С ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ
Тимофей ЛИОКУМОВИЧ, Чикаго
Еврейская тема на страницах «Нашай Нiвы». К 100-летию со дня издания газеты
Еженедельную газету «Наша Ніва» с полным правом можно назвать первой белорусской газетой, несмотря на ее предшественниц «Мужыцкую праўду», нелегально издаваемую вождем крестьянского восстания в Беларуси и Литве в 1863—1864 годах Кастусем Калиновским (7 номеров), и легальную «Нашу долю», издаваемую в 1906 году (6 номеров).
«Наша Ніва», ставшая их преемницей и продолжательницей в утверждении творческих сил народа, чуждая национальной ограниченности, убеждала в возможности людям труда избавиться от эксплуатации и насилия, в достижимости создания нового общества, основанного на справедливых законах, издавалась с ноября 1906 по август 1915 года. Трудно переоценить значение для белорусского народа этой газеты, просуществовавшей всего лишь около девяти лет. Именно ей, придавшей динамизм развитию белорусской нации, принадлежит исполинская заслуга в истории Беларуси. Во-первых, она содействовала пробуждению и росту самосознания народа, формированию его как нации, указав ей пути к самоидентификации. Она закладывала основы белорусского Возрождения. Во-вторых, газета способствовала созданию из «мужицкого наречия» литературного языка и поискам художественных форм самовыражения белорусского характера. За громадную роль в историческом развитии Беларуси в наши дни ей справедливо воздают обоснованные почести.
Мы же хотим обратить внимание еще на одну разновидность деятельности «Нашай Нівы», которая несомненно заслуживает уважения, высокой оценки и признательности. Речь идет об ее твердых общечеловеческих позициях, о заступничестве за другие нации, о защите их достоинств и прав на самобытность и самостоятельное развитие. Так, в номере от 3 февраля 1912 года газета заявляла: «Проявлять ненависть к полякам за то, что они поляки, а к русским за то, что они русские, может только больной на разум человек, или тот, у кого мозги сильно засолены фальшивым патриотизмом» (здесь и дальше цитаты приводятся в нашем переводе. — Т.Л.).
Из номера в номер разоблачая грабительский характер и антинародную политику царского правительства и господствующих классов, любые формы шовинизма, ведущие к конфронтации в обществе, «Наша Ніва» решительно отстаивала идеи национально-освободительного движения, ратуя при этом за взаимопонимание между народами и их братские взаимоотношения, считая, что по всей Руси трудовому сельскому и городскому люду разных наций нечего делить. Ее неоднократно подвергали различного рода гонениям: судебным разбирательствам, административным взысканиям, отдельные номера конфисковывали, а учителям, учащимся, почтовым чиновникам и военнослужащим и вовсе запрещали выписывать «крамольное» издание.
Газета пропагандировала творческие достижения мировой культуры, приобщая к ним белорусов. Целенаправленно обращалась к творчеству В.Белинского, Л.Толстого, А.Чехова, В.Короленко, М.Горького, Т.Шевченко, В.Стефаника, А.Мицкевича, М.Конопницкой, Ю.Словацкого, Э.Ожешко и др.
Сыновья белорусской деревни, познавшие неволю и недолю, плакавшие над горькой судьбой белорусов, вступившие на путь защиты людей труда, сумели в разгар черносотенного разгула увидеть горе и обиды еврейского населения, составлявшего в начале прошлого века почти 70% жителей Беларуси, сочувственно отнестись к его страданиям, призвать оба народа воспрянуть духом и совместными усилиями сбросить с себя цепи угнетения и унижения, добиваться социальной и национальной свободы, построить новое общество, в котором люди любой национальности чувствовали б себя равноправными гражданами. Сотрудники газеты (Янка Купала, Якуб Колас, Змитрок Бядуля и др.) хорошо понимали, что светлое будущее обеспечено только той стране, которая сумеет покончить с национальным бесправием и национальными предрассудками.
В номере от 21 декабря 1907 года «Наша Ніва» напоминала, что евреи являются самым бесправным народом в Российской империи, несмотря на свой тяжкий труд, которым без зазрения совести пользовалось государство. Газета решительно протестовала против ограничений, установленных для евреев, доказывала несправедливость такого положения вещей, к тому же отрицательно сказывавшегося на самом государстве. Она осуждала наличие для евреев «черты оседлости», которая не позволяла им жить по своему усмотрению, что сужало их дееспособность на благо страны. «Наша Ніва» также возмущалась запретом по закону 1893 года жить евреям в деревнях и заниматься сельским трудом. В соответствии с этим законом евреи-крестьяне вынуждены были покинуть свои жалкие хозяйства, подняться с насиженных мест, что окончательно разорило значительную часть еврейской бедноты, доведя ее до полного обнищания.
Газета доказательно разоблачала миф о всеобщем богатстве евреев. Во лжи такого представления легко было убедиться белорусам, ибо «как плохо живут наши местечковые евреи, известно каждому мужику», тем более, что «еврейская беднота часто живет еще хуже мужика» (4.05.1907). В жалких домишках, констатировала газета, в тесных каморках, как в норах, ютятся изнуренные тяжким трудом, худые, бледные люди. «Наша Ніва» напоминала: те, кому случалось бывать в Вильне, Минске, Витебске, Могилеве, Гродне в частях города, где прозябала еврейская беднота, знают сами, что жизнь этих изгоев общества — сущая каторга. Завидовать такому «богатству», заявляла газета , — «это просто смех».
В то же самое время «Наша Ніва» отдавала должное пользе, которую приносили обществу еврейские ремесленники, портные, кузнецы. Рассказывала о непосильном труде евреев на табачных и ткацких фабриках, о рабском труде чернорабочих: «Или труд портного, что с раннего утра до поздней ночи сидит с иглой, сгорбившись над работой, или труд носильщика и фабричного работника-еврея худшая или менее тяжкая, как работника-христианина? Нет! Ни один справедливый человек не скажет того, что говорят разные дармоеды или обидчики народа трудящегося» (21.12.1907).
«Наша Ніва» утверждала, что масса еврейской бедноты не должна терпеть гонения и преследования из-за небольшого числа, незначительной горстки, разбогатевших своих сородичей, богатых купцов и фабрикантов, которые притесняют еврейскую бедноту точно так же, как это делают русские купцы и фабриканты. К тому же русские купцы, как правило, заламывают цены на товары куда большие, чем мелкие еврейские торговцы.
Несмотря на то, что еврейское население преобладало в городах, его представителей не принимали на казенную работу. Евреям не позволяли стать офицерами в армии. В отличие от крестьян, их не освобождали от воинской службы даже «по семейному положению». «В войсках евреев около 50 тыс., ежегодно 5% рекрутов в армию поставляют евреи, хотя их всего в России только 4% из общего числа жителей. Тем временем на евреев все нарекают, что они выкручиваются от рекрутчины и больше других избегают набора» (21.12.1907), — раскрывала газета глаза своим читателям на истинное положние вещей.
Белорусское издание также возмущалось тем, что еврейской молодежи всячески стремились закрыть дорогу к образованию. Только одной десятой части еврейских детей представляли возможность учиться.
Газета обращала особое внимание на то, что вызывать недоверие народов друг к другу, сеять вражду между ними, стравливать их между собой стремятся те, кто обирает людей труда с целью отвлечь их внимание от собственной грабительской политики. Такое положение вещей газета считала одним из хитрых способов обмануть народы, направить гнев против невинных людей. «Наша Ніва» доказательно разоблачала разного рода черносотенцев и погромщиков, открыто указывала на конкретных примерах подлую сущность тех, кто натравливал людей на евреев, клеймила их как лжецов, человеконенавистников, отказывала им в истинном христианстве. Газета осуждала дикие, страшные погромы. Она призывала не доверять злобным измышлениям, не верить клевете, возводимой на евреев. «Наша Ніва» возмущалась и тем, что депутаты-октябристы в 3-й Думе заявляли, что евреям не нужно даровать никаких прав, даже если другим нациям и «дать их немножко» (7.11.1907).
Газета, опираясь на факты, предлагала призадуматься и над такими немаловажными обстоятельствами: «Враги еврейского народа утверждают, будто бы евреи вредны для других наций. А тем временем установлено, что в 15 губерниях «черты оседлости» (где евреи живут) мужикам живется не хуже, а лучше, чем мужикам других губерний, где отсутствуют евреи /…/, подсчитано, что в этих 15 губерниях за мужиками меньше недоимок, рабочего скота — больше и т.д.» (21.12.1906).
«Наша Ніва» указывала на благородство и самоотверженность лучших представителей еврейского народа. 23 апреля 1909 года она поместила потрясающий рассказ Григория Мачтета «Жид» в переводе белорусского публициста Альфреда Бульбы. Произведение повествовало о мужественном враче, чуждом всякого корыстного расчета. С риском для жизни он спас от бешенства пациента, к которому все, медики и немедики, даже подступиться боялись, но величие души, ответственное отношение к своим обязанностям, беспримерная преданность людям не защитили его жилье от разгрома, а членов семьи от страха стать жертвами кровожадной толпы. Однако, когда погромщиков вынудили ретироваться из квартиры врача, один из грабителей оступился, полетел с лестницы и сильно разбился. Врач оказал ему необходимую медицинскую помощь, что потрясло даже тех, кто в одурманенном тумане участвовали в местечковом погроме.
«Наша Ніва» доказывала, что не приходится ждать ничего хорошего в государстве, где один народ притесняет другой. Она убеждала своих читателей: «Так пора, великая пора уже признать и в евреях людей и полноправных граждан государства: чем больше в государстве будет счастливых, удовлетворенных людей, тем оно само будет счастливее» (21.12.1907). «Наша Ніва» была уверена в том, что до той поры, пока каждая нация не достигнет полных прав, до того времени ее положение не может быть нормальным. Она настойчиво призывала людей разных национальностей совместно добиваться лучшей жизни, доли и свободы. Резко очерченная антишовинистическая позиция «Нашай Нiвы» и решительная защита общечеловеческих принципов сосуществования народов вызывали к ней внимание в Польше, России, США, Украине, Франции, Чехии. Подписчиком газеты был Максим Горький, считавший, что она дает читателю много интересного.
Перелистываешь страницы газеты столетней давности с чувством благодарности к ее издателям, которые, любя всем сердцем свой народ, понимали беды и страдания людей, живущих рядом с ними. И все время задаешься вопросом: почему же в наше время Солженицын и иже с ним не обращаются к таким достоверным источникам, как газета «Наша Ніва»? Да и любят ли свой народ те, кто брызжет отравленной слюной ненависти к другим народам? Кажется, история на этот вопрос давно дала однозначный ответ: самозванцы своего национального превосходства, проповедующие неприязнь к другим народам в первую очередь предают собственный народ, отказывая ему тем самым не только в благородстве и великодушии, но и в разуме. На Руси такие люди вдруг стали называться патриотами! Что же это за патриоты, которые даже объявленный государством праздник национального единства готовы превратить в шабаш вражды и ненависти? Ну никак не укладывается в голове, что человекоподобные существа, сеющие распри между людьми, подрывающие основы своей страны, унижающие ее авторитет среди рода людского, могут считаться патриотами! Ведь их ксенофобские поползновения — косвенный признак ущербной неполноценности собственной нации, стремящейся выделить себя унижением других народов. Здоровая нация не нуждается в осквернении других народов.
А как злободневно и убедительно из глубины столетия продолжает звучать и сегодня голос «Нашай Нівы», призывавшей к активной социальной и национальной коммуникации народов: «Когда живет семья, связанная силой, члены которой один другого не уважают и искоса посматривают друг на друга, то не станет ли она крепче и сильней, если все будут вместе жить, как равные братья, которые прекрасно понимают, что в сообществе им смелей и полезней быть в мире, один другому по-братски помогая» (10.12.1909). Пожелтевшие страницы газеты, противопоставлявшей миру национального угнетения, национальной вражды, национального разъединения и обособления мир национальной солидарности, сближения и единства, напоминают, что взаимопонимание между народами — одно из самых необходимых условий для нормальной жизни человечества.
Благородные позиции «Нашай Нівы», лишенной национальных предрассудков, отстаивавшей право любой нации на достойное положение в обществе, на полноту проявления духовных сил, на реализацию своих национальных особенностей, культурных и языковых устремлений, заслужили благодарную память потомков. Сила ее светлой правды всходила, как солнце после непогоды, предрекая Беларуси славу и уважение среди равноправных народов.
Однако сколько еще нужно исписать бумаги, сколько еще нужно ломать голову над тем, каким образом можно прочистить мозги различного рода поджигателям национальных конфликтов, подстрекателям ненависти, чтобы человечество окончательно избрало путь цивилизованного развития?! Газета столетней давности помогает верить в то, что силы зла не бессмертны.