ВНИМАНИЮ АВТОРОВ И ЧИТАТЕЛЕЙ САЙТА KONTINENT.ORG!

Литературно-художественный альманах "Новый Континент" после усовершенствования переехал на новый адрес - www.nkontinent.com

Начиная с 18 июля 2018 г., новые публикации будут публиковаться на новой современной платформе.

Дорогие авторы, Вы сможете найти любые публикации прошлых лет как на старом сайте (kontinent.org), который не прекращает своей работы, но меняет направленность и тематику, так и на новом.

ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ И В ДОБРЫЙ СОВМЕСТНЫЙ ПУТЬ!

Андрей Васильев | «Пять»

— Ну?…

— Жрать не идешь?…

— Неохота.

— Замрешь…

— Ничо…

— Так принести?…

— Чо?…

— Пайку?…

Солдат посмотрел на солдата, в горле вновь запершило…

— Мне?…

— Брезгуешь?…

— Нет…

— Не западло…

— Принеси.

Дневальный вышел, солдат шмыгнул, встал, отвернулся, гавкнул вдогонку :

— Пока, блядь, не вылижете казарму, наряда не приму!…

***

Настроение, рванувшее было ввысь, оборвалось, словно оступилось.

Участие постороннего человека, не друга, не брата — солдата, которому нет, не должно быть дела ни до кого, оттого, что сам он есть у себя и значит самому ему о себе заботиться нужно и должно, царапнуло и пребольно. Так, вероятно, царапает пуля, мгновенно, бесстрасстно, как бы помечая, чтобы следующая ударила точней.

Воротничок был подшит только наполовину. Солдат закурил, руки его, пальцы его сами собою сжались в кулаки, что-то томило его, давило, ослабляя выстроенную за годы, защиту. Черт его дернул с этой пайкой!… Здесь нельзя!…

Это солдат знал и знал наверное – нельзя здесь допустить внезапных нежностей, ни даже простого участия, потому что несут они с собой человечье тепло, потому что человечье тепло, как вода, попавшая в трещину морозной ночью, разорвет камень, потому что, ослабнув, нельзя станет жить в густом, настоявшемся вареве армейской жестокости, потому что станет жалко себя, другого, всех, и жалость эта, пополам с беспомощностью и неумением, с невозможностью все изменить, может убить и убьет. Если ее не заткнуть, не задушить, если не убить ее раньше.

Солдат курил одну за другой, пока во рту не сделалось отвратительно, черно.

Ему было жаль себя, вопрос, который отлетел, не получив ответа, вернулся, зашипел : за что, за что?…

Пропади ты пропадом!… Солдат с треском оторвал подшиву, плотную, бумажную ткань, разорвав на мелкие куски, натрудив пальцы, бросил. Пальцам сделалось больно – чуть легче солдату. Боль снимает спазм слабости, ожесточает, боль — лекарство против проклятых слез.

Глядя в окно, солдат привалился к стене – недостаточно боли — боднул головой стену раз, другой, нет, не больно, развернувшись к стене, отведя локоть за спину,  ударил, что есть силы, кости руки взвыли, закровил сбитый казанок…

Вот так… Так-то оно лучше… Веселей.

Рука онемела, сломал, дурак?… В умывальне, сунув под ледяную воду, постоял, наблюдая, ожидая опухоли что неизбежно покажется ежеле там перелом. Боль пульсировала, ударяя изнутри мягким молотком, вспыхивая в момент удара, затихала, повторяясь, спадая.

Ничего…

Солдат встряхнул, вытер руку о штаны, вышел, вновь принялся за подшиву, боль в руке, унявшись было, застучала, отвлекая от вредных мыслей, настраивая на привычный лад.

— Служба!…

Дневальный откликнулся сразу.

— Где этот, блядь, устав?!…

— Здесь!…

Дневальный вынул из тумбочки знакомую книгу.

— Найди-ка там то место…

— Сам найди!…

— Что?…

Солдат удивился, наткнувшись на сопротивление, обрадовался.

— Ничего.

— Ты чо, военный?… — солдат вышел из бытовки, чтобы взглянуть на наглеца, дерзившего злому дембелю.

— Я на службе…

Солдат подошел близко, близко, как только мог, он хотел что-то сказать – болевшая рука сама собой ударила прежде, чем нашлось слово. Дневальный сделался белый, как полотно для подшивы.

— Службы не знаешь, пойдешь со мной дневальным, я тебя научу…

— Не пойду.

— Пойдееешь…

— За что?…

— За все.

Развод проходил в штабе, в темном узком коридоре собрались новые наряды всех пяти рот. Дежурный по части, старший лейтенант с красивым, девическим, румяным лицом, медленно и придирчиво осматривал каждый наряд от волос до сапог, переходя от одних к другим, делал замечания, казался недовольным, говорил отрывисто, будто плевал.

— Подтянуть ремни!…

Солдаты принялись расстегивать ремни, укорачивать…

— Заправиться!…

Старший лейтенант был нетерепелив и раздражен.

— Ну!… Чо встали!…

Солдаты спешили, скорее, однако не получалось.

— Живей, ну!…

Защелкали пряжки застегиваемых ремней.

— Дежурные, шаг вперед шагом марш!… Крууугом!…

Дежурные вышли.

— Осмотреть наряды!…

Дежурные безучастно смотрели каждый на трех дневальных солдат, которых предварительно осматривали уже в роте.

— Ремни на яйцах, сапоги не чищены, службы не знаете!!!…

Дежурные вздохнули, кто-то поправил повязку на рукаве, кто-то поиграл желваками – в эту минуту они ненавидели старшего лейтенанта, старлей платил им тем же.

— Встать в строй!…

Дежурные вернулись на место.

— Обязанности дежурного по роте наизусть, без подсказки, живо мне, ну?!…

— Дежурный по роте обязан следить за точным ну… выполнением распорядка дня в роте, — заикаясь, забубнил крайний сержант, — знать место, ну… нахождение роты, наличие в роте, это… людей, количество находящихся в наряде, больных, арестованных…

— Ну-ууу… — передразнил стралей.

6 Комментарии
  1. Ольга говорит

    Пять нарядов вне очереди как пять кругов ада, и советская казарам как чистилище — так воспринимается этот роман. Удивительно, как из махрового солдатского быта, выписанного с мельчайшими подробностями, из казарменного мата, из всей это беспросветной тьмы возникает ощущение высокой поэзии, «Божественной комедии» ХХ века, вписанной в советскую фактуру. Это действительно — великая сила искусства, по другому и не скажешь. Роман написан ярким и ясным языком, читается легко, в него быстро погружаешься, но медленно отходишь потом — сильное впечатление! И так хочется, чтобы побыстрее закончились эти пять нарядов, чтобы поскорее отмучился герой, и вот — все кончено, и роман прочитан, и жалко расставаться с ним. Обязательно перечитаю опять.

  2. Павел. говорит

    Это единственная честная книга про армию и про страну, хотя она конечно больше, масштабнее и армия только часть искалеченного совком общества. После этой книги хочется бунтовать.

    1. Олег Ежов говорит

      Чушь! Побунтуй на кухне)))

  3. Anton говорит

    Долго собирался прочитать роман, все бегал и бегал.
    Потом начал, вчитался, и за три дня прочитал, затянуло сразу…
    Впечатление такое, как будто посмотрел фильм. Как будто был рядом.
    И сейчас я еще под впечатлением, почти как участник событий романа, с собственными воспоми
    Чувствую какую то огромную бездну, бесконечность, уместившуюся в пять суток.
    Чувствую настоящую жизнь…
    Меня захватывает эта способность Андрея Васильева передать чувства персонажей читателю, когда перед глазами словно начинают проноситься картины, когда души персонажей открываются, когда начинаешь получать их энергию, как от живого общения.
    Сейчас это чувствуется еще сильнее, похоже от того, что автор передает часть своей жизни.
    Как же огромна эта махина, перемалывающая души людей, как один организм. И все являются заложниками этой махины, и солдаты и генералы… И каждый пытается закрыться, выжить, сохранить крупицы сознания и каждый вынужден следовать правилам. Бить, кусаться, унижать, уничтожать… А махина от этого только растет и крепнет и без этого не может. И какой то животный страх в глубине людей не дает это разрушить…
    А другой жизни как будто нет, она стерлась как лица родных в памяти. Здесь своя жизнь и ей нужно учиться заново.
    А Савельев… солдат, автор даже не называет его по имени и никто практически не называет… Просто солдат, как многие другие.
    2 года как 20 лет, плюс еще пережитое лет на 20 и вернулся из армии как 60-ти летний, прожив за 2 года отдельную, длинную и жесткую жизнь.
    Это впечатляет… Это чувствуешь и этому веришь… Просто потому что это не выдумка, а то, что на самом деле происходит совсем рядом.

  4. ff говорит

    Читал в Журнале в первый раз – читать неудобно. Неудобно листать, лучше бы, если бы был выложен весь текст целиком. Роман, конечно, потрясающий, нет слов, но кажется, что это не художество, а документ, как бы документальная проза. Очень сильно, иногда даже больно, страшно перелистывать. Странно, что я нигде не встречал книги этого автора. Если кто-то знает – где взять, подскажите!
    Юрий Петрович.

  5. Анна Гольц говорит

    Не поверила ни одному слову, веры нет! И очень много мата, разве так можно, слишком много, так люди не говорят. Кошмар.
    Анна Гольц

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.