Алексей Каздым: «С 1917 года мы живем в плохонькой сказке»
Лежа на диване во Франции, попивая красное сухое, и размышляя о жизни вообще, я вспомнил, что у меня, оказывается, нет знакомых писателей!
* * *
Я не критик. Не литературовед. И вообще к «большой литературе» имею весьма и весьма отдаленное отношение.
* * *
Я – не писатель. Я даже не журналист. Я просто человек, который пишет. «Человек пишущий»… В смысле «qui scribit», или «Ноmo scribit»…
* * *
И ещё – я не блогер, не «тролль», и даже не графоман. Хотя обзывали и так.
* * *
Я просто человек, который ещё год назад, регулярно, часто (иногда каждый день!), а потом всё менее и менее часто, писал, а иногда пишет и в настоящее время, статьи на разные «волнующие» его темы, «политические» и «социальные», но большей частью «научно-популярные» и «околонаучные», реже научные (про науку я ещё не совсем забыл), и отсылает статьи, заметки, и даже эссе, на разные сайты, в разные журналы и газеты.
Я даже написал ряд «художественных», с моей точки зрения, конечно, рассказов о своей давней работе в геологии и с археологами. Некоторые из этих рассказиков были даже опубликованы в одном журнале. Но это было давно…
А давным-давно, ещё в 2010 году, выпустил я, за свой счёт конечно, небольшую книжку, сборник рассказов, рассказиков и эссе – «Рассказы научного бродяги», которую частично раздарил, а частично – «паааадайте, кто сколько сможет, мы сами не мееестные», но тираж кажется, окупил. А может, и нет…
Кому-то рассказы «о геологах» понравились. Кому-то – нет. Это нормально. Я не 100 долларов, или там 500 евро, чтобы мои рассказы всем нравились. Как и я сам…
А вот глава «Путевые заметки» в этом же «сборнике», где я писал о своих поездках по разным странам Европы, Африки и Азии, понравились гораздо меньше! Хотя я и старался. Что ж, «на лавры» я не претендую, да и «на вкус и цвет», как известно.
* * *
А потом я отправил свои «Путевые заметки», уже в расширенном виде, с исправлениями ошибок и казусов, с фотографиями, в США, в Чикаго, где они и были опубликованы в интернет-газете «Континент». И где, я надеюсь, нашли своего читателя.
* * *
Потом я написал и вторую книгу – «Геологические были», исправив старые рассказы и добавив новые, и вместо «Путевых заметок» поставив главу «Археологические бредни» – о моей работе с археологами. Где-то в Канаде, вроде её «взяли на заметку». И даже прислали мне её титульный лист и выходные данные…
* * *
Написана (почти!) книга «…Немного о Париже». А отдельные главы из неё опубликованы в интернет-газете «Континент».
* * *
Но всё же я опубливал за свои почти 53 года более 1400 статей – научных, научно-популярных, «околонаучных» и «околопопулярных», тезисов, рассказов, эссе, в том числе 15 книжек и монографий, и т.д. и т.п. Большую часть – бесплатно…
И практически каждый день что-то «моё» да и появляется на сайтах «всемирной паутины»…
Меня и «клонируют». Интернет, что поделаешь. Статью «История коррупции» я «встретил» на разных сайтах около 30 раз!
Иногда, редко, очень редко, мне платят за мои статьи в журналах. Но немного, очень немного. Один раз даже заплатили за статью на сайте.
То ли я такой бесталанный, но тогда зачем публиковать? То ли денег жалко. Второе – вернее.
* * *
Но я считаю, что в настоящее время, да и раньше, «работа», именно тяжёлая работа «Ноmo scribit», вряд ли сможет принести большинству из «пишущего люда» кусок чёрствого чёрного хлеба, поэтому за гонорарами не гонюсь, ибо – бессмысленно! И не обращаю особого внимания.
Опубликовали на сайте – замечательно!
В журнале или газете – отлично!
А уж если заплатили – так это вообще сказочно!
* * *
Сложно писать диалоги… Ещё сложнее – монологи… Самое сложное – вообще не писать… А самое сложное – придумать название!
* * *
Хороший классик – мертвый классик. Увы, слава чаще всего приходит после смерти писателя.
* * *
«Производить реформы во Франции очень трудно; обычно мы производим революции, а не реформы».
Наполеон III.
А ведь то же самое можно сказать и о России!
* * *
«…Россия видела на своём веку престол жестоких тиранов, бездарностей, слабоумных убийц и пр., и пр., но она не видела ещё кретинов…»
В.О. Ключевский, историк, профессор. Из лекций в Московском Университете
Цитируется по: В.А. Нелидов «Театральная Москва»
* * *
Россия – страна уныния, причём уникального.
Мало в каких странах при похожих условиях жизни люди чувствуют себя столь несчастливо, как у нас. В результате исследований «World Values Survey» («Всемирное исследование ценностей»), продолжавшихся 30 лет, учёные Мичиганского университета Рональда Инглхарта, пришли к выводу, что россияне одни из самых несчастных людей на Земле.
* * *
Правдивые цифры нас пугают.
Точных данных мы избегаем.
Конкретика фактов считается дурным тоном.
С 1917 года мы живем в плохонькой сказке, где все как-то неконкретно, зато обязательно с оттенком оптимизма, хорошего предзнаменования и удачного свершения.
* * *
…Довелось мне работать, не так давно, в одном геологическом НИИ, ныне – ФГУП. От «прежней роскоши» ранее крупнейшего в своей отрасли НИИ остались лишь воспоминания, обшарпанные здания в центре Москвы, а из почти 2000 научных сотрудников – около одной пятой. О зарплате и говорить не буду. Не в этом суть…
В этом ФГУПе руководство, которого явно слишком много – директор соответственно, то ли пять, то ли шесть его замов, не говоря уже о главном инженере и его отделе, это ещё человек 10, бухгалтерии, эдак человек с 20 и куча разного народа, в основном бегающие с бумажками и стучащими по клавиатуре.
Так вот в этом ФГУПе очень любят «двигать молодежь», т.е. брать на работу молодых, «якобы перспективных» сотрудников, сразу со «студенческой скамьи», и даже давать им возможность защитить кандидатскую и вроде бы как готовить их на места руководящие, типа зав. отделов. Причем подготовка «молодых» была такова – на время отсутствия (отпуска или командировок) начальника отдела на его место «ставили» молодого сотрудника…
Так было и в моем отделе, где начальница часто ездила в командировки (впрочем, не по своей воле – все решало вышестоящее руководство). Поставили девушку, маленькую, худенькую, только что защитившую диссертацию, но очень амбициозную (это «в руководстве» быстро поняли и оценили, как исполнитель она была безупречна – сидела допоздна, выходила в субботу, хотя в НИИ это вообще – нонсенс!), но …абсолютно не умеющую руководить, и уж тем более ладить и разговаривать с людьми. За две недели командировки начальницы весь отдел «перетрясло» так, что кое-кто просто ушёл на больничный или в отпуск, а эта «руководящая девушка» умудрилась поссориться со всеми сотрудниками, и мало того, даже с сотрудниками из других отделов (вплоть до зав. отделов!), а жалобы на её глупейшее «самодурство» сыпались, как из рога изобилия… Она сразу же начала себя ставить выше других (амбиции!), и считала, что раз её поставили «на руководящую должность», то она имеет право и дерзить, и хамить, и повышать голос на более старших, ну и прочее. Вплоть до того, что грозила… увольнением. Лично мне, например. Потом, конечно, было пролито много её слёз, но вот чего не было, так это её извинений перед сотрудниками, и что самое удивительное, в следующее отсутствие начальницы отдела, опять назначили её же! Все только развели руками… Как говориться – «…нам не надобны умные, нам надобны верные…». «Политику руководства» она свято блюла – поменьше платить, побольше делать вид, что ты работаешь и, главное – руководишь, типа – «даешь результат».
В другом отделе дело вообще чуть не дошло до мордобоя… Когда начальник отела (и 50 лет-то ему ещё не было) уезжал в командировку или уходил в очередной запой, а будучи почти хроническим алкоголиком, он это делал регулярно, на его место «ставили» молодого, бойкого, наглого и весьма амбициозного парня… Ну и обидел он раз одного из сотрудников отдела с заплатой, не выписал ту сумму, на которую тот рассчитывал. Да еще и наорал, и обхамил. Молодые – они в этом НИИ ФГУПе такому быстро учатся, благо есть у кого… А зарплата в этом НИИ ФГУПе выплачивалась очень хитро – по так называемым «наряд-заказам» – т.е. что и как человек сделал, какую конкретно работу и по какой «теме», т.е. по какому договору (были «темы» и очень «денежные», а были и просто пустяковые, «копеечные»), и что соответственно сотруднику за проделанную работу причитается. Причем «причиталось» исполнителю работы отнюдь не та сумма, которая была указана в «заказ-наряде», «увешенном» добрым десятком подписей, а лишь 39 %, остальное уходило. Куда – не знал никто, точнее знало лишь руководство… И спорить было бесполезно – кто часто спорил и пытался что-то доказать – тех под любым предлогом старались уволить, а скорее они просто увольнялись сами, так как сидеть на «голом» окладе в 7-9 тысяч рублей (!!!) мало кто хотел. Старший научный сотрудник, кандидат наук, получал оклад в этом НИИ ФГУПе – 11 тысяч!!!! Вам смешно??? А мне страшно…
Итак, про «нового молодого начальника» и мордобой… Народ в институте тертый, геологи, жизнь повидали, не одну тысячу километров «на своих двоих прошли», много что видели. Ну и вечерком подловил сотрудник «нового зама» в длинном тёмном коридоре института. Хотел объяснить парню, что к чему, да тот, вот незадача, успел вырваться и убежать…
А знаете, почему не увольняли начальника отдела – алкоголика?? Во-первых, он был в том числе и зам. директора, во-вторых, был «однокорытником» директора, много лет они сидели в одной комнате, вместе ездили в экспедиции (ещё в «советское» время), а в-третьих, жена его работа где-то в «хитром» месте, откуда отдел (и соответственно, всё руководство, куда ж без него!) мог «качать» очень хорошие договора! И ещё – сам-то отдел почти секретный, был таковым при «советской власти», занимался «весьма важным сырьем», и если что случилось бы, «утечка информации», отчет не такой и прочее – всегда под рукой был «козел отпущения», а с алкаша запойного что возьмешь?
А у каждого близкого к «кабинету» был в этом НИИ ФГУПе и свой «маааленький гешефт» в стенах института (ни налогов, ни аренды помещения!), даже зарплату своим сотрудникам – числятся-то они в институте, но работают на них, зарплату открыто, по наглому, проводили через бухгалтерию!!!, И, конечно, у каждого приближенного – достойная зарплата и никакой конкретной работы. Бумаги да писанина, тонны бумаг, никому не нужных, никем не читаемых отчетов. Вот она, сладость работы якобы «научного менеджера» – ни за что конкретно не отвечать! За всё в ответе были именно исполнители – почему «не сделал», «не сдал в срок» и прочее… А самое главное – что вся писанина и все эти многотомные отчёты абсолютно никому были не нужны, вся эта, с позволения сказать макулатура «сбрасывалась» в Министерство природных ресурсов, и там просто пропадала. Нормальных премий и вознаграждений рядовые сотрудники обычно не получали. Чего не скажешь про начальство и «приближенных». «Выводы» руководства были обычно таковы – все «плохо работают», «денег нет», «средств не хватает», надо сокращать сотрудников, проработавших по 30-40 лет ветеранов, экономить, экономить и экономить, переводить на полставки «неперспективных». А потом их тихо увольнять. И тут же набирать других! Смысл? А всё очень просто! При увольнении по сокращению штатов, как известно, человеку выплачивается средняя зарплата, за последние пять месяцев. А какая у полставочника зарплата? Да 5 тысяч, в лучшем случае. Экономия!
А люди что? Люди это – быдло!!!! Для этого руководства этого НИИ ФГУПа, сотрудники, люди – не люди, что вы, а рабы, «твари дрожащие» и права не имеющие…
А куда исчезали договора, сотнимиллионные, не знал никто! Были лишь слова руководства, слова о том, что «вы должны лучше работать», а они будут руководить и «им лучше знать, сколько нам платить»!!!
Как говорил Михаил Самуилович Паниковский: «Я вас всех продам, куплю и снова продам, но уже дороже!!!».
И руководство постоянно «перетрясало» отделы, ставило новых начальников, а те, в свою очередь, «трясли» сотрудников. Так что работать особо было некогда да и некому… Никто не знал, когда и за что тебя то либо уволят, то ли переведут, то ли ещё что-то. И «старых» переводили в «новые», в другой отдел, вновь созданный – et cetera, et cetera… И увольняли, и вновь набирали «молодых», но вот увольняли, увы, не тех кого надо, к сожалению. И вызвали как-то одного пожилого человека в отдел кадров, вечерком, и сообщили ему, 30 лет жизни отдавшему Институту – всё уважаемый, «в ваших услугах фирма более не нуждается, распишитесь-ка в приказе». Расписался человек молча, молча ушёл, молча сел за свой стол, молча выпил с горя 100 грамм и… молча умер. И только через час поняли, что он сидит мертвый за своим столом. Сердце остановилось. Не выдержало.
Алексей Каздым
Продолжение следует.