Затык
Литература до тех пор будет в межеумочном состоянии, пока не будет создана и не заработает сеть распространения книжной продукции по всей стране. Лучше, разумеется, чтобы это была не одна-единственная сеть, а, по крайней мере, три. Не менее трех. Тогда будет, хочешь не хочешь, конкуренция, какая-никакая, не в ценообразовании, скажем, так в охвате регионов, не в охвате, так в стремлении к качеству распространяемой литературы. Что до тиражей книг, то они-то уж точно сразу подскочат, выведя книгоиздание из кризиса.
О том, что проблема в воссоздании охватывающих всю страну книгораспространительских сетей, свидетельствуют поразительные результаты работы церковного книгораспространения. Не знаю, как это делается в реальности, кто и как доставляет церковную литературу, вышедшую, предположим, в Москве, до Камчатки, но факт остается фактом: эта литература лежит и в тамошней церковной лавке. И если из-за высокой цены не покупается тотчас, то в течение какого-то времени покупается. Потому что не лежит на складе, она в рознице, выложена на прилавок под взгляд покупателя, и свой покупатель у каждой книги в конце концов найдется.
Вот интересно, я что, один такой умный, понимающий суть этой проблемы, видящий тот затык, из-за которого отечественное гражданское книгоиздание обмелело подобно Аральскому морю? Не сомневаюсь, что не один. Не сомневаюсь даже и в том, что есть предприниматели от книгоиздания, готовые и способные эти самые сети создать и запустить их работу, преодолев в том числе и всякие законотворческие несуразности. Несомненно, что созданный «затык» имеет искусственное происхождение. Кому-то выгодно, чтобы он существовал.
Вот кому? С какой целью? Экономическое тому обоснование? Политическое? Государству так надо? Или эгоистические интересы каких-то нескольких личностей, которым и без того хорошо?
На этот вопрос ответа у меня нет.
Анатолий Курчаткин
FB