К акциям протеста нужно привыкать
В связи с приближающимся саммитом «большой восьмерки» некоторые организации и активисты заявили о проведении акций протеста в Москве и Санкт-Петербурге.
Так, в Санкт-Петербурге антиглобалисты готовятся развернуть палатки на стадионе им. Кирова, а в Москве правозащитники и либеральная оппозиция собираются провести конференцию, где скорее всего будет звучать резкая критика по поводу режима Путина. Наш корреспондент Надежда Савинкова обратилась по этому поводу к Эдуарду Лозанскому, известному в прошлом советскому диссиденту, ныне президенту Американского университета в Москве c просьбой прокомментировать эти события.
— Известно, что в прошлом вы были одним из организаторов подобных акций. Расскажите немного о том, как это происходило, кто участвовал и, разумеется, кто их финансировал.
— В не такие уж далекие советские времена мы действительно использовали важные международные встречи на государственном уровне для организации своих параллельных мероприятий, где звучала критика коммунистического режима. В основном это было во время заседаний по проверке выполнения Хельсинкских соглашений, где обсуждались права человека, свобода выезда за границу, вероисповедования, и т.д. Эти конференции мы обычно организовывали с писателем Владимиром Максимовым, тогдашним главным редактором журнала «Континент». Мы проводили их в Мадриде, Вене, Берне, Париже, Вашингтоне и многих других городах, и должен сказать, что пресса проявляла к нам гораздо больше интереса, чем к официальным заседаниям. И это понятно, ну кому интересно слушать, что скажет Громыко о правах человека в СССР? А у нас выступали такие знаменитости, как певец Ив Монтан, драматург Эжен Ионеско, писатель Джеймс Болдуин, философ Бернард Анри Леви, нобелевские лауреаты, практически все, высланные на Запад диссиденты, такие, как Александр Гинзбург, Владимир Буковский, Эдуард Кузнецов, Александр Зиновьев, Георгий Владимов и другие. Бюджеты этих мероприятий были незначительны, так как многие участники приезжали за свой счет, но не буду скрывать, мы получали небольшие гранты от правительственного агентства ЮСИА, которое теперь является частью госдепартамента. Директор агентства Чарльз Уик часто шутил, что в пересчете на доллар вложение в нас является самым эффективным. Чтобы организовать подобное мероприятие с такими знаменитостями и с таким шумом в прессе, любая американская пиаровская кампания запросила бы в сто раз больше. Это и понятно, ведь мы работали не за деньги, а за идею.
— Как вы можете прокомментировать планирующиеся акции протеста в связи с саммитом «большой восьмерки» и будете ли вы принимать в них участие?
— Прежде всего проведение как саммита «большой восьмерки», так и акций протеста — свидетельство о достигнутом прогрессе Российского государства, более существенной фазы развития его молодой демократии. Саммит — это признание того факта, что Россия возвращается если не в лигу супердержав, то уж точно в число важнейших игроков на геополитической арене. А что касается акций протеста, то это, конечно, неудобно и неприятно для властей, но они являются неотъемлемой частью жизни демократического общества, и раз уж Россия пошла этим путем, то ничего не поделаешь, нужно к этому привыкать. Относительно моего участия, то я принимать в них участие не буду, да и вряд ли меня пригласят организаторы. У меня теперь со многими бывшими друзьями и коллегами по диссидентскому движению практически диаметрально противоположные позиции почти по всем вопросам внешней политики. Для меня «холодная война» окончилась в 1988 году, когда стало понятно, что реформы Горбачева приняли необратимый характер и крах коммунизма неизбежен. В этом же году мне впервые разрешили приехать в Москву, и я смог убедиться в этом собственными глазами. Начиная с этого момента, основной стратегической целью моей деятельности стало налаживание сотрудничества России и США по как можно большему числу направлений — экономики, безопасности, бизнеса, науки, образования, культуры и др. С моей точки зрения, такое сотрудничество — лучший способ развития демократических институтов в России. Вот совсем недавно мы провели двадцать пятый по счету Всемирный российский форум в конгрессе США в Вашингтоне, где и обсуждались новые идеи и конкретные проекты сотрудничества двух стран. К моему глубокому сожалению, для многих моих американских и российских боевых друзей и товарищей по идеологической борьбе с коммунизмом ничего не изменилось, и они продолжают, как те партизаны из старого анекдота, «взрывать поезда», не зная или не желая знать, что война уже давно окончена.
— В некоторых русскоязычных американских СМИ вас обвиняют в создании некоей пророссийской «пятой колонны» в Америке, попытках создать «российское лобби» в Вашингтоне.
— Насчет «пятой колонны» оставим это на совести «желтой прессы», по крайней мере агенты ФБР пока мне никаких визитов по этому поводу не наносили. Да и волнуется почему-то только некоторая, кстати весьма незначительная часть эмиграции, а вот наивный американский конгресс это не беспокоит,и он предоставляет нашей организации, открыто заявляющей о своих «подрывных» целях, свои аудитории для обсуждения вышеуказанных «крамольных» идей. Более того, в этом году нам предложили аудиторию не только в сенате, как обычно, а в самом Капитолии, и многие члены конгресса не постеснялись к нам прийти и выступить в поддержку этой деятельности. Конечно, есть вероятность, что я их всех завербовал, но тогда меня нужно приравнять к Джеймсу Бонду, а Кремль должен подумать о присвоении мне звания маршала.
А вот насчет «российского лобби» это верно. Я уже пятнадцать лет кричу об этом на всех перекрестках, но пока особыми успехами похвастаться не могу. К сожалению, Москва пока не предпринимает серьезных попыток в этом направлении. В то же время подобного рода деятельностью занимаются, и довольно эффективно, десятки других стран, имеющих в Америке свои этнические общины. В частности, Украина достигла в этом деле весьма впечатляющих результатов, и это тот самый случай, когда России есть чему поучиться у своих, чуть не сказал, младших братьев.
— Какие бы советы вы дали властям и оппозиции в связи с предстоящим саммитом.
— Прежде всего как гражданин США я хотел бы дать совет своему правительству — концентрировать свои усилия на успешном проведении саммита и обсуждении наиболее важных идей сотрудничества стран «большой восьмерки» в соответствии с выработанной и утвержденной повесткой дня. Меня беспокоит тот факт, что, по некоторым данным, американские чиновники высокого ранга, в частности Даниэл Фрид (Daniel Fried) из Госдепа, собираются выступить на Форуме оппозиции. Если это так, то это было бы большой политической ошибкой Белого дома. Даже в советские времена, когда Америка и СССР были заклятыми врагами, американские госчиновники не появлялись на подобных параллельных конференциях, предоставляя это делать частным лицам. Теперь же, когда Россия и Америка если не союзники, то уж точно друзья и партнеры, такое участие госдепартамента или любого другого правительственного агентства, мягко говоря, неэтично, а, с моей точки зрения, более того, абсолютно недопустимо.
Что касается российского правительства, то как иностранный гражданин я считаю в принципе неуместным давать ему какие-то советы, но все же не могу удержаться и не подсказать, чтобы они ни в коем случае не пытались помешать акциям оппозиции, разве что те прибегнут к вандализму, как это обычно любят делать антиглобалисты. Самым лучшим подарком для «параллельщиков» были бы какие-нибудь препятствия их действиям со стороны властей.
Ну и для полноты картины пару советов оппозиции, которые они, несомненно, отвергнут, а напрасно.
Во избежание кривотолков им следует обнародовать полный список спонсоров с указанием точных сумм и копий платежных поручений. Следует также полностью отказаться от иностранных государственных грантов, в частности от Фонда в поддержку демократии — National Endowment for Democracy, так как он финансируется на деньги американского правительства. Даже с точки зрения нейтрального наблюдателя было бы по меньшей мере странно, если бы Белый дом, с одной стороны, публично декларирующий свою полную поддержку саммиту, в то же время финансировал тех, кто призывал к его бойкоту.
Далее им следует заручиться участием известных общественных деятелей, писателей, ученых, музыкантов и т.д. и полностью исключить из этого списка представителей госструктур, особенно иностранных. В этом случае акции оппозиции будут более значимыми.