АРМЕН ДЖИГАРХАНЯН: В БОГЕ Я НЕ НУЖДАЮСЬ
В новой картине «Руд и Сэм» Армену Джигарханяну досталась роль неожиданно разбогатевшего обитателя дома престарелых… Об этом, а также обо всем на свете с Арменом Борисовичем беседовала Алиса МАКАРОВА.
АРМЕН ДЖИГАРХАНЯН
Когда и где родился: 3 октября 1935 года в Ереване (Армения).
Знак зодиака: Весы.
Семья: жена — Татьяна Сергеевна, театровед, работает в США.
Образование: актерский факультет Ереванского художественно-театрального института, курс Армена Гулакяна.
Карьера: дебютировал в кино в 1960 году. Известность принесла роль ученого-физика в картине «Здравствуй, это я!» (1966). Народный артист СССР, кавалер ордена «За служение Отечеству» — за большой вклад в развитие советского и российского актерского искусства, обладатель именной звезды на «Аллее звезд» в Москве, автор книги «Я одинокий клоун» (2002). В 1996 году основал Московский драматический театр.
Снимался в фильмах: «Неуловимые мстители» (1966), «Здравствуйте, я ваша тетя!» (1975), «Собака на сене» (1977), «Место встречи изменить нельзя» (1979), «Тегеран-43» (1980), «Цареубийца» (1991), «Американская дочь» (1995), «Ширли-мырли» (1995), «Казус Кукоцкого» (2005) и др. Всего порядка 200 ролей.
Вкусы: еда — все вкусное и свежее; напитки — томатный сок, виски; писатели — Антон Чехов, Иван Бунин, Николай Гоголь, Курт Воннегут, Михаил Булгаков, Габриэль Гарсиа Маркес.
Машина: Toyota RAV4.
Хобби: футбольный болельщик.
МИЛЛИОН ДЛЯ ПЕНСИОНЕРОВ
Сюжет комедии Григора Гярдушяна закручен лихо: по стечению обстоятельств к двум обитателям дома престарелых — бывшему разведчику Рудольфу Карловичу (Армен Джигарханян) и бывшему работнику Министерства финансов Семену Ивановичу (Александр Калягин) — попадает в руки кейс с 5 млн. евро. Неожиданно разбогатевшие приятели начинают жить на широкую ногу, знакомятся с девушкой Машей (певица Наташа Ионова, иначе — Глюк’Oza) и предлагают ей стать их внучкой. Однако не все так просто: там, где крутятся большие деньги, тут как тут оказываются мафия и прочие крутые парни… Словом, в борьбе за место под солнцем «старикам-разбойникам» придется нелегко…
— Армен Борисович, вы уже видели картину?
— Еще нет. А кино имеет такую особенность: никогда не знаешь, что получится в итоге. Вот в театре другое дело: там на серьезных репетициях я уже понимаю, во что выкладывается роль. А здесь даже не знаю, что сказать, чтобы не обмануть…
— Чем вас заинтересовал сюжет этого фильма?
— Он хороший, смешной и трогательный. Но как человек очень опытный, я много раз видел, как преображается сценарий, когда он становится кино. Преображается как в лучшую, так и в худшую сторону. Ведь самое страшное — это коллективное творчество, а в кино, где кроме актера есть оператор, гример, художник по костюмам, без этого никак.
— Тем не менее сниматься вам понравилось?
— Я могу сказать, что атмосфера на съемках была хорошая, мне доставило большое удовольствие работать с Калягиным. Я его обожаю уже много лет, однажды мы даже любовь с ним играли (в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя!». — Прим. «ТН»). Но не хочу, чтобы читатели думали, что на съемках комедии артисты только балуются и получают удовольствие. Любая съемка — вещь трудная и технически, и человечески. Поэтому давайте дождемся, когда фильм выйдет. Может быть, оператор нам что-то «подарил»…
КОГДА СЛАВА ОПЕРЕЖАЕТ ОПЫТ
— С какими артистами вам больше нравится работать: с профессиональными или же с молодыми, но готовыми учиться, как, например, Наташа Ионова?
— С хорошими! Возраст тут не важен. А Наташа замечательная девочка, очень заводная. Но с ее песнями я, к сожалению, не знаком.
— Вы не интересуетесь современной поп-музыкой?
— Дело в том, что в искусстве нет ничего страшнее, чем среднее арифметическое. Не берусь судить, не имею права, но думаю, что во всей этой «фабрике звезд» и тусовочном искусстве есть много плохого. Впрочем, хорошее там тоже есть: это перспектива. Кто-то один из сотен тысяч наверняка действительно талантлив и пробьется. Но опять же, надолго ли.
— Что вы имеете в виду?
— Я даже не знаю, в чем секрет: они очень быстро достигают славы. Популярность, конечно, вещь хорошая, но она иногда вводит в заблуждение. Приведу простой пример. Знаешь, когда чаще всего с водителями случаются автокатастрофы? На четвертом году вождения. Потому что человек думает, что он уже ас и все может, а на самом деле — нет.
Это касается и актеров. Потому что порой мы принимаем обаяние молодости за одаренность. Но дело в том, что профессия артиста — очень коварная. Вроде нормально, вроде прыгает, вроде не стесняется, но… Кто-то умный однажды сказал про молодых артистов: «Это большое несчастье, когда слава опережает опыт». Так, на уровне «два притопа, три прихлопа» вроде все получается, но если вдруг задевается серьезная драматургия, получается пшик. Пять-десять минут мы видим смазливого мальчика или девочку, а дальше — ничего.
КИНО НЕ В ФОКУСЕ
— Армен Борисович, сегодня столько всего у нас снимается! Как вы думаете, кризис отечественного кино наконец миновал?
— Нет, мы сейчас находимся в состоянии лихорадочного желания попасть к «большому столу» — мировому кино, которое снимается в Голливуде. А для этого нужно «им» угодить — показать, какие мы хорошие ученики, и делать все так же, как они. Но ведь это получается даже не вторая, а третья копия! А она часто уже совсем не в фокусе… Лично я застал хороший кинематограф: «Весна на Заречной улице», «Чужая родня», «Коммунист». Это великое русское кино. Не имею права кидать камни в чей-то огород, и даже думаю, это тот путь, который нам нужно пройти.
— Актриса вашего театра Елена Ксенофонтова снималась в популярном сериале «Дочки-матери». Вы следите за работами своих подопечных в кино?
— Слежу, но не как надсмотрщик. Что касается этого сериала, я посмотрел, то есть выстрадал одну серию… Чехов в таких случаях говорил: «Бывает лучше». У меня такое ощущение, что в этих сериалах изначально заложена пошлость. И туда попадает довольно мало одаренных людей, мне кажется… Лена Ксенофонтова — актриса очень хорошего класса, но я отвечаю только за то, что она делает в театре. А сериал… Однажды мне рассказали об этом жанре очень интересную вещь. Допустим, женщина варит суп на кухне и смотрит сериал. И вдруг ей понадобилась морковка. Она пошла, нашла морковку, вернулась на кухню и за то время, пока искала, ровным счетом ничего не прозевала. Оказывается, это делается специально! Иллюзия вечного движения. Одно время моя теща смотрела сериалы, я ходил мимо, возвращался, уходил снова, однако на экране практически ничего не менялось. Это же массовая продукция: гамбургеры! Там и мясо плохое, и хлеб не очень хороший, но… Вы спросите, кому в таком случае это нужно? Очевидно, той, которая в это время варит суп…
НАЕДИНЕ С СОБОЙ В ДАЛЛАСЕ
Супруга Армена Борисовича Татьяна живет и работает в Далласе. Сейчас она приехала погостить в Москву.
— В свой театр вы Татьяну уже сводили?
— Да, она посмотрела спектакль «Три сестры». Похвалила, сказала, что это хороший серьезный театр.
— Надолго она приезжает в Москву?
— На месяц-полтора. (Улыбается.)
— А вы в Далласе давно были?
— В июне-июле, замечательно отдохнул. Отдыхая, я забываю о работе напрочь. То, что сейчас скажу, может прозвучать грубо, но я забываю даже лица людей, с которыми работаю и которых искренне люблю. Там, в Далласе, у меня своя радость: природа, книги, музыка. Люблю гулять по лесу. В Далласе есть замечательные озера, в которых живут черепашки. Я общаюсь с ними, рассказываю им что-то, в общем, схожу с ума.
— Становясь старше, люди часто сетуют, что раньше и радуга была ярче, и колбаса вкуснее, и нравы строже, и вообще времена были намного лучше…
— Да не во временах дело. Конечно, когда я был моложе, мне казалось, что погоды тоже хорошие. Сейчас у меня артрит, и кажется, что слишком много дождей… Так и в остальном. А если говорить серьезно, то известно, что всякая свобода чревата и свободой преступления, и свободой пошлости… А зло, как говорил Лев Николаевич Толстой, более действенно. Конечно, чего проще: ударил по голове, убил — и все…
— Какие книги вы часто перечитываете?
— Уже в который раз перечитал «Дон Кихота», «Мастера и Маргариту», «Сто лет одиночества». Очень люблю Пушкина: уже сколько лет перечитываю его «Пророка» и до сих пор не могу понять, что он имел в виду. Это особенность гениальных людей. Например, когда я в первый раз прочитал «Театральный роман» Булгакова, то смеялся до коликов. А когда год назад в очередной раз его перечитал — заплакал… И это не только литературы касается. Послушайте Моцарта сегодня и послушайте через месяц — вы наверняка обнаружите в нем что-то новое. Но вообще я пришел к поразительной мысли: если у человека нет проблем — искусство ему не нужно. Если в вас нет хоть немножко Гамлета, то не нужен вам Гамлет, не стоит тратить время.
— Вы перечислили столько замечательных произведений… Не хотели бы поставить их на сцене?
— Нет. Потому что это беллетристика. Ставить надо пьесы — это совсем другая литература. Не всякий роман переходит в театр, а «Мастера и Маргариту» трогать вообще нельзя — его нужно только читать.
— Армен Борисович, если бы у вас была волшебная палочка, что бы вы пожелали?
— Я бы выбросил ее к чертовой матери в мусорный ящик! (Улыбается.) Потому что ни на что не надо надеяться. Все надо делать самому! Меня часто спрашивают, верю ли в Бога. Отвечаю — я в нем не нуждаюсь. Я нуждаюсь в себе, в своих силах, и все, что захочу — сделаю. Но сделаю я, а не кто-то. Как писал Александр Сергеевич: «Я памятник себе воздвиг…» Понимаете, я! А не группа товарищей.
Teleweek.ru