ГДЕ НАЧАЛО ТОГО КОНЦА, КОТОРЫМ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ НАЧАЛО?
Дмитрий КАРАСЕВ
Минувшая неделя очередной раз показала, что в хитросплетениях родимой экономики и политики сам черт ногу сломит. На Президиуме Госсовета РФ, который президент проводил в Волгограде, Владимир Путин призвал присутствовавших к промышленному рывку и получению прибыли не только от поставок сырья и «отверточных» производств. В частности, он заводил «старые песни о главном», пытаясь акцентировать внимание аудитории на диверсификации и переориентации национальной экономики с сырьевой на перерабатывающую и высокотехнологичную направленность: «Необходима принципиально новая модель организации производства, ориентированная на создание инноваций и опирающаяся на конкурентную среду, причем и разработчиков, и поставщиков, и дилеров». «Государство как главный акционер значительной части промышленных активов должно активнее влиять на формирование новой промышленной среды. Прежде всего, надо помочь созданным холдингам стать по-настоящему современными бизнес-структурами». Региональные же чиновники, явно выросшие из партийно-комсомольских штанишек и откровенно «плавающие» в макроэкономике» (им бы один «срок» отсидеть и, дай Бог, два удержаться!), знай, послушно кивали головами и хвастались, какие замечательные «отверточные» производства на их территории строят добрые самаритяне-иностранцы. Ибо как для прежней, так и для нынешней номенклатуры движение все, а цель — ничто. Чиновники (в одном и том же кресле) так долго не живут…
В федеральном центре тоже происходит масса интересного. Пока чиновный люд обсуждает возможную отставку главы Минздравсоцразвития Михаила Зурабова, прославившегося непопулярными пенсионными инициативами, его коллеги из Минэкономразвития представили на рассмотрение ГД не менее антинародный законопроект о процедуре банкротства граждан. Судя по всему, влиятельное банковское лобби не на шутку встревожено негативными последствиями развернувшегося на бескрайних российских просторах бума потребительского кредитования и как следствие роста портфеля просроченных ссуд. Если в Европе чреватым системным банковским кризисом считается уровень невозврата потребительских кредитов 5—6%, то в России, по данным вряд ли заинтересованного драматизировать ситуацию в своем ведомстве ЦБР, он уже превысил 4%. Наверное поэтому, если раньше обсуждалась либеральная модель процедуры банкротства, которая бы дала гражданам, неспособным рассчитаться с долгами превышающими 10 тыс.руб., рассрочку на 5 лет, а также подать заявление о банкротстве в Арбитражный суд и таким образом избежать единовременного изъятия имущества в счет погашения долга, то по окончательному варианту законопроекта проштрафившиеся граждане будут избавлены от излишней волокиты. Имущество должника будет арестовываться судом, на реструктуризацию задолженности будет даваться 3 месяца, после чего суд признает гражданина банкротом, а судебные приставы будут иметь право на распродажу его имущества. Мы же не Америка какая, где суды ежегодно рассматривают более 1 млн. дел о банкротстве. У нас в бирюльки не играют — в России «крутой» капитализм! Неизвестно, с каким он будет лицом, но «человеческим» его пока назвать трудно.
Кстати, о Центробанке. Вероятно, в свете новых данных, возникших вследствие навязшего в зубах дела банкиров-убийц первого зампреда ЦБР А.Козлова, первый заместитель генпрокурора РФ Александр Буксман предложил усилить прокурорский надзор над главным банком страны: «Негативные процессы в банковской сфере не получают со стороны ЦБ адекватного реагирования». Например, широкий простор для коррупции дают предоставленные Банку России возможности принимать «вариативные» решения в сфере выдачи/отзыва банковских лицензий и приема банков в систему страхования вкладов: «Неоднократное применение регулятором мер предупредительного характера вместо санкций создает обстановку безнаказанности в банковской системе». В связи с чем предлагается провести ревизию всех нормативных актов ЦБР на предмет выявления неточных формулировок, а план неотложных мер по оздоровлению банковской системы уже направлен на рассмотрение ВВП. Как справедливо заметил Буксман (и это должно относиться ко всем чиновникам вообще), «Надо заложить в законе такой механизм, чтобы банковские служащие не имели возможности незаконно сочетать интересы службы с собственными коммерческими интересами». Депутаты пошли еще дальше, предложив отделить банковский надзор от Банка России. Ведь сегодня ЦБР в банковской сфере — царь и бог. Как следствие, правонарушения коммерческого банка могут быть установлены, а могут и нет, тогда как санкции к нарушителю могут как применяться, так и не применяться. Не удивительно, что глава ЦБР С.Игнатьев предпочел эти обвинения проигнорировать. Удивительно, что это за закон такой, который позволяет чиновникам «незаконно» сочетать госслужбу с собственным шкурным интересом (а часто путать государственный кошелек с личным), и где в это время были правоохранительные органы?
Впрочем, не все так плохо. Например, в Мосгордуме уже озаботились моральным обликом «слуг народа» — хозяев страны. Там готовят законопроекты, которые позволили бы при приеме на работу проверять всех столичных чиновников на полиграфе, более известном как детектор лжи. Кстати говоря, чиновникам высокого ранга не мешало бы в публичных выступлениях «фильтровать базар». Например, недавно один высокий региональный чиновник в интервью СМИ посетовал, какой он непрактичный, в связи чем супруга ему на карманные расходы более 5 тысяч рублей не выдает. Возможно многоуважаемый публичный человек имел в виду, что более 5 тыс.руб. за раз в бумажнике у него не водится. Но с электоратом надо бы поосторожней. Некоторые из избирателей такую сумму даже раз в месяц не видят…
В это время Госдума приняла закон об увеличении страхового возмещения по вкладам в российских банках со 100 тыс. руб. до 400 тыс.руб. Причем сумма до 100 тыс. будет покрываться на все 100%, а оставшаяся разница на 90%. Что само по себе хорошо.
Таким образом, наша страна, как прежде, находится в переходном экономическом состоянии. То, что в морально-этическом плане она тоже «погранична», подтвердил недавний опрос 1600 россиян из 46 регионов страны. Пьянство и алкоголизм вызывают категорическое отторжение у 77%; хамство, грубость и нецензурная брань — у 76%; проституция — у 72%; гомосексуализм — у 50%; ксенофобия – у 68%; взяточничество — у 66%; уклонение от уплаты налогов — у 61%; уклонение от службы в армии — у 49% респондентов, а супружеская измена и аборты противны соответственно у 46% и 29% опрошенных. Само по себе это могло бы свидетельствовать о высоких моральных стандартах современного российского общества, если бы не одно «но». Пьянство в своем окружении считают распространенным явлением 64%, похабные слова и хамские выражения — 52%, наркоманию — 37% респондентов, тогда как 36% участников опроса сталкиваются со взяточничеством, плохим воспитанием детей, заброшенностью и беспризорностью. Такое разительное несовпадение желаемого с действительным можно объяснить не столько падением нравов, сколько лицемерием наших современников и тем, что российский социум глубоко поражен безразличием к судьбам и поведению своих ближних. «Главное, чтобы это не касалось лично меня». Не зря этот вопрос все чаще поднимается в многочисленных ток-шоу на ведущих ТВ-каналах, включая становящиеся все больше нравоучительными программы неутомимого Андрея Малахова.
Впрочем, в период творчества одного великого поэта в обществе тоже было все не так хорошо, что не мешало воспевать современную ему российскую действительность: «Если кликнет рать святая — кинь ты Русь, живи в раю, — я скажу, не надо рая — дайте Родину мою!» (С.Есенин).