ВЯЗАНИЕ — ПОПУЛЯРНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
После террористических актов 11 сентября 2001 года миллионы американок начали ... вязать. Стремительно растущую моду на вязание в Америке объясняют реакцией на возрастающий стресс повседневной жизни и засилье технологий, отрицающих ручной труд и творческую инициативу.
Современные американки вяжут в вагонах метро, кофейнях, книжных магазинах и во время обеденных перерывов. Вязальная революция по своей силе не уступает повальному увлечению американцев йогой. А для многих вязание и есть новая йога. Мода на вязаные одеяла, пончо, сумки, длинные шарфы и накидки для собак поддерживает энтузиазм вязальщиц. Однако большинство находит, что главное в вязании — его терапевтический эффект и возможность пообщаться с подругами. Новое урбанистическое движение Америки — это сеть городских клубов по вязанию под названием «Вязать и жаловаться» (Stitch‘n Bitch). Первый такой клуб возник в Чикаго (http://www.stitchnbitch.org), вдохновленный страстью к вязанию Дэбби Столлер (Debbie Stoller), написавшей книгу-бестселлер Stitch‘n Bitch. Вслед за чикагскими вязальщицами, желающие повязать и пожаловаться на жизнь обнаружились по всей стране, образовывая свои клубы, интернет-сайты и электронные магазины по распродаже собственных изделий.
Откликаясь на интерес к вязанию, известные компании стали предлагать свои услуги специально для вязальщиц. Так, железнодорожная компания Amtrak организует специальные поезда для любителей вязания, курсирующие между несколькими городами Калифорнии. Пассажирам предлагаются сессии по обмену опытом с опытными вязальщицами и обучение новым вязальным рисункам в компании соратниц по ремеслу. Один из книжных магазинов сети Barnes and Nobles в Нью-Йорке нанял живых моделей и посадил их вязать в витрине магазина, пропагандируя вязание и книги, посвященные этому занятию.
Исследование, проведенное Американским Советом по Ремеслам (Craft Council of America), показало, что в 2004 году 53 млн. американок, или каждая третья женщина, умели вязать спицами или крючком. Это означает, что за десятилетие число вязальщиц увеличилось на 51%. При нынешних темпах роста популярности вязания в 2005 году в США может появиться 94 млн. вязальщиц и вязальщиков. Большим сюрпризом для Американского Совета по Ремеслам явился факт необычайной популярности вязания среди женщин до 35 лет. Образ старушки со спицами и полосатым носком стремительно теряет свою актуальность. Начиная с 2002 года, на 150% выросло число подростков в возрасте до 18 лет, которые посещают занятия по вязанию — ныне вяжут 5.7 млн. тинейджеров. Популярность вязания среди женщин, входящих в возрастную группу 25-34 лет за тот же период времени возросла на 100% (таковых вязальщиц 6.5 млн.).
Феномен увлечения вязанием стал «золотой жилой» для производителей пряжи и торговцев вязальными нитками. 37% американок, в среднем, тратят по $4—7 на моток пряжи. Немного меньше (36%) женщин попадают в категорию вязальщиц, отдающих по $2—4 за моток. 22% готовы платить за клубок вязальных ниток от $7—11 и больше. Особым спросом пользуется пряжа букле и пряжа, имитирующая мех, украшенная блестками или обладающая металлическим блеском. Самыми популярными вязальными проектами считаются всевозможные накидки для мебели и кроватей (53%), одеяла для младенцев (42%) и шарфы (35%). Средний вязаный свитер или жилет обходится вязальщицам в $31.30. Для сравнения, инвестиции в кроватное покрывало составляют в среднем $32.40, а средства, затраченные на изготовление пончо или шали — $36. Любопытно, что вяжущая американка посещает магазин для вязания в среднем 2.8 раз в течение работы над одной вещью.
Интерес к вязанию возникал в американском обществе по разным причинам. Вязание в доиндустриальную эру — приблизительно до конца 19 века — помогало семьям сэкономить на расходах на одежду. Развитие текстильной промышленности в 20-м веке сделало домашнее вязание неэкономичным. Однако вязальный талант американок был снова востребован во время Первой мировой войны. Тысячи носков домашней вязки отправлялись на фронт солдатам. В 1920-е годы американки презирали вязание, считая его непрестижной «женской» работой. Первая леди США Грэйс Кулидж пыталась заинтересовать своих соотечественниц вязанием, организовывая вязальные конкурсы и марафоны с привлекательными призами для победительниц. В 1930-е годы — частично благодаря ее усилиям, частично за счет недоступности населению хорошей одежды во время Великой Депрессии — страсть к вязанию вновь расцвела среди женщин Америки. Следующим испытанием вязальной мощи страны стала Вторая мировая война, которая вновь мобилизовала женщин на вязание шерстяных солдатских носков.
Начиная с 1950-х, на вязальном фронте наступило глубокое затишье. Хиппи ценили кустарно изготовленные вещи и любили вязать, но духом эпохи быстро завладели антивоенный активизм, связанный с войной во Вьетнаме, и феминистические идеи. Вязальные спицы и крючки были заброшены — сэкономленное время тратилось на уличные демонстрации, а в последующие десятилетия — на карьеру и развлечения.
Упомянутая выше Дэбби Столлер считает, что возрождение вязания в Америке 21-го века связано с культурной тенденцией возвращения к типично женским занятиям, которая была подавлена развитием феминизма в 1960—70-х годах. В то же самое время, вязальная революция, несомненно, часть более общей тенденции в американском обществе, которая проявляется в потребности ручного труда и связанных с ним творческих процессов. Этой потребностью, например, объясняется коммерческий успех сетей магазинов типа «сделай сам».
Вдобавок, вязание может служить средством для выражения сочувствия и желания помочь ближним. После трагедии 11 сентября американские женщины связали тысячи одеял для пожарных-спасателей. Вязание также вылилось в другую форму благотворительности — аукционы, проводимые популярными магазинами вязальной пряжи, на которых продаются одеяла, связанные голливудскими звездами. Торговцы получают рекламу, а выручка от продаж одеял направляется на благотворительные цели.