Саммит G8 повысил статус России в мире
Если для международного сообщества саммит «большой восьмерки» оказался мероприятием, богатым на фотосессии, но лишенным содержания по таким важным вопросам, как кризис на Ближнем Востоке, то президент Владимир Путин покидает Санкт-Петербург, значительно улучшив свои позиции внутри страны.
Для многих россиян отсутствие конкретных результатов было не так важно, как образ Путина, решительно защищающего национальные интересы России и продвигающего свое видение структуры мировых отношений.
В мультфильме петербургского режиссера Ивана Сидельникова, демонстрировавшемся в выходные, Путин показан ловко идущим по канату, натянутым в зале саммита. Удержать равновесие ему помогает нефтепровод, и при этом он еще отбивается от безликих фигур (символизирующих других лидеров «восьмерки»), которые пытаются прибегнуть к правам человека, энергетической безопасности и территориальным претензиям, чтобы заставить его упасть.
Российские обозреватели практически единодушны в своей оценке саммита: по их мнению, он ознаменовал полное возвращение России в ряд «ведущих стран» мира. Я также слышал версию, что поведение Путина в качестве принимающей стороны полностью изгнало последние остававшиеся призраки ельцинской эпохи, особенно образ больного президента, униженно принимающего «диктат» Запада в обмен на привилегию появляться в компании тогдашней «большой семерки».
Даже невозможность достичь соглашения с США по поводу вступления России во Всемирную торговую организацию была представлена как отважная защита национальных интересов и признак того, что Путин, в отличие от Ельцина, не настолько жаждет одобрения, чтобы безропотно принимать все требования американцев.
Кроме того, большинство россиян чувствуют, что любые остававшиеся сомнения относительно членства России в «восьмерке» были развеяны.
Выступая на брифинге, организованном на саммите журналом «The National Interest», телеведущий Алексей Пушков дошел до того, что назвал три причины, которые обычно приводятся как обоснование того, что Россия не заслуживает места в «восьмерке» — недостаточно развитая демократия, недостаточное богатство, проблемы с соседями, — «неуместными».
Россия должна быть в клубе из-за своего геополитического положения, потому что без ее участия не может быть решена ни одна проблема, с которой сегодня сталкивается международное сообщество, и потому что она является энергетической сверхдержавой. Англоязычная газета «St. Petersburg Times» пишет об опросе, в котором 55% российских респондентов согласились с аргументацией Пушкова: статус России определяется ее энергоресурсами и стратегическим положением.
Здесь отлично видна способность Путина представить себя — и Россию — как гаранта равновесия. В отличие от предсказаний некоторых западных умов, считавших, что в Петербурге семь промышленно развитых демократий выступят против России, организованные Путиным индивидуальные встречи воспрепятствовали подобному развитию событий.
Россия не только не оказалась в изоляции, но и смогла достичь тактического взаимопонимания с другими участниками (например, с Францией по поводу заявления о ближневосточном кризисе) и таким образом добиться того, чтобы ее мнение было полностью услышано.
Встречи Путина с премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом и председателем КНР Ху Цзиньтао также подчеркнули роль России как мостика между Западом и двумя ведущими державами динамично развивающейся Азии.
Добился Путин и крупной победы в отечественной политике. Большинство ведущих оппозиционных партий, включая СПС, «Яблоко» и «Родину», отказались участвовать в форуме «Другая Россия», сославшись на присутствие там экстремистских и фашистских организаций.
Это не только усилило раскол в и без того слабой оппозиции, но и позволило Путину заявить, что участие в форуме западных представителей свидетельствует о поддержке ими оппозиции, направленной против него лично, а не о поддержке демократии в целом.
Большинство россиян согласны с существующим на Западе мнением, что «восьмерка» как организация кажется не слишком эффективной. Но пока этот круглый стол считается собранием великих держав мира, они хотят сохранить за собой место.
Несмотря на то, что саммит практически не предложил значительных инициатив, Путин может покинуть Константиновский дворец, с удовлетворением сознавая, что это мероприятие послужило его цели - укрепить национальную гордость России и его роль как человека, развернувшего страну на 180 градусов.
america-russia.net