Статистика знает всё: евреи в США и в мире
Статистика — это область науки, с помощью которой описываются социальные, экономические и даже технические процессы (например, при определении надежности техники). Для социологов статистика — единственный инструментарий. Правда, английский юмор трактует статистику и как одну из форм обмана. Я, экономист, люблю и чту эту науку. Последним местом работы в России я был заведующим Санкт-Петербургским сектором Центра исследований и статистики науки при Миннауки РФ и РАН. Так, что со статистикой знаком не понаслышке. В связи с тем, что значительную долю читателей русскоязычной прессы составляют евреи, представляется, что им будет интересно узнать о социальных аспектах жизни еврейской общины США и всего мира.
В последнее десятилетие еврейское население США уменьшилось на 5% и составляет ныне 5,3 млн. чел., из них 185000 человек называют себя «евреями по выбору». Подсчитать точное число — не такая простая задача. Проще всего, казалось, было в бывшем Советском Союзе, где пресловутая пятая графа в паспорте работала в пользу демографов, но и там данные о количестве евреев оказались не соответствующими действительности. Так, после массовой иммиграции евреев в Израиль, США, Германию, Канаду и Австралию согласно официальной статистике в бывшем СССР никого не должно было остаться. Но еврейская жизнь в постсоветских государствах продолжается. В США и Израиле принадлежность к евреям определяют по религиозным принципам и, таким образом, в их число попадает довольно-таки значительное число принявших иудаизм представителей самых различных народов, включая представителей черной расы.
Если основываться на принятом в Израиле под давлением раввинов так называемом законе о возвращении, согласно которому в страну хлынул поток эфиопов-фалашей (некоторые историки утверждают, что фалаши вообще не имеют к евреям никакого отношения), то по подсчету профессора Еврейского университета Сергио Делла-Перголы, число евреев в Израиле превысит 10 миллионов. Вопрос о том, кого считать евреем в Израиле не сходит с повестки дня практически с момента его основания. Сегодня он стоит особенно остро в связи с наплывом иммигрантов из разных уголков света. Три года назад правительство образовало специальный совет, ведающий вопросами обращения в иудаизм. Чтобы разобраться в этой путанице с цифрами, Еврейское агентство новостей опубликовало информацию по еврейской демографии, где подтверждает цифру 13,3 миллионов как количество «настоящих евреев» в современном мире. Наивысшего пика в 16,5 млн. евреи достигли перед Второй мировой войной. Общая численность евреев в 1990 году была около 14 миллионов человек. Главная причина снижения численности евреев в их ассимиляции — смешанные браки. По сравнению с предыдущим годом за 2007 г. число иудеев выросло на 70000. Выше приводится численность евреев по странам и городам (перераспределение численности в 2007 году вызвано всплеском эмиграции в 1990-х годах из стран бывшего СССР и стран Восточной Европы. См. таблицу выше.):
В России наблюдается забавная ситуация: Андрей Буровский — автор исследования о евреях, считает, что 1,5-2 млн. человек ощущают себя евреями, так как в их жилах течет еврейская кровь (!?). Выгодно стало быть евреями — эмигрировать можно без проблем, благотворительная помощь осуществляется, еврейская жизнь бьет ключом.
Организация United Jewish Communities (UJC) опубликовала сведения проведенного исследования в 2005-2006 годов. Средний возраст еврейской общины становится выше, причем происходит это быстрее по сравнению с населением США в целом. На 2007 г. это — 42 года (что на 5 лет старше, чем десять лет назад), тогда как средний возраст в целом по стране составляет 37 лет. Возрастная группа младше 17 лет составляет 20% еврейского населения страны, а группа старше 65 лет — 19%. Средняя продолжительность жизни евреев в США составляет 80,5 года, что выше аналогичного показателя по стране (77,14 лет — 48-е место в мире) и в Израиле (79,02 — 21-е место в мире, несмотря на всю активность ближневосточного и израильско-палестинского конфликтов). А наибольшие шансы жить подольше, а соответственно, и весьма высокий уровень жизни, имеют жители Андорры — 83,5 года. Немногим ниже показатели у Макао — 81,87 и Сан-Марино — 81,43 года; 4-е место — Япония — 80,93; 30-е место — Германия — 78,42; 142-е место — Россия — 67,66; 147-е место — Украина — 66,5.
По сравнению с другими этническими и национальными группами, населяющими США, евреи позже вступают в брак и в среднем имеют меньше детей. На сегодня уровень воспроизводства в семьях американских евреев ниже того уровня, который необходим для полноценного количественного замещения населения. Число детей на еврейскую семью претерпело большие изменения. В 1976 г. оно равнялось 2,12 на одну еврейскую женщину, а в 2006 г. — 1,45. Среди ортодоксальных евреев эта цифра значительно выше — до 4,4 ребенка. В семьях, созданных смешанными браками после 1990 г., проживают 770000 детей в возрасте до 18 лет. 28% из них воспитываются как евреи, 41% воспитан в другой религии, 31% воспитывается в условиях отсутствия религиозных правил и норм. Даже из тех, кто воспитан как еврей, только 10-15% заключают брачные союзы с евреями. Это значит, что почти все дети от смешанных браков потеряны как евреи.
Ключевое открытие в ходе данного исследования пришлось на проблему смешанных браков. Этот вопрос весьма чувствителен и проблематичен для еврейских общин, обеспокоенных интенсивностью ассимиляции собратьев, в ходе которой теряется принадлежность к той общности, которую принято определять понятием «еврейство». Число смешанных браков в общине продолжает расти и очень большими темпами. Их уровень сейчас достиг 72%. Было установлено, что 47% всех евреев в период с 1997 года вступили в смешанные браки, а две трети детей не воспитываются в еврейской традиции. Если в 1965 г. было смешанных браков 9%, в 1970 г. — 13%, в 80 гг. — 38%, в 90 гг. — 43%, в 2003 г. — 47%, то в 2007 г. — 72%. Элиах Бергман, помощник директора Гарвардского центра по изучению народонаселения предсказал, что если направление тенденций еврейской общины не изменится, община сократится к 2076 г. на 85-90%.
Этот вопрос, конечно, очень тревожит раввинов США. В 2005 г. я опубликовал в газете «Обзор» небольшую статью о результатах исследования о евреях за 2002-2003 гг. Газета распространяется по многим штатам и попала на глаза советнику члена раввината США Георгию Мещерскому. Он доктор исторических наук, мой земляк, работал в Казанском соборе в Ленинграде (в советское время там был музей атеизма), заведовал секцией иудаизма, русский, так как его должность была номенклатурой обкома КПСС. Игорь Цесарский (владелец и главный редактор газеты) спросил меня, может ли он дать мой номер телефона человеку из Майами, который интересуется мной. Я не сопротивлялся. При первом разговоре Георгий сказал, что впервые познакомился с такими интересными цифрами и сообщил их своему шефу, которого очень тревожит этот вопрос и тот хотел бы со мной поговорить. При втором разговоре Георгий сказал, что многие его знакомые евреи имеют эту статью и, если я приеду в Майами, он организует встречу с ними и с шефом, который хочет предложить мне сделать прогноз развития еврейской общины США.
Я отказался, так как расчет этого прогноза не поддается ни математической, ни социальной экстраполяции. Моя работа заключалась в том, что я находил нужную статистику и ее соответствующим образом оформлял. И чем настойчивее я отказывался (при последующих звонках из Майами), тем выше предлагался мне гонорар (кстати, Игорь Цесарский и многие мои приятели не одобрили мое решение). Такая вот забавная история.
Во время опроса 63% американских евреев заявили, что чувствуют «эмоциональную связь с Израилем», хотя лишь каждый третий из всех проживающих в стране евреев побывал на своей исторической родине. Лишь 46% американских евреев, согласно опросу, ходят в синагогу, и ещё меньше — всего 28% — зажигают по пятницам свечи, соблюдая шаббат. Расклад внутри верующих евреев таков: 39% посещают реформистские синагоги, 33% —консервативные, 21% — ортодоксальные, 3% — реконструктивные и 4% исповедуют прочие разновидности иудаизма.
Примерно 40% евреев делают вклады на благо еврейской общины. Одна из целей этого исследования решить вопрос о том, как с большей пользой распорядиться 850 млн. долл., ежегодно выделяемых на инициативы по сохранению и укреплению еврейских культурных и религиозных традиций среди евреев США. А пока — на одно лишь проведение этого исследования было потрачено 6 млн. долл. «Это было необходимо, — считает Лоррейн Блэсс, менеджер проекта, — потому что настала пора критически взглянуть на реальное положение вещей и оценить направление работы еврейских федераций».
Ниже приводим наиболее интересные данные из этого исследования.
Eврейское население США — 5,3 млн. чел. (почти 40% численности евреев в мире) и 1,5 млн. «еврейских неевреев» происходят от смешанных браков, но сами себя евреями не считают.
Число еврейских семей — 2,9 млн.
Распределение еврейского населения по регионам:
Северо-Восток — 43%; Северо-Запад — 13%; Юг — 23%; Запад — 22%.
Процент евреев, состоящих в браке (на начало 2006 года) — 57%.
Процент еврейских женщин, не имеющих детей в возрасте:
Oт 18 до 24 лет — 90%; 25-29 — 70%; 30-34 — 54%; 35-39 — 36%; 40-44 — 26%.
Среднее число детей, приходящее на одну еврейскую женщину, — 1,45, а число детей, которое должна родить женщина для сохранения баланса численности населения, — 2,1.
Процент евреев, вступивших в смешанные браки с 1996 по 2006 год, — 47%.
Процент евреев, вступивших в смешанные браки в 2006 году, — 72%.
Процент смешанных семей, где детей воспитывают в еврейских традициях, — 33%.
Процент евреев, регулярно посещающих синагоги, — 46%.
Процент еврейских детей, посещающих дневные еврейские школы или йешивы — 29%.
В США было проведено исследование The Natural History of Ashkenazi Intelligence («Естественный путь развития умственных способностей европейской ветви евреев») американских генетиков Генри Хампердинга и Грегори Кочрана, которое касается весьма тонкой материи: евреи-ашкенази (почти уничтоженные гитлеровцами) оказывается генетически эти европейские евреи умнее всех остальных. По словам авторов исследования, более высокий интеллект евреев-ашкенази связан со свойственными им наследственными заболеваниями — такими, как болезни Тея-Сакса и Ниманна-Пика. Эти болезни — не чума, но и не насморк, они встречаются значительно реже, и обе смертельны.
Болезнь Тея-Сакса, уносившая жизнь каждого 25-го ашкенази в течение примерно тысячелетия, а теперь вроде бы поутихшая, представляет собой генетическую мутацию, вызывающую у детей прогрессирующее нарушение центральной нервной системы, — редко кто из заболевших доживает до четырехлетнего возраста. Резкий спад заболеваемости этой напастью в США и Израиле в последние годы объясняется, в первую очередь, тем, что молодые пары предпочитают проводить генетическое тестирование плода и в случае «положительной» реакции беременность прекращают. Болезнь Ниманна-Пика — тоже наследственное заболевание, которое может приводить не только к расстройству центральной нервной системы, но и к нарушению функции печени и селезенки. И очень часто заканчивается летально (подробнее — «Голос Израиля», октябрь, 2008 г., с.19).
Хампердинг и Кочран утверждают, что именно эти болезни ответственны за более высокий умственный потенциал евреев, поскольку они приводят, в частности, к увеличению дендритов (древообразно разветвленных отростков от нервных клеток) в мозгу. «Это произошло в ходе генетико-эволюционного процесса, — утверждают авторы исследования, — как результат дискриминации, которой евреи подвергались в гетто средневековой Европы». Больше того, они считают, что только благодаря этим смертельным болезням евреям и удалось выжить, ибо в Средние века им разрешалось заниматься только запрещенными для христиан профессиями, такими, как торговец, сборщик налогов, ростовщик и т.д., а каждая из этих профессий требовала от человека математических способностей и уровня умственного развития выше среднего. На самом деле не совсем понятно, где тут курица, а где яйцо — именно высокий интеллект, приписываемый евреям, послужил причиной антисемитской паранойи в Средние века, так что, может быть, именно эти смертельные генетические мутации, сделав их умными, в очередной раз превратили в гонимых. А уж от чего эти мутации произошли, остается только гадать…
И это только в том случае, если Хампердинг с Кочраном правы. В чем есть большие сомнения, потому что чуть ли не весь научный истеблишмент США обрушился на них с критикой, едва они только посмели выступить со своей гипотезой. Многие их оппоненты посчитали гипотезу «опасной» и «расистской». Но правы они или не правы, а факт остается фактом — ученые напоминают о том, что «история последних двухсот лет украшена множеством еврейских имен ученых, мыслителей, представителей интеллектуального мира, таких, как Оппенгеймер, Эйнштейн, Фрейд, Маркс, Кафка, Беллоу, Леви, Страусс, Ален, Дилан…». Ряд, конечно, не слишком равномерный, но приводится и статистика: Несмотря на то, что евреи составляют лишь 0,25% населения Земли, на их долю приходится 27% всех Нобелевских премий и 50% чемпионов мира по шахматам. Это в 10 раз больше по отношению к развитым нациям. С этим-то как быть?
Аккуратнее и точнее сказать — высокие умственные способности ашкенази обусловлены как генетическими, так и социальными предпосылками. Среди евреев много выдающихся ученых? Замечательно, значит, молодцы евреи, лелеют и взращивают таланты, создают им все условия для реализации! А откуда взяться нобелевским лауреатам в России, если после октябрьской революции сначала Ленин выслал за границу цвет нации, потом Сталин тысячами уничтожал этот самый цвет. А теперь чиновники не могут создать финансовых и материальных условий, что приводит к погашению тех немногих очагов истинной науки, которые все еще продолжают тлеть! Так что гонения отнюдь не способствуют расцвету ума.
Член-корреспондент РАН Леонид Корочкин, один из ведущих российских генетиков в этой области, считает, что шум вокруг исследования Хампердинга и Кочрана преувеличен. Дискуссия в значительной степени надуманна. Умственное превосходство — понятие весьма сомнительное, особенно если имеется в виду какая-то группа людей. Корочкин не считает, что именно генетика определяет интеллектуальное превосходство ашкенази. По его словам, увеличенное количество дендритов в мозгу еще не говорит ни о чем. «Просто одного этого недостаточно для улучшения умственной деятельности. Да и вообще встает вопрос: а есть ли какие-то способности и таланты, связанные с национальной принадлежностью? Великий африканский поэт и философ Леопольд Сенгор, которого в расизме никак не заподозрить, полагал, что Творец создал расы белых, черных и желтых в соответствии с тремя свойствами человеческой психики — рациональность, интуиция и эмоции. Эти свойства присущи всем трем расам, но каждая характеризуется преимущественным выражением одной из них.
Белые — особо рациональны, черные эмоциональны, а желтые славятся интуицией. А все в совокупности благодаря развитию этих качеств обеспечивают оптимальное воплощение Божественного замысла. Можно, конечно, спорить по поводу мнения Сенгора, но определенные поведенческие особенности и склонности могут быть связаны с принадлежностью к той или иной нации. Думаю, что никто не будет спорить с тем, что итальянцы — лучшие в мире певцы, бразильцы — лучшие в мире футболисты, евреи — лучшие скрипачи. Русские и немцы традиционно были сильны в химии, философии и авиации, японцы — в прикладных областях науки. Это не означает, что другие нации не вносили существенного вклада в эти области человеческого творчества. Согласие с этим не является ни в коей мере расизмом. Расизм — это признание какой-то одной нации, стоящей выше всех остальных и призванной господствовать над другими. Подобный тезис неприемлем. Перед Богом все равны! Нет высших и низших, хороших и плохих рас и наций. Есть хорошие и плохие люди. И в каждой нации их предостаточно.
А учиться хорошо или плохо могут люди самых разных национальностей. У нас в классе было два лучших ученика: я — русский и мой закадычный друг — еврей. Было и два худших. И тоже — один из них русский, другой – еврей». Словом, вопрос не тонкий, а тончайший. И есть хорошее правило — если вопрос сложен и ты не знаешь, как на него ответить, отвечай, как подскажет тебе не логика, а совесть. В данном случае это та самая максима, о которой чуть выше сказано.
В заключение хочется отметить два момента. В своих выступлениях Ариэль Шарон часто приводил данные из исследований своего близкого друга Дова Вейсгласса, который утверждал: если бы евреи не были изгнаны римлянами и не подвергались гонениям в последующие 2000 лет, то тогда в нашем современном мире существовало бы не меньше 500-800 миллионов евреев, и они могли соревноваться в численности населения с китайцами и индийцами.
Хочу привести статистику, характеризующую роль евреев в жизни США. В стране (согласно «Форбсу») живут 108 миллиардеров евреев или 30% от общего числа, что составляет 1 на 49000 американских евреев. В среднем по США 1 на 800000 человек. По некоторым штатам картина еще выразительнее. В самом богатом штате Калифорнии на 36 млн. жителей приходится 90 миллиардеров, а евреи, составляя 2% населения, дают 31 миллиардера. В штате Нью-Йорк (19 млн. жителей, 49 миллиардеров) евреи составляют 5% населения и среди них 34 миллиардера или 70%. Теперь от денег перейдем к «уму». В США живут 156 лауреатов Нобелевской премии в области наук (в среднем 1 на почти 2 млн. жителей), из них евреев — 61 или 1 лауреат на 87000. Теперь о власти. Ныне в сенате США из 100 членов 12 евреев. До 1950-х годов, когда евреи составляли около 4%, их в сенате практически не было.
Затем в 1950-х — 2, 1960-х — 3, 1970-х — 6, 1980-х — 8. По мере того как доля евреев уменьшилась более чем в 2 раза (с 4 до 1,75%), их доля в сенате увеличилась в 6 раз! Это означает их все более полную интеграцию в высшую политическую элиту общества. Среди губернаторов штатов 2 еврея. Столь большое участие евреев, естественно, вызывает антисемитизм, хотя раньше его было больше. У Черчилля есть известный афоризм — «Мы — не антисемиты, но не считаем себя глупее евреев». Англо-американцы делом доказали правоту этого утверждения, создав образец сильного, но не давящего демократического управления. А огромная мера участия евреев в экономике, науке, политике США — разве это не достижение американской демократии, поставившей энергию и способности евреев на пользу их родине?
Мне нравятся слова замечательного поэта Игоря Губермана:
Еврей всегда везде заметен,
Еврея сразу слышно от порога.
Евреев очень мало на планете,
Но каждого еврея очень много.
Павел ЗАВЛИН, Чикаго