ИМЕНИННИК ФРАНКО ДЗЕФФИРЕЛЛИ
Кумир поколений и оперных дел мастер — это о нем, о великом Франко Дзеффирелли (Franco Zeffirelli), который 12 февраля отмечает свой 84-й день рождения.
Выпускник Академии изящных искусств во Флоренции, Дзеффирелли прошел войну, в 1969-м выжил в автокатастрофе, когда за рулем была Джина Лоллобриджида. С той самой поры он верит в Бога.
Он потерял мать, когда ему было шесть лет: тогда он узнал, что такое настоящее одиночество. Внебрачный сын флорентийского коммерсанта Отторино Корси стал четвертым ребенком в семье модельера Алаиды Гароси. Своему звучному псевдониму Джанфранко Корси обязан описке регистратора муниципалитета Флоренции: мать Франко хотела дать сыну фамилию Zeffiretti (Дзефиретти), но служащий ошибся...
После смерти матери отец руководил воспитанием мальчика на расстоянии: сначала Франко жил у тетушки, а с восьми лет был поручен английской гувернантке мисс Мэри О’Нил — это ее образ впоследствии был воплощен Дзеффирелли в Джоан Плаурайт (фильм «Чай с Муссолини» 1999 года с участием актрисы и певицы Шер). «В возрастном промежутке от восьми до двенадцати она учила меня всему, — воспоминает режиссер. — Она была моей точкой отсчёта в том, что правильно, а что — нет, в этических ценностях. Не забудьте: я ходил в фашистскую школу, где культура направлялась в определённое русло. Она же прививала мне культ свободы; культ демократии. И это осталось у меня в генах на всю жизнь». Она прививала Франко и любовь к Шекспиру и опере. Не раз ему прочитанную повесть «Ромео и Джульетта» он ставил множество раз. Рассказы английской мисс о разных театрах мира тоже не прошли для ее воспитанника даром.
Качество сделанных им фильмов и оперных постановок едва ли не всей мировой классики снискало признание любителей и знатоков, а также отмечено и на государственном уровне в разных странах мира. Он — первый итальянец, посвященный в рыцари Британской империи «За ценный вклад в британское искусство», в 82-летнем возрасте был назначен на должность особого советника министерства культуры и мира визуальных искусств в Италии, один из первых обладателей Cовместной награды президента России и премьер-министра Италии, по праву носит медаль как «лучший итальянский друг России»…
Оперу полюбил еще в детстве: частенько родители брали его с собой на оперные спектакли. С кино все «случилось» гораздо позже: «Оно долго для меня было каким-то недоступным искусством, пока я не попробовал себя в «Укрощении строптивой» с Элизабет Тейлор и Ричардом Бартоном — это был мой первый фильм, и я просто попробовал свести вместе мой опыт в театре с тем, что я думал о кино. Но вообще-то, из тех моих фильмов, которые мне самому нравятся — «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», — мне ближе всего опять-таки фильм-опера «Отелло» с Пласидо Доминго. Ну и в «Каллас навсегда» я тоже обращаюсь к опере». Именно об опере и человеке, связавшем с ней судьбу, — этот фильм (примадонну великолепно сыграла Фани Ардан). При создании сценария Дзеффирелли основывался не только на голых фактах биографии Каллас: он помог актрисе осознать, что ей надо «быть» Марией, что нужно стать посредником в рассказе о её жизни и жить полной жизнью каждый момент, поскольку всё когда-либо кончается. На отснятой в 2002 году кинопленке запечатлено поклонение и преклонение великого режиссера перед великой певицей. Там же — его «спасибо» и «прости»: Дзеффирелли считает, что если бы они, ее друзья, давали ей больше ощущения жизни, то не умерла бы она в 53 года, так рано…
Франко Дзеффирелли не относится к тем режиссерам, которые любят менять даты и эпохи в классических пьесах: «Нет никакой возможности перенести, скажем, «Трубадура» в Америку 1860-х. В чём тут соль? Гораздо умнее, проницательней и находчивей надо быть, чтобы уважать оригинал: выполняя волю автора, вы работаете на свою постановку и на собственный имидж. … Когда вещь выражает самую суть того, чем должна быть опера, это может быть развлекательным, шокирующим — да чем угодно! Режиссёры находят, что куда проще создать нечто собственное — в параллель или в полном противоречии с оперой — потому что очень трудно подтвердить, что именно имел в виду автор, и поставить всё правильно. Это требует больших знаний, большой подготовки и мудрости».
Образование архитектора, по признанию самого мэтра, помогает не только в ощущении пространства сцены или в работе над декорациями и костюмами. Благодаря образованию он решает постановку как математическую задачу, она — уравнение, где нужно вычислить и подставить вместо неизвестных переменных единственно возможные значения…
…Его театральная дорога началась с оформления постановки Лукино Висконти чеховских «Трех сестер» в 1952 году. На эскизе спектакля, в котором играл молодой Марчелло Мастрояни, — истинно русские березки и настоящая деревенская усадьба с каменными воротами в сад. Дзеффирелли считает, что такой дебют стал его огромной удачей: «Я верю в судьбу, в положительную энергию. Для меня чрезвычайно важно, что моя жизнь в театре началась с такой позитивной ноты. Русская культура оказала огромное влияние на мое формирование и на весь творческий путь. Я восхищаюсь страной, которая так много сделала и продолжает делать для мирового искусства... Когда думаю о «Травиате», то нахожу очевидные параллели между русской и итальянской оперой. Я вижу связь, которая объединяет персонажей Чайковского, Мусоргского и героев Верди. Все они эмоциональны, чувственны и романтичны. Я очень рад, что все мы, любители театра, чувствуем, чем обязаны русскому гению. Для меня лично это имеет огромное значение».
Нередко Дзеффирелли выступает в амплуа режиссера, художника и автора сценария одновременно — может быть, в том числе, и поэтому его работы оценены престижными наградами. Он — лауреат многочисленных премий: Оскар, БАФТА, Давид ди Донателло, Золотой Глобус, Сан-Себастьян, Карловы Вары, Эмми…
В профессиональном плане его консерватизм в театре и политике (он дважды избирался в итальянский парламент от демократов) остаётся весьма противоречивым. С одной стороны, он сам себя причисляет к традиционалистам. С другой же — его кино- и театральные работы 50—60-х потрясли «старую» школу. В 1953 году благодаря триумфу постановки «Золушки» в Ла Скала Дзеффирелли вошел в число известных оперных режиссеров. А постановка «самой печальной на свете повести» в лондонском театре Олд Вик и ее же экранизация 1967 года с Оливией Хасси и Леонардом Вайтингом стали новым словом не только в индустрии массового искусства: Дзеффирелли стали называть режиссером-шекспироведом. А сцены с обнаженными телами влюбленных (спина Ромео и плечи Джульетты) называют «символом самовыражения всего молодого поколения».
Со стороны он кажется хрупким. Бледное лицо, серебро волос. Однако взгляд выдает его страсть и темперамент. Курит сигарету за сигаретой. Может быть болезненным, но всегда обаятелен и ум его остр. На редкость терпелив, обожает растения и собак.
Он — мастер письма роскошью по роскоши, отчего порой возникают перегибы, но все же чаще его фантазия и изобретательность дают другой, феноменальный и потрясающий эффект, которым обладает только шедевр. Дело в первоисточнике: «Когда слышу музыку, я подчиняюсь ей инстинктивно. Музыка — это чудо, это вечность. Опера — прекраснейшее из искусств. А примадонн, которые должны извлекать из своей плоти порой запредельные ноты, я думаю, надо пожалеть. В момент творчества человек хочет добиться наилучшего результата, и от невероятного стресса он может кричать и скандалить. А через пару минут, когда все сценические испытания позади, в нем просыпается ангельский характер».
К одной из последних работ режиссера (премьера пятой постановки «Аиды» в Ла Скала) была приурочена публикация его «Автобиографии», которая появилась в продаже в Италии в конце 2006 года. В ней — много откровенных признаний режиссера, касающихся и его личной жизни, и творчества.
В биографии Франко Дзеффирелли — десятка три кинофильмов и около сотни оперных постановок. Сегодня с его именем ассоциируется само понятие настоящей итальянской оперы. В свои почтенные годы он молод душой: «У меня нет проблем со старостью! — улыбается он. — Я думаю, каждый возраст преподносит вам свои цветы — до тех пор, пока вы имеете энергию и идеи».