ОДИН СПЛОШНОЙ САУНДТРЕК — ТАКОВ ИТОГ ЕГО ЖИЗНИ

«Музыка должна придавать фильму дополнительное измерение. Она должна говорить о том, что не видно на экране и не проговаривается напрямую в диалогах…»
Морис Жарр

«Когда я буду умирать, в моей голове заиграет последний вальс, который услышу только я»
Морис Жарр

С момента ухода из жизни этого талантливого французского и американского композитора, дирижёра, прошло несколько лет. Но в памяти людей его имя продолжает жить благодаря прекрасным мелодиям, созданным им за более чем полувековую творческую деятельность. Помимо того, что Морис Жарр создавал их для ряда драматических театральных представлений, ему принадлежат 5 балетов*, концерты и симфонии, произведения электронной музыки. Однако особый вклад им внесен в создание музыки к кино. Скрупулёзно подсчитано, что его сочинения звучат в 150 кинофильмах и не менее чем в десяти телевизионных постановках! Конечно , эти цифры впечатляют. Истинный же масштаб оставленного им наследия раскрывается лишь в случае, если за этими сухими статистическими сведениями попытаться увидеть грандиозную многолетнюю работу, составившую творческую жизнь композитора. Сознавая это, Жарр назвал свою жизнь «одним сплошным саундтреком». Теле- и кинофильмы, богатая дискотека, аудио- и видеозаписи сольных выступлений вокалистов, музыкантов, ансамблей…, — всё это, в совокупности, поддерживает память о нём. Нам же, поклонникам его таланта, предоставлена бесконечная возможность наслаждаться замечательными произведениями мастера.

Морис Жарр (Maurice Alexis Jarre) родился 13 сентября 1924 года в Лионе, Франция. Недостаток информации о том как рос и воспитывался Морис до подросткового возраста, надо полагать, будет восполнен в биографии, которая рано или поздно будет написана. Известно, что до поступления на инженерное отделение Сорбонны он не проявлял явного интереса к музыке. Но, однажды возникшая всепоглощающая страсть к ней не оставляла его никогда. Ради этого прекрасного вида искусства он оставил Сорбонну и посвятил ему всю свою жизнь.

Уйдя из Сорбонны, он поступил в Парижскую консерваторию, где изучал композицию, гармонию, осваивал искусство игры на ударных инструментах. Его учителями были Л.Обер и А.Онеггер. Ему было 22 года, когда в театральной компании Жана-Луи Барро он выступал в качестве исполнителя в дуэте с композитором и дирижёром Пьером Булёзом (фортепиано и волны Мартено**).

В начале пятидесятых годов прошлого столетия Морис Жарр — директор Парижского Национального народного Театра. Послевоенные годы знаменуются для молодого музыканта многочисленными сочинениями для театра по произведениям таких известных авторов как Андре Жид, Андре Бретон, Жан Кокто… Некоторые из своих произведений композитор создаёт, находясь в тесных деловых связях с двумя исключительными антрепренёрами, Jean-Louis Barrault и Jean Vilar.

В 1951 году произошло, казалось бы на первый взгляд, незначительное событие: режиссёр Georges Franju , известный в кинематографических кругах Франции как «бескомпромиссный» документалист, пригласил Мориса Жарра для того, чтобы он написал музыку к его фильму «Дом инвалидов», посвящённый раненым ветеранам. Однако работа над этим фильмом оказалась одной из самых значительных вех в творческой жизни Жарра, поскольку она обозначила начало его карьеры в кинематографе. Это событие представляется тем более важным, что Морис Жарр, впоследствии, стал одним из самых плодотворных и успешных композиторов в области кино, завоевавшим славу и известность не только во Франции и Америке, но и во многих странах мира.

Перечень фильмов, для которых Морис Жарр создал музыку, настолько велик, что приводить его вряд ли целесообразно. С другой стороны, было бы ошибочным не подчеркнуть, что музыкальное сопровождение фильмов, созданное Жарром, при всём его разнообразии, не только отличалось высоким уровнем, полностью отвечающим требованиям режиссуры и сценария, но и было ярким запоминающимся, неизменно эмоционально воздействовавшим на публику.

На протяжении своей творческой карьеры ему пришлось тесно и плодотворно сотрудничать со многими режиссёрами, среди которых в первую очередь хотелось бы назвать Альфреда Хичкока, Лучано Висконти, Джона Хьюстена, Джона Франкенхаймера, Карела Рейша, Питера Уира, Давида Лина…

Было бы наивным утверждать, что все произведения Мориса Жарра к кинофильмам равноценны. Естественно, что из этой обоймы выделяются лучшие. Судя по оценке критиков, зрителей и слушателей, наилучшими фильмами, в которых принял участие Морис Жарр, как композитор, являются «Лоуренс Аравийский (1962), «Привидение» (1990), «Гибель богов» (1968), «Человек, который хотел быть королём» (1975), «Общество мёртвых поэтов» (1989) и, конечно же, «Доктор Живаго» (1965). Это мнение находит своё подтверждение в наградах, полученных композитором, поскольку эти фильмы, в числе других, нашли отражение в 9 номинациях на «Оскар», в 11 номинациях на «Золотой Глобус», в 5 номинациях на премию «Грэмми»…В его копилке три премии Американской киноакадемии «Оскар»: («Лоуренс Аравийский», 1962), «Доктор Живаго», 1965), «Поездка в Индию» (1984); четыре «Золотых Глобуса»: (1966, 1985, 1989, 1986); премия Британской киноакадемии (1989); 2 премии «Грэмми» (1967,1996), в т.ч. за музыку к фильму «Доктор Живаго»; приз Европейской киноакадемии. А незадолго до ухода из жизни он был приглашён на кинофестиваль «Берминале» в Берлин, на котором ему был вручен «Золотой медведь» — награда «за бесценные достижения в области искусства». Любопытно, что директор Берлинского кинофестиваля Д.Косслик назвал композитора «всемирно знаменитым и незабываемым». Тем не менее, из всего богатого музыкального наследия Жарра, «мелодия Лары» («Lara’s Theme») из кинофильма «Доктор Живаго» является одной из самых востребованных и исполняемых в мире. Эта мелодия бесспорно принадлежит к лучшим образцам музыкального искусства композитора. Особенно проникновенно, вызывая чувство восхищения, она звучит в исполнении Татьяны Ивановой, Ларисы Юдиной, хора и оркестра Рэя Конниффа… Став истинным интернациональным хитом, она мастерски воспроизводится соло на разных музыкальных инструментах (стоит послушать, например, как её исполняет Евгения Иноземцева). Полюбившуюся мелодию брали и продолжают брать на вооружение многочисленные ансамбли разных стран. Как впечатляет, например, «Мелодия Лары» в исполнении Поля Мориа и Джеймса Ласта, квартета балалаечников Москвы, ансамблей «Рябинка», «Русского фестиваля» и многих других. Благо, не возникает никаких проблем с её прослушиванием, поскольку нет недостатка в видео- и аудиокассетах, дисках, на которых она записана.

Существует несколько вариантов стихотворного текста, написанных к этой мелодии.
В произведении поэта Евгения Евтушенко «Борис Пастернак (1890-1960) Пастернакиада» третья часть триптиха озаглавлена «Мелодия Лары». Вдохновлённый романом «Доктор Живаго» и музыкой Мориса Жарра, поэт написал замечательный стихотворный текст, среди строчек которого мы находим слова песни на мелодию, сочинённую композитором:

… И однажды я вздрогнул
на площади Ютика в Талсе,
потому что с Россией на миг
с глазу на глаз остался.
Это мне городские часы
под размеренные удары
заиграли хрустально
мелодию Лары.
Жаль, что сам Пастернак не услышал той музыки,
света рождественского искристей.
Если даже не фильм,
то ему бы понравилась Джули Кристи.

Запрещённый роман
прорывался в Россию
мелодией Мориса Жарра.
Выключали экран телевизора…
если на льду
танцевала под эту крамольную музыку пара.
Но во всех кабаках –
и в столице,
и даже в Елабуге
тему Лары играть ухитрялись,
прикинувшись дурнями,
лабухи.
И, не зная за что,
инвалиды рублевки кидали,
и мелодии этой подзванивали медали:

Если крича,
плачу почти навзрыд,
словно свеча,
Лара в душе стоит.
Словно свеча,
в этот проклятый век,
воском шепча,
светит она сквозь снег.
И ты плачешь, Россия, плачешь
по всем, кто где-то замёрз в пути.
Жгут горячи,
слёзы, как воск свечи.
Русь, ты свети!
Лара, свети, свети!

Даже кресты
плачут живой смолой.
Родина, ты
будь ради нас живой!
Мир пустоват,
без огонька в ночи,
и Пастернак
с Ларой, как две свечи.

И ты плачешь, Россия, плачешь
по всем, кто где-то замёрз в пути.
Жгут горячи,
слёзы, как воск свечи.
Русь, ты свети,
Лара, свети, свети!

И, скитаясь по свету,
опальный роман доскитался
до того, чтобы время показывать музыкой в Талсе.
Тихий шелест страниц запрещённых –
мой трепет российского флага.
От чего-то нас всё-таки вылечил доктор Живаго.
И щелкунчиком,
не деревянным – живым,
в нескончаемом вальсе
я кружусь вместе с Ларой
на площади Ютика в Талсе.

Выдающийся композитор, Морис Жарр, скончался 29 марта 2009 года в Лос-Анджелесе. Память о нём, помимо оставленного им богатого творческого наследия, увековечивает «Звезда», установленная на голливудской аллее Славы.

* самый известный из них, «Собор Парижской богоматери», был поставлен в Парижской Опере в 1965 году (балетмейстер Ролан Пети, костюмы Ива Сен-Лорана). В 1978 году он входил в репертуар Ленинградского театра оперы и балета, а в 2003-м — Московского Большого Театра.
** «волны Мартено» — электрофон, сконструированный в 1928 году М.Мартено.

Виталий РОНИН

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.