ФИЛИПП БОБКОВ ИЛИ КГБ В ХУДШЕМ СМЫСЛЕ СЛОВА
Авигдор ЭСКИН
Недавно вышла в печать книга бывшего главы Пятого управления КГБ \»Как готовили предателей\» Филиппа Денисовича Бобкова. Более двадцати лет возглавлял он отдел по борьбе с инакомыслием в СССР. Он отправил за решетку несколько тысяч людей, на нем лежит косвенная вина в гибели нескольких безвинных жертв режима. А главное — этот человек несет ответственность за развал своей страны, сопоставимую с бременем на совести Горбачева.
Об этом автор почему-то не пишет. Зато часто упоминает мифический \»план Лиоте\», якобы разработанный ЦРУ в конце сороковых. Он несет имя французского маршала, про которого рассказывают, как попал под палящее солнце и велел сразу посадить там аллею деревьев. Изумленным в ответ он рассказал, как чувствует себя лучше уже от мысли, что через тридцать лет здесь будет тень. Бобков пишет, что так выглядел план по поощрению в СССР идейно слабых элементов, которые в течение тридцати лет могут превратиться в настоящих врагов коммунизма.
Книга читается одним махом, взапой. Глава идеологического отдела КГБ искренне верит, что страна рухнула вследствие какого-то плана ЦРУ. Никаких подробностей он не приводит, как не может привести ни одного указания на какую-либо операцию западных спецслужб, привязанную к якобы главенствовавшему плану.
Бобков расписывается здесь в своем непрофессионализме, когда подменяет реальную аналитику конспирологической мифологией. Помню, как в 1992 году меня удивил один генерал КГБ, ушедший в отставку за несколько месяцев до нашего знакомства. Деловые переговоры с ним шли хорошо, но вдруг его перекосило. Он посмотрел на меня с прищуром: ты ведь все знаешь, а я знаю, кто ты… И пошел с видом бывалого знатока рассказывать мне о страшном колене левитов — эксплуататоров еврейского народа и зачинщиков всех войн в мире. Выслушав его, я тихо сказал: \»Теперь я понимаю, как развалился СССР\».
Книга погружает нас в затхлую атмосферу длинных гебистских коридоров семидесятых, возвращает нас к осязанию молельного шепота власть держащих о потребе в воскрешении Сталина. Однако степень жестокости и изуверства наших тогдашних преследователей была нами преувеличена по причине собственных наклонностей скатываться в конспирологию. Филипп Бобков раскрывается вовсе не как лютующий фашист. Более того, его любовь к Сталину — то не тоска по расстрелам и ссылкам, а желание бездомного пса вернуться к хозяину. В откровениях Бобкова нет клокочущей ярости, нет необузданного человеконенавистничества. А есть стиль Поскребышева, манеры Поскребышева и интеллект Поскребышева.
Он пишет так наивно и искренне, что улыбаешься умиленно. Кто оказывается виновным в массовом отходе от идей коммунизма и в психозе облибералить и обамериканить СССР за сто дней? Никак не сталинская система подавления, вызвавшая в душах людей противодействие. Никак не унылый маразм брежневского политбюро. Никак не позорная близорукость Пятого управления КГБ. Виноват во всем \»план Лиоте\», виноваты диссиденты с сионистами.
Сегодня известно, очевидно и проверено, что, будь на месте Горбачева иностранный агент, Советский Союз существовал бы еще долго. Так развалить страну могли только свои. Такие, как Филипп Денисович Бобков.
Обращаясь ко второй половине восьмидесятых, мы можем точно сказать, что роль сионистского движения в распаде СССР была нулевой, роль диссидентов была мизерной. Куда больше для развала сделали националисты-сепаратисты. Но кто застал врасплох западные спецслужбы? Те ведь стремились к небольшим изменениям внутри СССР, а о расчленении его и не помышляли. Зато сама правящая советская верхушка осуществила по своему разумению план по скорейшему развалу, и помогали ей в этом офицеры Пятого управления КГБ.
Бобков сводит счеты с Ельциным и Горбачевым, но скромно умалчивает о собственной карьере после ухода с поста главы псевдоохранки. А мы напомним, что Филипп Денисович был у истоков создания группы МОСТ и трудился долгие годы на посту главы аналитического отдела у Гусинского. И не один он там работал, а вместе с парой сотен офицеров из Пятого. А теперь вспомним, какую роль сыграла группа МОСТ в истории России? Откуда появились миллиарды в частных руках? Вспомним, как канал НТВ превратился в рассадник всего низменного, что присуще человеческой натуре. Вместо унылого лицемерия семидесятых — ускоренное освинение и культурный геноцид.
Кстати, напомним, кто возглавлял аналитический отдел в родственной МОСТу структуре МЕНАТЕП. Заместитель Бобкова, генерал Алексей Кондауров. Так что речь идет о закономерности. Странно, но в книге не пишется ни слова о том, что НТВ с \»Новой газетой\» и \»Эхом Москвы\» с \»Открытой Россией\» вкупе суть не иначе, как креатив бывшего Пятого управления КГБ. Или вы хотите сказать, что все эти бывшие работали на самом деле на ЦРУ и на \»план Лиоте\» или \»план Лимпопо\»?
Нет сомнения, что западные структуры сыграли свою роль в расшатывании идейных основ советской системы, но их удельный вес при общем взвешивании невелик. Никак не они лишили советскую жизнь ее первоначальной альтруистической и соборной привлекательности. Никак не они принимали решения о насаждении атеизма, о массовых репрессиях и прочих преступлениях, вызвавших реакцию отторжения. Куда большая ответственность лежит на тех, кто проводил спецоперации по прекращению частного преподавания иврита в то время, когда верхушка страны уже готовилась к погружению империи в хаос.
Книга Филиппа Денисовича Бобкова называется \»Как готовили предателей\». Получается, что для ответа на вопрос, кто и как готовил, ему просто следует посмотреть на себя в зеркало.