лиллиан Томас Пратт коллекция русских имперских драгоценностей, созданных Петером Карлом Фаберже. Фаберже в 1880-е годы был золотых дел мастером и придворным ювелиром. Именно тогда он впервые создал одно из своих изысканных пасхальных яиц, которое было подарено русской царице в 1885 году. До революции 1917 года им были созданы 54 пасхальных яйца, украшенных драгоценными камнями и эмалью. Пять из них (все они относятся к периоду правления Николая II), входят в коллекцию Пратт.
«Музей изящных искусств Вирджинии является крупным международным центром русского искусства, поскольку у нас хранится самая большая коллекция Фаберже, открытая для публики за пределами России», — рассказал директор музея Алекс Найерджес. В музее в Ричмонде представлены и другие образцы русского декоративно-прикладного искусства. С июня 2009 по май 2010 года галерея Фаберже будет временно закрыта для проведения реставрационных работ.
До 13 сентября 2009 года в галерее Артура Саклера при Смитсоновском институте в Вашингтоне проходит выставка «Цари и Восток: дары из Турции и Ирана в московском Кремле». Среди этих 60 дипломатических даров, датируемых периодом с начала 16-го по конец 17-го века, есть доспехи, огнестрельное оружие и украшенные драгоценностями церемониальные сосуды, подаренные русскому двору или православной церкви. Включенные в эту выставку экспонаты свидетельствуют о том, какое выдающееся место занимает Россия в дипломатической истории Азии.
Музей Хиллвуд, который также находится в Вашингтоне, широко известен своей разносторонней коллекцией русского имперского искусства, включая венец с бриллиантами, в котором императрица Александра венчалась с Николаем II, и два пасхальных яйца работы Фаберже.
Энн Одом, почетный хранитель в музее Хиллвуд, рассказала, что первым знакомством Америки с русским изобразительным искусством стала Колумбийская выставка 1876 года в Филадельфии и что «изделия в русском стиле хорошо продавались в Tiffany’s и в Bailey, Banks and Biddle и во многих других ювелирных магазинах, где с 1880-х годов до Первой мировой войны были русские отделы… Иконы и произведения Фаберже до сих пор сохраняют большую притягательность для американской аудитории, как и серебро и эмали художников, которые показывали свои произведения в 1876 году в Филадельфии».
Творения талантливых русских художников издавна ценятся американскими посетителями музеев — не только за их красоту, но и за то, что они дают представление о культуре и истории России. «С ростом понимания и знания русской культуры возникает все больше возможностей для диалога», — говорит Датчер.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.