ПАРАДОКСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

ПАРАДОКСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Экономика США развивается весьма успешно, однако большинство американцев мало выигрывают от этого. Они работают больше и интенсивней, но зарабатывают меньше.
По данным исследовательского центра Cato Institute, с 1995 года производительность труда (то есть, количество услуг и товаров, произведенных за рабочий час) в США начала расти более быстрыми темпами, чем когда-либо в 20 веке. В 1970-е годы этот показатель держался на уровне примерно 1.4% в год. В 1995—2000-е годы он вырос до 2.5% в год, а после 2000 года — до 3.1%. Этот процесс часто объясняют появлением, так называемой, "новой экономики", которая основана не информационных технологиях. Традиционно считается, что увеличение производительности труда автоматически приводит к оживлению экономики, которое, в свою очередь, приводит к росту национального богатства и всеобщему повышению уровня жизни. Однако в США подобного не произошло. В период с 1995 по 2005 год производительность труда в США выросла на 33.4%, однако зарплаты среднестатистических американцев за этот период времени выросли не более, чем на 10%, а их социальные пакеты (различные страховки, пенсии и льготы, оплачиваемые работодателями) — менее, чем на 5%.
Опросы общественного мнения показывают, что большинство американцев не особо оптимистично оценивают свое будущее и будущее своих детей. К примеру, менее половины (49%) американцев, опрошенных Pew Research Center, предполагают, что в ближайшие пять лет качество их жизни улучшится. Для сравнения, в 2002 году шестеро из десяти жителей США рассчитывали на то, что их будущее будет лучше, чем настоящее. Подобные исследования проводятся с 1964 года и впервые отмечено столь резкое падение оптимизма американцев. В ходе опроса американцам предлагалось оценить качество их жизни по десятибалльной шкале. Нынешняя жизнь получила 6.8 баллов, ситуация пятилетней давности — 6.1, а ситуация 2011 года — 7.8 баллов. Свое будущее в розовых тонах наиболее часто видят молодые люди, обладающие высшим образованием и высоким доходом.
Уровень дохода — одна из главных определяющих "экономического оптимизма" человека. Здесь в США проявились малоприятные тенденции. Начиная с 2000 года (когда началась рецессия в экономике страны), многие зарплаты были заморожены или даже уменьшены — особенно это ударило по семьям с низким и средним уровнем дохода. После того, как рецессия закончилась (в конце 2001 года), зарплаты, тем не менее, значительно не выросли.
Рост производительности труда, который ранее практически гарантированно приводил и к росту зарплат, по каким-то причинам в последние годы перестал оказывать подобный эффект. К примеру, по данным Бюро Переписи Населения США, во второй половине 1990-х годов, когда производительность труда ежегодно росла на 2.5%, доходы американских семей росли, в среднем, на 2.2% в год. При этом выигрывали и традиционно ущемленные социальные группы: к примеру, доходы матерей одиночек выросли на 3.1%, доходы молодых семей (где оба супруга не старше 30 лет) — на 2.3%. Иной процесс начался после 2000 года. За период с 2000 по 2004 год (последние доступные данные) реальные доходы американской семьи уменьшились на 3%. Для характеристики новой особенности американской экономики часто используется термин "экономическое восстановление, не сопровождающееся созданием новых рабочих мест" (jobless recovery): размеры валового внутреннего продукта США все эти годы стабильно росли, но уровень безработицы, хотя и снижался, тем не менее, оставался непропорционально высоким. Обычно в США после экономического кризиса или рецессии "докризисное" количество рабочих мест создается за 21 месяц — ныне для этого потребовалось 46 месяцев (данные Гарвардского Университета). В среднем, за пять лет экономического роста (так было в США в 1980-е и 1990-е годы), экономика страны создает дополнительно на 7.1% рабочих мест больше, чем в предыдущую "пятилетку" — но в 2000—2005-е годы в США было создано лишь на 1.9% больше рабочих мест, чем в 1995—2000-е годы. По оценкам исследовательского Brookings Institution, если в 1960-е годы среднестатистический американец пребывал без работы 12 недель, то в 2004 году — 16. Ситуация осложняется тем, что безработные ныне получают значительно меньшие пособия, чем сорок лет назад, а срок предоставления подобных пособий сократился на 20%.
Одновременно в США наблюдается процесс экономического расслоения общества, причем он идет весьма высокими темпами. За период с 1979 по 2000 год доходы всех американцев росли, но росли весьма неравномерно. По подсчетам Бюро Экономического Анализа (Bureau of Economic Analysis), реальные доходы семей, относящихся к наиболее малообеспеченным слоям населения США, за этот период выросли на 6.1%; семей, относящихся к "среднему классу" — на 12.4%, "богатых" семей — на 70%, а "супербогатых" (1% населения США) на 184%. В 1979 году 1% супербогатых американцев получили 37.8% от общего дохода населения США, в 2000 году этот показатель вырос до 49.1%, а в 2003 году (последние доступные данные) — до 57.5%. Во многом "супербогачи" выиграли за счет того, что они владели значительные пакетами акций коммерческих структур — прибыли корпораций все эти годы стабильно увеличивались.
В 2005 году произошло знаковое событие: впервые американец, работающий полный рабочий день и получающий минимальную зарплату, оказался не в состоянии позволить себе снять самое дешевое жилье — впервые за всю историю США размеры его заработка оказались ниже минимальной стоимости аренды. За период с 2000 по 2004 год количество "ультрабедных" американцев увеличилось на 50% или на 3.6 млн. человек. "Ультрабедным" американец считается в случае, если годовой доход его семьи не дотягивает $8 тыс. до официального уровня бедности (в 2004 году уровень бедности для семьи из четырех человек считался годовой доход в размере $19 307). При этом реальные доходы среднестатистического американского домохозяйства (семья или группа людей, живущих вместе и имеющих общий бюджет) за четыре года упали на 3.6%. Этот вывод сделали ученые из Университета Вирджинии. В свою очередь, газета Detroit Free Press опубликовала результаты своего экономического исследования, согласно которому за период с 1999 по 2006 год реальные доходы американской семьи снизились на 6%, а в некоторых штатах и на 10%. Впрочем, ряд влиятельных исследовательских центров, например Фонд "Наследие", делают иные выводы, утверждая, что подобные пессимистичные оценки основаны на сопоставлении несопоставимой статистики, и реальная ситуация в США намного лучше.
В 2005 году среднестатистический директор американской корпорации заработал в 262 раза больше, чем среднестатистический работающий американец. Таким образом, один директор (в США используется аббревиатура CEO — chief executive officer, что можно перевести, как "главный исполнительный менеджер", обычно это не собственник компании, а наемный работник) за один рабочий день зарабатывал столько же, сколько его подчиненный за 52 недели. Среднестатистический заработок CEO составил $10 млн. 982 тыс. (в эту сумму входят не только зарплата, но и различные бонусы, доходы по акциям и пр.), средняя зарплата наемного работника — $41 861. Эти выводы опубликовал исследовательский центр Институт Экономической Политики. Анализ ситуации рынка труда в США, который Институт проводит на протяжении последних сорока лет, показывает, что подобный разрыв в зарплатах 2005 года не является рекордным. В 2000 году директора зарабатывали в 300 раз больше, чем их подчиненные. Эта тенденция впервые проявилась в 1990-е годы. К примеру, в 1965 году топ-менеджеры получали в 24 раза больше, чем их сотрудники, в 1978 году — в 35 раз больше, в 1989 году — в 71 раз больше. Еще более заметен рост благосостояния первых лиц компаний при сравнении с минимальными заработками американцев. В 1965 году CEO зарабатывал в 51 раз больше, чем рабочий, получающий минимальную зарплату. В 1978 году разрыв увеличился в 78 раз. После этого на топ-менеджеров начал проливаться "золотой дождь". В 1992 году директора получили уже в 319 раз больше, в 1999 году — в 649, в 2000 году — в 815. После этого в США разразился экономический кризис, жертвами которого стали и директора. Разрыв в зарплатах к 2002 году уменьшился до 416 раз. Однако уже в 2003 году топ-менеджеры наверстали упущенное, и ныне они получают в 821 раз больше, чем человек, получающий минимальный оклад.
В то же время, "средний класс" США мог повышать свои доходы, прежде всего, за счет того, что на работу выходили супруги (как правило, жены), которые ранее могли позволить себе оставаться дома для ухода за детьми. В период с 1979 по 2000 год, "работающие матери" из семей среднего достатка стали работать на 500 часов в год больше (вывод Института Урбанистики).
Кроме этого, работающим американцам все сложнее прогнозировать, какими будут их реальные доходы в обозримом будущем. Газета Los Angeles Times провела экономическое исследование, которое дало любопытные результаты. В 1970-е годы 15% работающих американцев могли столкнуться с резким уменьшением или увеличением своих доходов, в 1990-е годы таких стало 30%. В свою очередь, исследование Йельского Университета показало, что если в 1970-е годы внезапное (например, из-за увольнения) и резкое (на 50% и более) сокращение доходов грозило 7% работающих американцев, то в 2000-е годы — уже 17%.

Washington ProFile