В ШКУРЕ ХАСАНА НАСРАЛЛЫ

В ШКУРЕ ХАСАНА НАСРАЛЛЫ

Представьте себе, что вы бородатый 46-летний шиитский лидер из Ливана по имени Хасан Насралла. Ваша должность — генеральный секретарь «Хизбаллы», которая занимает 14 из 128 мест в парламенте, в том числе одно место в правительстве. Вы спровоцировали войну с Израилем, напугавшую многих, хотя и не всех, ливанцев. Беженцы тянутся на север, а Израиль угрожает наземной операцией. Офис в южном Бейруте, где вы работали до прошлой недели, сровняла с землей израильская авиация.
В целом все идет по вашему плану.
Хорошо, что те же самолеты, которые уничтожили ваш офис, перед этим разбросали листовки с предупреждением о бомбардировке. (По соседству и раньше посмотреть было не на что.) Хорошо, что потери в вашем арсенале в 13 тыс. ракет — вы либо выстрелили ими, либо их уничтожили израильские авиация и артиллерия — легко восполняют ваши иранские поставщики. Вы потеряли и людей, не занимающих видные посты в организации. Они станут лицом «Хизбаллы» в следующем тираже вербовочных постеров.
Правда, вы представляли это не совсем так. Вы хотели нанести удар, а не спровоцировать. Вам хотелось совершить символичный акт солидарности с «Хамасом», вашими суннитскими братьями по антисионистскому сопротивлению, на которых Израиль оказывает неимоверное давление в секторе Газа.
Вы сочли, что за свои труды можете что-то получить. В 2000 году вы похитили и убили трех израильских солдат без всяких последствий. Вы похитили теневого израильского бизнесмена Эльханана Танненбаума, который оказался полковником-резервистом. Чуть больше трех лет назад сам Ариэль Шарон согласился обменять сотни заключенных на Танненбаума и останки трех солдат. В начале июля высокопоставленный израильский чиновник говорил, что Израиль может освободить палестинских заключенных в обмен на 19-летнего ефрейтора Гилада Шалита, захваченного «Хамасом» в июне во время вылазки из Газы. Сионисты, как мать, заботятся о безопасности своих солдат. Это одна из их слабостей, считаете вы.
Но израильтяне подняли ставки. Возможно, вы думали, что они нанесут удар по Сирии, имея на это полное право. Сирия открыто дала приют вождю «Хамаса» Халеду Машалю, призывающему к стрельбе в Газе. Сирия, как и Иран, является вашим покровителем и поставщиком. Но израильтяне не только охотятся на вас в Ливане, они чуть не объявили войну проамериканскому правительству Фуада Синиоры и атаковали ливанские военные объекты. Рождество в июле, как говорят неверные.
Теперь вы рассматриваете широкие возможности. Ракетные обстрелы территории Израиля вновь создают вам репутацию самой отважной и эффективной антисионистской силы в арабском мире. Это приятная перемена: после ухода израильских войск из Южного Ливана в 2000 году к «Хизбалле» стали относиться не как к благородному движению сопротивления, а как к марионеткам сирийских оккупантов в Ливане.
К тому же в последний год в стране и мире усиливалось давление по поводу объединения военного крыла «Хизбаллы» с ливанской армией, чего требовали Тайфские соглашения 1989 года, положившие конец гражданской войне в Ливане, и резолюция Совета Безопасности ООН номер 1559. Если израильская армия войдет в Южный Ливан, вам придется вновь разыгрывать карту сопротивления. То, что вы начали всю эту историю, быстро забудут.
Вы думаете и о том, что это означает для политического будущего «Хизбаллы». Есть факт, который многие предпочли бы забыть: в Ливане уровень рождаемость среди шиитов составляет 8—9 детей на семью. Суннитские семьи рожают в среднем по 5 детей, а христиане и друзы — по 2. Однако архаичная «конфессиональная» политическая система Ливана, основанная на переписи 1932 года, дает христианам половину мест в парламенте (и пост президента), тогда как шииты, уже составляющие большинство, имеют всего 27 мест. Это демократично? По вашему мнению, нет.
Годами ваша политическая стратегия заключалась в консолидации позиций «Хизбаллы» среди шиитов и привлечении слабеющих христиан в альянс против суннитов. «Хизбалла» сознательно смягчает свою позицию в парламенте, понимая, что надо выждать время, прежде чем потребовать своего законного места.
Теперь вы думаете об ускорении этого плана. Если в ближайшие недели ситуация в сфере безопасности действительно выйдет из-под контроля, вы можете установить военный контроль в долине Бекаа и окрестностях Бейрута. Сунниты и христиане вас осудят, но у них уже нет вооруженных отрядов для борьбы с вами. Кроме того, нынешний президент Ливана Эмиль Лахуд — союзник Сирии, а следовательно, ваш союзник — по-прежнему имеет влияние на армию, которая примерно на 35% состоит из шиитов.
Что вас беспокоит? Не «мировое сообщество», которое всегда готово обвинить Израиль, а не вас. Не расширение миротворческих сил ООН; ООН десятилетиями остается в Южном Ливане, никак не мешая вашим замыслам. Американцы поддерживают Израиль, но нет никаких шансов, что они вмешаются: они извлекли свой урок, когда вы взорвали казармы морской пехоты в 1983 году.
Что касается израильтян, пока они незначительно уменьшили вашу способность воевать. Их начальник генштаба Дан Халуц мыслит так же жестко, как его предшественник Ариэль Шарон. Но их нынешний премьер — «темная лошадка», а министр обороны — политический «голубь». Вы полагаете, что и израильское общество не выступает за повторение полномасштабного вторжения 1982 года, единственного сценария, который вас пугает. Так что в худшем случае предстоит возврат к израильской «зоне безопасности». Был там, побеждал это.
Все может пойти не так: возможно, израильтяне найдут и убьют вас; возможно, они надавят на Сирию. Но, как говорят о подобных конфликтах, все, кроме полного разгрома, является победой. Ваши хозяева в Тегеране — аятолла Али Хаменеи и президент Махмуд Ахмадинежад — вполне довольны.
Перевод Inopresssa


Брет Стивенс, The Wall Street Journal