СВИТОК ТОРЫ ИЗ ХЬЮСТОНА В ТВЕРЬ
Интервью с единственной женщиной-раввином России, одной из ста самых влиятельных женщин Москвы Нелли ШУЛЬМАН
Жителям нашего четырнадцатиэтажного дома с выразительным названием “Шалом-Тауэр” в городе Луисвилле, штат Кентукки, на сей раз явно повезло. Живут в доме пожилые люди. Преимущественно — русскоязычные иммигранты. Вообще-то здесь, в американской глубинке, мы не очень избалованы интересными встречами. Тем паче со своими бывшими соотечественниками. В памяти остались яркие выступления в Еврейской Центре города, рядышком с нашим домом, таких талантливых мастеров, как Игopь Губерман, Константин Райкин, Роман Карцев. Но это было давненько лет этак пять-семь тому назад.
И вот сейчас, в просторном зале на первом этаже нашего здания мы имели замечательную возможность встретиться с человеком необычной судьбы, глубоко преданным святому делу иудаизма. Эта личность — Нелли Шульман. Симпатичная, приветливая молодая женщина с живым блеском светящихся глаз.
Она приехала из Москвы. С 1998 по 2003 год была раввином в Беларуси. А с августа 2003 года работает в Москве директором общинного и профессионального развития в объединении реформистского иудаизма России. Удостоена чести быть включенной в список ста самых влиятельных женщин Москвы за 2004 год. Сопровождал ее в Луисвилле Дэвид Ариэл-Джоэл, раввин нашей местной реформистской синагоги Тэмпл.
После очень интересной встречи жителей дома с Нелли в зале я пригласил ее и Дэвида в наш апартмент. За чаем с пирожными я взял интервью у единственной женщины-раввина России.
Из единого святого корня
— Нелли, расскажите, пожалуйста, о сегодняшней еврейской религиозной жизни в России.
— Прежде всего хотела бы отметить, что в России, как и в Америке, есть сейчас и ортодоксальный, и реформистский иудаизм. Они не исключают, а дополняют друг друга. Это два родника из одного источника священной веры. Это две ветви одного древа религии нашего древнего богоизбранного народа. Правда, ортодоксальный иудаизм в России, в Украине и в Беларуси имеет несравненно большую историю и более глубоки корни. Наши деды-прадеды придерживались именно его.
Что же касается реформистского иудаизма, то он существует во многих европейских странах, например, во Франции, Германии, Англии, Италии с девятнадцатого века. А в Россию пришел, так сказать, с опозданием. Это произошло сравнительно недавно, полтора-два десятилетия тому назад. Но развивается достаточно плодотворно.
Особенно, если учесть, что несколько поколений советских евреев были фактически оторваны от веры, от синагог, которые коммунистический режим разрушил, от религиозных традиций и обычаев. Теперь живой, искренний интерес к Торе, к нашим святыням возрождается все сильнее. Этому делу служат и ортодоксальный, и реформистский иудаизм. Нам нечего делить. У нас одни благородные цели.
— Много ли сейчас в России религиозных общин? Какова их география?
— Всего примерно 150 общин. Из них около 100 ортодоксальных и 45 — реформистских. Я представляю именно реформистский иудаизм. Наши общины есть во многих городах страны: от Смоленска на западе до Хабаровска на востоке и от Мурманска на севере до Краснодара на юге. Наибольшая община, естественно, — в Москве. Она охватывает 400 семейств. На втором месте Санкт-Петербург — город, где я родилась, с которым связаны годы моего детства и студенчества. Здесь 250 таких семейств.
Есть реформистские общины и во многих других, меньших городах — таких, как Тула, Самара, Астрахань, Тюмень... Пусть эти общины поменьше. Но главное — они есть! И они ведут целеустремленную работу по активизации еврейской жизни, приобщению людей к нашей религии, вере.
— Если можно, чуть подробнее о еврейской жизни в Москве.
— Начать с того, что там не одна, а три реформистские общины. Ведь город-то гигантский. И ездить из одного конца столицы в другой не всем под силу. Мы стараемся приобщать московских евреев к нашим традициям, ивриту, истории народа. Торжественно отмечаем все наши религиозные праздники. В атмосферу еврейской жизни столицы пришло второе дыхание. В городе плодотворно работают шесть дневных еврейских школ и восемь детских садиков; малыши обожают их. Есть летние лагеря. Большой популярность пользуются три идиш-клуба. Нельзя здесь без волнения, без слез слушать вдохновенное исполнение и бередящих душу, и искрометно-веселых песен на нашем изумительном материнском языке. Что уж говорить об еврейском театре "Шолом", где вы можете увидеть классические вещи и Шолом-Алейхема, и Фейхтвангера и других корифеев.
— Известно, что в Москве, ряде других городов на постсоветском пространстве действуют ортодоксальные синагоги. А как обстоит дело с реформистскими? В частности, в стране, откуда я приехал — в Украине?
— Что ж, вот вам статистика в отношении Украины. Здесь есть восемь синагогальных зданий реформистского иудаизма — в Керчи, Симферополе, Львове, Луцке и ряде других городов. А вот вам история об одной такой синагоге в России. Речь идет о Тюмени. Была там построена синагога в 1908 году. Разумеется, после Октября "центр религиозного дурмана", да еще еврейского, превратили в склад. Здание было запущено И только в начале девяностых годов оно было обновлено. Здесь действует реформистская синагога.
— На какие средства было благоустроено здание?
— В значительной мере за счет благотворительных вкладов деловых людей, предпринимателей, которые занимаются здесь нефтяным бизнесом. Сейчас большие центры религиозных общин сооружаются в Москве, Питере. Да и в провинции. Взять индустриальный Челябинск, который в течение многих десятилетий увлекался больше машиностроением и ударной стахановской вахтой, чем религией, особенно иудейской. И вот представьте: здесь построен грандиозный Еврейский Центр. Можно ли об этом было мечтать раньше?
— Нелли, а как воспринимается в стране активизация еврейской жизни? Вряд ли это всем по душе. Особенно фашиствующим молодчикам.
— Конечно, антисемитизм себя не изжил. Это очевидно. И его проявления не столь редки. Речь идет и о фактах избиения религиозных евреев, и об осквернении еврейских кладбищ, и о юдофобских призывах на фоне гитлеровской свастики. Не говоря уж об наполненных лютой ненависти к нам страницах черносотенных изданий, в частности, газеты “Завтра”. А что уж сказать о погромном так называемом письме 500 в Генеральную прокуратуру России! Не удивительно, что синагоги в Москве и некоторых других городах охраняются круглосуточно.
— А кое-кто пытается утверждать, что антисемитизм в России проявляется только на бытовом уровне. Ничего себе бытовой уровень: среди авторов этого подметного послания так называемые народные избранники — депутаты Государственной Думы.
— Да, но вместе с тем, например, в киосках Москвы не купите антисемитских изданий. Лужков запретил. Любители такой "литературы" могут приобрести ее только у старушек на улице. И все-таки хочу подчеркнуть, что даже, несмотря на такие выходки, еврейская жизнь в Москве и других городах становится полнокровнее и разнообразнее.
— То, что вы внесены в авторитетный список 100 наиболее влиятельных женщин Москвы — факт красноречивый. Могли бы вы назвать еще кого-нибудь из этих ста?
— Ну, к примеру, известные общественные политические деятели: заместитель спикера Госдумы России Любовь Слиска, Ирина Хакамада и другие.
Рукопожатие через океан
— Нелли, вы в первый раз в Америке?
— О, нет! Это двенадцатый приезд. На десять дней.
— Очень приятно, что вы начали нынешний визит с нашего провинциального Луисвилла. Где еще планируете побывать?
— В Нью-Йорке и Хьюстоне. Цель моей поездки — дальнейшее укрепление сотрудничества между реформистскими общинами России и Америки. Оно с каждым годом укрепляется. Достаточно сказать, что есть даже общины-побратимы; Москва-Сан-Франциско, Санкт-Петербург-Хьюстон
и другие. Эти связи проявляются в финансовой помощи
американского реформистского иудаизма общинам России, в обмене информацией, новостями и так далее. В качестве драгоценных подарков мы получали и Свитки Торы.
— А в этот приезд вы тоже рассчитываете на такую святыню? Нелли Шульман радостно улыбнулась:
— О да! В Хьюстоне мне вручат Свиток Торы.
— Для общины-побратима в вашем родном Питере?
— Отнюдь. Представьте себе, для реформистов города Твери. Там была синагога. Потом ее постигла печальная участь. Нет, ее не разрушили. Но в советское время там размещался — что бы вы думали? городской отдел милиции.
— Большего кощунства не придумаешь. Нелли, а американские реформистские раввины наносят визиты в Россию?
— Да. Вот был у нас в гостях раввин из Сент-Луиса Джошуа Тауб. Побывал он, кстати, в той же Твери, где проживает две с половиной тысячи наших одноплеменников. Там есть реформистская община и из ста семейств. А вот , когда он приехал в Орел, это было вообще сногсшибательное событие. Там давно в глаза не видели раввина.
— Разрешите более обширный вопрос: сколько евреев осталось нынче в России и Украине? Знаю, статистика здесь плавающая. И все же...
— В России считается от 800 тысяч до полутора миллиона. В Украине 600 тысяч.
— Не завышены ли цифры?
— Возможно, евреев по матери в три-четыре раза меньше. Но вышеприведенные данные говорят о тех, кто имеет право гражданства в Израиле
— В последнее время темпы репатриации значительно сократились. Какие здесь еще есть реальные ресурсы?
— Нет, они не исчерпаны. Но по сравнению с волнами возвращения наших соплеменников из Советского Союза на историческую родину в конце восьмидесятых — начале девяностых годов сейчас произошел заметный спал Большинство тех, кто хотел уехать, уже уехали. Сейчас даже наблюдается тенденция частичного возвращения в Россию — на временное или постоянно жительство. Достаточно сказать, что только в Москве живет 30 тысяч человек с израильскими паспортами. Многие занимаются бизнесом.
Вот это так дипломная работа!..
— Нелли, спасибо за интересные размышления и обстоятельную информацию. Думаю, читателям газеты будет интересно узнать немного больше о вас, о том, как вы приобщились к иудаизму.
— Жила я в обычной питерской, тогда — ленинградской семье. Родители врачи. Я рано начала интересоваться генеалогическим древом нашего рода
Узнала, что мой прапрадедушка Давид Вольфсон из Риги. В конце девятнадц, того века приехал работать адвокатом в Петербург. Прабабушка из Белостока. Бабушка хорошо знала идиш. Через нее впитала в себя любовь к этому прекрасному языку.
Училась в престижной школе, где одним из ведущих предметов был англ
ский. Из 25 учеников класса девять были евреями. В седьмом-восьмом классах мы с подругами стали проявлять живой интерес к еврейской жизни истории народа. Закончила исторический факультет университета в Питере
— И какую на данном факультете вы выбрали тему дипломной работы?
— Кое-кому тема показалась странной. Но я от нее не отказалась: "Еврейские благотворительные организации в Петербурге в период с 1851 года по 1917 год". Писала, в частности, о бароне Гинцбурге.
— А затем?
— По счастливому стечению обстоятельств я затем училась в Лондоне. В 1993 году вступила и в 1999 году окончила Лео Бэк Колледж со степенью магистра иврита и иудаики. Два года была ассистентом раввина в лондонской синагоге "Шаарей Эмет". Также училась в Лондонском университетском колледже на факультете иудаики и в Тель-Авивском университет на факультете Талмуда и Танаха. Во время учебы в Израиле преподавала на курсах гиюра в одной из общин, а также жила и работала в реформистском кибуце "Яхель" в пустыне Авара, недалеко от Красного моря.
— Так что вы за свои тридцать три года прошли большой путь на ниве любви и преданности еврейству. И последний вопрос: как сложилась личная жизнь?
— Очень хорошо. Замужем. Муж Алекс работает в Москве в области маркетинга в подразделении компании "Дженэрал Моторс". По договоренности с администрацией, в еврейские праздники на работу не ходит. Сыну Марку четыре годика. Славный малыш.
— Доброго вам здоровья, жизненных радостей, успехов на святом поприще.
Леонид ДАЕН
СВИТОК ТОРЫ ИЗ ХЬЮСТОНА В ТВЕРЬ
Интервью с единственной женщиной-раввином России, одной из ста самых влиятельных женщин Москвы Нелли ШУЛЬМАН
Жителям нашего четырнадцатиэтажного дома с выразительным названием “Шалом-Тауэр” в городе Луисвилле, штат Кентукки, на сей раз явно повезло. Живут в доме пожилые люди. Преимущественно — русскоязычные иммигранты. Вообще-то здесь, в американской глубинке, мы не очень избалованы интересными встречами. Тем паче со своими бывшими соотечественниками. В памяти остались яркие выступления в Еврейской Центре города, рядышком с нашим домом, таких талантливых мастеров, как Игopь Губерман, Константин Райкин, Роман Карцев. Но это было давненько лет этак пять-семь тому назад.
И вот сейчас, в просторном зале на первом этаже нашего здания мы имели замечательную возможность встретиться с человеком необычной судьбы, глубоко преданным святому делу иудаизма. Эта личность — Нелли Шульман. Симпатичная, приветливая молодая женщина с живым блеском светящихся глаз.
Она приехала из Москвы. С 1998 по 2003 год была раввином в Беларуси. А с августа 2003 года работает в Москве директором общинного и профессионального развития в объединении реформистского иудаизма России. Удостоена чести быть включенной в список ста самых влиятельных женщин Москвы за 2004 год. Сопровождал ее в Луисвилле Дэвид Ариэл-Джоэл, раввин нашей местной реформистской синагоги Тэмпл.
После очень интересной встречи жителей дома с Нелли в зале я пригласил ее и Дэвида в наш апартмент. За чаем с пирожными я взял интервью у единственной женщины-раввина России.
Из единого святого корня
— Нелли, расскажите, пожалуйста, о сегодняшней еврейской религиозной жизни в России.
— Прежде всего хотела бы отметить, что в России, как и в Америке, есть сейчас и ортодоксальный, и реформистский иудаизм. Они не исключают, а дополняют друг друга. Это два родника из одного источника священной веры. Это две ветви одного древа религии нашего древнего богоизбранного народа. Правда, ортодоксальный иудаизм в России, в Украине и в Беларуси имеет несравненно большую историю и более глубоки корни. Наши деды-прадеды придерживались именно его.
Что же касается реформистского иудаизма, то он существует во многих европейских странах, например, во Франции, Германии, Англии, Италии с девятнадцатого века. А в Россию пришел, так сказать, с опозданием. Это произошло сравнительно недавно, полтора-два десятилетия тому назад. Но развивается достаточно плодотворно.
Особенно, если учесть, что несколько поколений советских евреев были фактически оторваны от веры, от синагог, которые коммунистический режим разрушил, от религиозных традиций и обычаев. Теперь живой, искренний интерес к Торе, к нашим святыням возрождается все сильнее. Этому делу служат и ортодоксальный, и реформистский иудаизм. Нам нечего делить. У нас одни благородные цели.
— Много ли сейчас в России религиозных общин? Какова их география?
— Всего примерно 150 общин. Из них около 100 ортодоксальных и 45 — реформистских. Я представляю именно реформистский иудаизм. Наши общины есть во многих городах страны: от Смоленска на западе до Хабаровска на востоке и от Мурманска на севере до Краснодара на юге. Наибольшая община, естественно, — в Москве. Она охватывает 400 семейств. На втором месте Санкт-Петербург — город, где я родилась, с которым связаны годы моего детства и студенчества. Здесь 250 таких семейств.
Есть реформистские общины и во многих других, меньших городах — таких, как Тула, Самара, Астрахань, Тюмень... Пусть эти общины поменьше. Но главное — они есть! И они ведут целеустремленную работу по активизации еврейской жизни, приобщению людей к нашей религии, вере.
— Если можно, чуть подробнее о еврейской жизни в Москве.
— Начать с того, что там не одна, а три реформистские общины. Ведь город-то гигантский. И ездить из одного конца столицы в другой не всем под силу. Мы стараемся приобщать московских евреев к нашим традициям, ивриту, истории народа. Торжественно отмечаем все наши религиозные праздники. В атмосферу еврейской жизни столицы пришло второе дыхание. В городе плодотворно работают шесть дневных еврейских школ и восемь детских садиков; малыши обожают их. Есть летние лагеря. Большой популярность пользуются три идиш-клуба. Нельзя здесь без волнения, без слез слушать вдохновенное исполнение и бередящих душу, и искрометно-веселых песен на нашем изумительном материнском языке. Что уж говорить об еврейском театре "Шолом", где вы можете увидеть классические вещи и Шолом-Алейхема, и Фейхтвангера и других корифеев.
— Известно, что в Москве, ряде других городов на постсоветском пространстве действуют ортодоксальные синагоги. А как обстоит дело с реформистскими? В частности, в стране, откуда я приехал — в Украине?
— Что ж, вот вам статистика в отношении Украины. Здесь есть восемь синагогальных зданий реформистского иудаизма — в Керчи, Симферополе, Львове, Луцке и ряде других городов. А вот вам история об одной такой синагоге в России. Речь идет о Тюмени. Была там построена синагога в 1908 году. Разумеется, после Октября "центр религиозного дурмана", да еще еврейского, превратили в склад. Здание было запущено И только в начале девяностых годов оно было обновлено. Здесь действует реформистская синагога.
— На какие средства было благоустроено здание?
— В значительной мере за счет благотворительных вкладов деловых людей, предпринимателей, которые занимаются здесь нефтяным бизнесом. Сейчас большие центры религиозных общин сооружаются в Москве, Питере. Да и в провинции. Взять индустриальный Челябинск, который в течение многих десятилетий увлекался больше машиностроением и ударной стахановской вахтой, чем религией, особенно иудейской. И вот представьте: здесь построен грандиозный Еврейский Центр. Можно ли об этом было мечтать раньше?
— Нелли, а как воспринимается в стране активизация еврейской жизни? Вряд ли это всем по душе. Особенно фашиствующим молодчикам.
— Конечно, антисемитизм себя не изжил. Это очевидно. И его проявления не столь редки. Речь идет и о фактах избиения религиозных евреев, и об осквернении еврейских кладбищ, и о юдофобских призывах на фоне гитлеровской свастики. Не говоря уж об наполненных лютой ненависти к нам страницах черносотенных изданий, в частности, газеты “Завтра”. А что уж сказать о погромном так называемом письме 500 в Генеральную прокуратуру России! Не удивительно, что синагоги в Москве и некоторых других городах охраняются круглосуточно.
— А кое-кто пытается утверждать, что антисемитизм в России проявляется только на бытовом уровне. Ничего себе бытовой уровень: среди авторов этого подметного послания так называемые народные избранники — депутаты Государственной Думы.
— Да, но вместе с тем, например, в киосках Москвы не купите антисемитских изданий. Лужков запретил. Любители такой "литературы" могут приобрести ее только у старушек на улице. И все-таки хочу подчеркнуть, что даже, несмотря на такие выходки, еврейская жизнь в Москве и других городах становится полнокровнее и разнообразнее.
— То, что вы внесены в авторитетный список 100 наиболее влиятельных женщин Москвы — факт красноречивый. Могли бы вы назвать еще кого-нибудь из этих ста?
— Ну, к примеру, известные общественные политические деятели: заместитель спикера Госдумы России Любовь Слиска, Ирина Хакамада и другие.
Рукопожатие через океан
— Нелли, вы в первый раз в Америке?
— О, нет! Это двенадцатый приезд. На десять дней.
— Очень приятно, что вы начали нынешний визит с нашего провинциального Луисвилла. Где еще планируете побывать?
— В Нью-Йорке и Хьюстоне. Цель моей поездки — дальнейшее укрепление сотрудничества между реформистскими общинами России и Америки. Оно с каждым годом укрепляется. Достаточно сказать, что есть даже общины-побратимы; Москва-Сан-Франциско, Санкт-Петербург-Хьюстон
и другие. Эти связи проявляются в финансовой помощи
американского реформистского иудаизма общинам России, в обмене информацией, новостями и так далее. В качестве драгоценных подарков мы получали и Свитки Торы.
— А в этот приезд вы тоже рассчитываете на такую святыню? Нелли Шульман радостно улыбнулась:
— О да! В Хьюстоне мне вручат Свиток Торы.
— Для общины-побратима в вашем родном Питере?
— Отнюдь. Представьте себе, для реформистов города Твери. Там была синагога. Потом ее постигла печальная участь. Нет, ее не разрушили. Но в советское время там размещался — что бы вы думали? городской отдел милиции.
— Большего кощунства не придумаешь. Нелли, а американские реформистские раввины наносят визиты в Россию?
— Да. Вот был у нас в гостях раввин из Сент-Луиса Джошуа Тауб. Побывал он, кстати, в той же Твери, где проживает две с половиной тысячи наших одноплеменников. Там есть реформистская община и из ста семейств. А вот , когда он приехал в Орел, это было вообще сногсшибательное событие. Там давно в глаза не видели раввина.
— Разрешите более обширный вопрос: сколько евреев осталось нынче в России и Украине? Знаю, статистика здесь плавающая. И все же...
— В России считается от 800 тысяч до полутора миллиона. В Украине 600 тысяч.
— Не завышены ли цифры?
— Возможно, евреев по матери в три-четыре раза меньше. Но вышеприведенные данные говорят о тех, кто имеет право гражданства в Израиле
— В последнее время темпы репатриации значительно сократились. Какие здесь еще есть реальные ресурсы?
— Нет, они не исчерпаны. Но по сравнению с волнами возвращения наших соплеменников из Советского Союза на историческую родину в конце восьмидесятых — начале девяностых годов сейчас произошел заметный спал Большинство тех, кто хотел уехать, уже уехали. Сейчас даже наблюдается тенденция частичного возвращения в Россию — на временное или постоянно жительство. Достаточно сказать, что только в Москве живет 30 тысяч человек с израильскими паспортами. Многие занимаются бизнесом.
Вот это так дипломная работа!..
— Нелли, спасибо за интересные размышления и обстоятельную информацию. Думаю, читателям газеты будет интересно узнать немного больше о вас, о том, как вы приобщились к иудаизму.
— Жила я в обычной питерской, тогда — ленинградской семье. Родители врачи. Я рано начала интересоваться генеалогическим древом нашего рода
Узнала, что мой прапрадедушка Давид Вольфсон из Риги. В конце девятнадц, того века приехал работать адвокатом в Петербург. Прабабушка из Белостока. Бабушка хорошо знала идиш. Через нее впитала в себя любовь к этому прекрасному языку.
Училась в престижной школе, где одним из ведущих предметов был англ
ский. Из 25 учеников класса девять были евреями. В седьмом-восьмом классах мы с подругами стали проявлять живой интерес к еврейской жизни истории народа. Закончила исторический факультет университета в Питере
— И какую на данном факультете вы выбрали тему дипломной работы?
— Кое-кому тема показалась странной. Но я от нее не отказалась: "Еврейские благотворительные организации в Петербурге в период с 1851 года по 1917 год". Писала, в частности, о бароне Гинцбурге.
— А затем?
— По счастливому стечению обстоятельств я затем училась в Лондоне. В 1993 году вступила и в 1999 году окончила Лео Бэк Колледж со степенью магистра иврита и иудаики. Два года была ассистентом раввина в лондонской синагоге "Шаарей Эмет". Также училась в Лондонском университетском колледже на факультете иудаики и в Тель-Авивском университет на факультете Талмуда и Танаха. Во время учебы в Израиле преподавала на курсах гиюра в одной из общин, а также жила и работала в реформистском кибуце "Яхель" в пустыне Авара, недалеко от Красного моря.
— Так что вы за свои тридцать три года прошли большой путь на ниве любви и преданности еврейству. И последний вопрос: как сложилась личная жизнь?
— Очень хорошо. Замужем. Муж Алекс работает в Москве в области маркетинга в подразделении компании "Дженэрал Моторс". По договоренности с администрацией, в еврейские праздники на работу не ходит. Сыну Марку четыре годика. Славный малыш.
— Доброго вам здоровья, жизненных радостей, успехов на святом поприще.