«ИРАНСКАЯ БОМБА» СЕЙМУРА ХЕРША
Сеймур Херш (Seymour Hersh), известный журналист, лауреат Пулитцеровской премии, активно сотрудничает с либеральным журналом New Yorker. В 1969 году он первым опубликовал статью о резне, устроенной американскими солдатами во вьетнамской деревне Сонгми, в 2004 году — первым описал историю с тюрьмой «Абу Грейб». В апреле 2006 года он опубликовал статью «Иранские Планы» (The Iran Plans), в которой утверждает, что США разработали план военной операции против Ирана. Высшие чиновники США, в том числе и президент Джордж Буш, категорически опровергли выводы Херша.
— Вы уверены, что США готовят военную операцию против Ирана?
— Планирование военной операции против Ирана ныне ведется значительно на более высоком уровне, чем обычное планирование такого рода. Любая страна имеет множество военных планов, подготовленных на случай внезапных атак противника, это делается всегда и всеми. Но в последние месяцы военное планирование перешло на стадию операционного планирования — это специфические разработки ведения военных действий в конкретных условиях. Безусловно, это не доказательство того, что Президент США принял какое-то определенное решение. Однако военное планирование ныне ведется намного более интенсивно, намного более реалистично и оно намного более нацелено на достижение определенных целей. Пентагон определяет список целей, он рассчитывает, какое оружие и в каких количествах требуется применить для их поражения.
Когда-нибудь Президенту может быть предложен перечень возможностей, список вариантов, из которых он выберет один. И это момент, когда Президент может дать «тревожный сигнал» — указание военным начать движение войск, снаряжать самолеты бомбами и делать тому подобные вещи — в ожидании возможного приказа на применение силы.
— Иран недавно объявил, что он научился обогащать уран. Может ли это стать поводом для применения подобных планов на практике?
— Я не знаю. Но мое личное мнение не имеет никакого значения. Важно лишь то, что думает и говорит Президент. А Джордж Буш на протяжении последних нескольких месяцев многократно повторял, что Иран не должен переступать «красную линию», что он не потерпит любой деятельности Ирана в области обогащения урана. Иранцы заявили об успехе своего пилотного проекта, который осуществлялся под наблюдением МАГАТЭ.
Вопрос заключается в следующем: что думает Буш о «точке невозвращения» Ирана, после достижения которой Иран сможет получить в свое распоряжение ядерное оружие. И здесь проявляется беспокойство американских военных. Они готовы исполнять приказы, они верны присяге, но они знают, что Иран еще не ядерная держава, что потребуются годы и годы, прежде чем он получит в свое распоряжение ядерное оружие.
— Вы базируете свою статью на информации, предоставленной многими источниками. Почему они были откровенны с вами?
— Я думаю, что причина заключается в том, что они испытывают беспокойство. Они понимают, что Махмуд Ахмадинеджад — фундаменталист, он использует мессианские идеи для обоснования своих действий. Однако некоторые примерно то же самое могут сказать и о Джордже Буше. Буш и Ахмадинеджад на грани столкновения. И, как сказал мне один из моих собеседников, в результате может произойти что-то плохое...
— Это приведет к большой войне?
— Кто знает?! Давайте исходить из того, что мы не должны начинать войну сейчас. Да, Иран обогатил какое-то количество урана. Однако это было совершенно легальное действие. Мы все согласны с тем, что иранцы ведут свою игру, и они, возможно, могут создать ядерное оружие. Однако Белый Дом так относится ко всему этому, что иранцы могут питать обоснованные опасения относительно собственной безопасности.
— Высокопоставленные чиновники и военные США назвали вашу статью «спекуляцией». Глава ВВС США заявил, что никогда не принимал участия в обсуждении возможности нападения на Иран...
— Никто категорически не опроверг основной элемент моей статьи — что США активизировали военное планирование в отношении Ирана. И, кроме того, у нас есть Президент, который многократно повторял, что, во-первых, он не отказывается от использования ни одного инструмента, а, во-вторых, что Иран не должен пересекать «красную линию» — обогащать уран.
— Как складываются отношения между военными и гражданскими руководителями США?
— Существуют определенные противоречия между военными и гражданскими руководителями Пентагона, особенно между генералами и министром обороны Рамсфелдом. Подобное происходит и в отношениях между военными и гражданскими лидерами в Белом Доме — они не стыкуются, между ними отсутствует доверие. Это нездоровая ситуация, и у многих, особенно у военных, есть нехорошие мысли на этот счет. Они не хотят делать их достоянием общественности, поскольку они очень лояльные люди. Однако они недовольны, им не нравится американская внешняя политика и им не нравится, как идут дела в США.
Беседовал Джозеф МАРШАЛЛ,
Washington ProFile