МИР БЕЗ БИФШТЕКСА
Александр МАЙСТРОВОЙ
«Рождены, чтобы жить», — таков девиз противников мясной промышленности, которую они называют «конвейером убийств».
«ВСЕ ОКАЗАЛОСЬ ЗНАЧИТЕЛЬНО ХУЖЕ...»
Еще несколько лет назад Коби Барак не поверил бы, если бы ему сказали, что он станет борцом за права предназначенных на убой животных. «В вопросах еды я был абсолютно как все. Ел все подряд: шницели, бифштексы, стейки. Животных я любил, но сказать, что готов был посвящать свое свободное время их защите, не могу. Я ничем не отличался в этих вопросах от своего окружения», — вспоминает он.
Сегодня Коби Барак — один из активистов Движения за освобождение животных в Израиле — «Шеви» (Шихрур баалей-хаим ба-Исраэль). Лозунг «Шеви» прост: животные имеют такие же базисные права, как и люди. И то, что люди обладают более высоким интеллектом, не дает им права убивать и истязать своих четвероногих или пернатых «младших братьев».
Развитое общество, убежден Коби, не должно издеваться над живыми существами, а вся мясная промышленность являет собой не что иное, как систему мучений, пыток и насилия. «Если бы речь шла о людях, мир не переставал бы ужасаться. Но с животными можно делать все что угодно. Можно набивать ими крохотные клетушки, где они задыхаются от тесноты. Можно кастрировать их, забирать потомство от матерей, перекармливать их до состояния, когда они уже не могут принимать пищу. Можно насильно вталкивать в них корм, как это делают с гусями, чтобы получить деликатес в виде гусиной печени. Можно, наконец, отправлять их на убой. При том, что животные инстинктивно чувствуют, что их ведут на бойню, и, как и люди, испытывают неимоверный страх. Можно обрекать их на чудовищные страдания и при этом чувствовать себя цивилизованными людьми. Вся животноводческая промышленность, по сути дела, — гигантский концлагерь, конвейер убийств. Мы в «Шеви» считаем совершенно неприемлемым такое обращение с живыми существами, пусть уступающими нам по интеллекту, но испытывающими знакомые всем нам чувства страха и боли», — говорит Коби.
Коби Бараку около 30 лет. Он — типичный представитель обеспеченной израильской молодежи. Живет в Гиватаиме, прошел армию, работает. Протест против жестокости в отношении предназначенных на убой животных возник около трех лет назад, и совершенно случайно. «Как-то моя подруга пришла домой в шоке от опытов над животными в научной лаборатории, где она работала. Она рассказывала действительно ужасные вещи. Например, как кроликам впрыскивали в глаза такие препараты, что они слепли. Как у обезьян изымали внутренние органы, ампутировали конечности. Меня это потрясло. Думаю, это потрясло бы любого нормального человека. Я по природе своей любопытен. И интереса ради занялся этим вопросом. Начал собирать материал, читать об обращении с животными в научных лабораториях, в животноводческих хозяйствах и инкубаторах. Я был настроен скептически. Допускал, что все эти разговоры о страданиях животных во многом преувеличены. Однако перечитав массу материалов, обнаружил, что дело обстоит намного хуже того, что я допускал. Я обнаружил, что вполне законно и с молчаливого согласия подавляющего большинства неосведомленного населения, творятся отвратительные вещи. Я побывал на бойнях. Уверяю вас — если большинство из тех, кто потребляет мясную пищу, побывали бы здесь и увидели то, что видел я, они на всю жизнь стали бы вегетарианцами. Просто люди не задумываются о том, что испытывает живое существо, чье мясо они едят, когда его ведут на бойню», — говорит Коби.
Увиденное и прочитанное заставило Коби Барака кардинально изменить привычный образ жизни. Он полностью отказался от употребления мяса и стал вегетарианцем. «Раньше мне казалось, что я на это неспособен — настолько прочно мясо вошло в мой рацион. Но теперь оно вызывает у меня отвращение. В тоже время растительная пища и калорийна, и дает необычайно широкий вкусовой ассортимент, а многие растительные продукты, как соя, например, вполне могут по вкусу заменять мясо».
Однако индивидуальным выбором Коби не ограничился. По интернету он нашел единомышленников — главным образом, сверстников, готовых, как и он, отказаться от употребления мясной пищи во имя благородной цели: прекращения убийств и издевательств над животными.
Вначале это была маленькая группа из семи человек. Теперь «Шеви» насчитывает несколько десятков людей, не считая многочисленных жертвователей и симпатизирующих. Главная их задача — донести до общества информацию о том, какой конвейер убийств и варварских издевательств являет собой мясная промышленность. Они раздают брошюры на оживленных перекрестках и площадях, читают лекции перед школьниками, выступают в клубах перед подростками, проводят акции протеста. «Шеви» открыла три сайта в интернете, один из них — для подростков. «Некоторые сцены, запечатленные нами, настолько жестоки, что могут травмировать психику подростка. Поэтому мы даем здесь информацию в более мягком, щадящем варианте», — рассказывает Коби.
ЧЕМ КОРОВА ХУЖЕ СОБАКИ, ИЛИ УРОКИ ПРОШЛОГО
Насколько результативна может быть такая деятельность в обществе, где люди воспринимают мясную пищу как неотъемлемую часть повседневного рациона и даже культурного наследия? Коби убежден, что нынешнюю ситуацию можно изменить. Косность, привычка и нежелание менять свои стереотипы свойственны любому человеку, в частности, и человеческому обществу, в целом. Однако это не означает, что изменения невозможны. «История полна примеров того, как явления, воспринимаемые как незыблемая часть миропорядка, подвергались переосмыслению, а потом и пересмотру, — доказывает Коби. — Например, работорговля. Всего лишь двести лет назад для европейцев и переселенцев из Европы черные рабы были сравни животным, и в издевательствах и насилии над ними не видели ничего плохого и предосудительного. В них видели человеческий скот, который надо было заставить трудиться, и обращались соответственно. Всего столетие назад просвещенные либералы, призывавшие к равенству женщин перед законом и предоставление им права голоса, выглядели в глазах публики сумасшедшими. Их противники саркастически вопрошали: «Может быть, стоит дать право голоса и собакам?». В начале прошлого столетия деление граждан на людей первого и второго сорта было нормой. На дверях ресторанов и клубов в Америке писали: вход черным воспрещен. Сегодня трудно поверить во все это, но ведь мы знаем: именно так и было».
«Чем, — вопрошает Коби, — корова или свинья принципиально отличается от собаки? Тем, что собака «друг человека» и у нее сравнительно высокий интеллект? Но уже доказано, что и у свиньи тоже очень высокий уровень интеллекта. А корова, как и любое развитое млекопитающее, способна испытывать жестокие страдания при причинении ей боли. Почему же тогда мы так возмущаемся, что на Дальнем Востоке разведение собак и их использование в гастрономических целях — нормальный порядок вещей? Но если мировое общественное мнение убедило китайцев, корейцев и таиландцев отказаться от «собачьей кулинарии», то почему аналогичное невозможно в случае с коровами, овцами или индюшками? Традиции и общепринятые представления — не нечто неизменное и неподдающееся влиянию».
Большинство людей, говорит мой собеседник, просто не представляют, какая чудовищная и сокрытая от наших глаз бойня безнаказанно осуществляется в мире вообще и каждой отдельно взятой стране — в частности. Количество убиваемых в год животных по всему миру исчисляется миллиардами. На израильских скотобойнях ежегодно уничтожается около 230 млн. животных. И вся эта машина убийств набирает обороты, потому что владельцы животноводческих хозяйств, инкубаторов, скотобоен обогащаются за счет неосведомленности и пассивности своих сограждан. «Человек вполне способен обойтись без мясной пищи или ограничиться незначительным мясным рационом, — доказывает Коби. — Но ему навязывают мясную пищу, буквально впихивают ему в рот. В результате происходит не убийство во имя выживания, как в живой природе, но убийство ради убийства. Лев убивает антилопу, потому что голоден. Человек убивает, по сути дела, ради развлечения, ибо прекрасно может обойтись без стейка или бифштекса. Поверь мне, я был поклонником мясной пищи, и если смог отказаться от нее, то уверен: каждый сможет».
ВРАГИ ЛИ МЫ САМИМ СЕБЕ?
Поскольку люди привыкли к мясной пище и вряд ли откажутся от нее в обозримом будущем, то не лучше ли поставить перед собой более реальные задачи и добиваться, скажем, чтобы предназначенные на убой животные содержались в более гуманных условиях и умерщвлялись более гуманным способом? Например, электрошоком, как это делают в Северной Америке или Западной Европе?
Коби отвергает такой подход. «Он несет в себе много лицемерного, ханжеского. Его цель — просто приглушить критику в адрес тех, кто владеет всем этим гигантским конвейером убийств. Такие «косметические» меры очень часто предлагались в качестве решения проблемы, когда человечество начинало испытывать угрызения совести по поводу творимых им бесчинств. Например, когда в Европе и Америке начали расти протесты по поводу работорговли и использования рабского труда темнокожих, начали предлагать различные смягчающие варианты этого отвратительного явления. Говорили: раз мы не можем полностью отказаться от рабского труда, давайте найдем «приемлемые решения». Будем перевозить их не в переполненных трюмах, а в более приличных условиях. Приставим к ним врача. Сократим время их работ на плантациях и т.д. Все это — чистый самообман. Единственный способ избавиться от рабовладения — это отменить его. Точно так же и в случае с мясной промышленностью. Единственный способ облегчить участь предназначенных на убой животных — это прекратить их убой. Мне говорят, что животные не могут быть наделены правами людей. Согласен! Но кто дал право человеку издеваться и мучить другие живые создания, а затем отправлять их на смерть?
Пытаться изменить способ умерщвления — все равно, что пытаться ложкой вычерпать море», — говорит Барак. По его словам, уничтожая в массовом порядке животных и расходуя огромные средства на поддержание пищевой промышленности, люди наносят колоссальный вред природе, и вред этот бумерангом возвращается к ним самим. В качестве доказательства он ссылается на многочисленные научные исследования в этой сфере. «Побочные процессы при разведении животных приводят к многочисленным негативным последствиям, — объясняет Коби. — Загрязняется почва и окружающая среда. Отходы жизнедеятельности животных проникают глубоко в почву, попадая в подземные источники и отравляя их и одновременно способствуя выделению метана, который разрушительным образом влияет на озоновый слой. Разведение предназначенных на убой животных требует огромных территорий, которые можно было намного экономичнее использовать для земледелия. А поскольку с ростом потребления мяса растет и количество таких площадей, то вред, наносимый окружающей среде, возрастает из года в год».
Мнение Барака совпадает с выводами многих специалистов. Так, эколог и профессор математики колледжа Стейтен Айленд (Нью-Йорк), автор книг «Глобальное выживание» и «Иудаизм и вегетарианство» американский профессор Ричард Шварц, побывавший недавно в Израиле, убежден: людям во имя собственного выживания необходимо полностью отказаться от мяса животных и птиц. «На земле сегодня все меньше остается территорий под сельскохозяйственные площади. Но и те скудные ресурсы, что остались, отводятся в основном для скотоводства. Между тем для выращивания скота требуется в двадцать раз (!) больше угодий, чем для земледелия; в десять раз больше воды и энергии; намного больше удобрений и пестицидов. Представьте себе, что было бы, если бы эти ресурсы передать под земледелие! Сколько людей можно было бы накормить и сколько воды и земель сохранить, если бы мы пошли по этому пути?! У нас в Америке 70% выращиваемого зерна идет на корм предназначенному на убой скоту — в то время как двадцать миллионов человек в мире ежегодно умирают от нехватки пищи! США — крупнейший импортер говядины, причем мясо ввозится из стран, где едва ли не половина населения живет на грани голода. Если бы эти государства отводили такие же площади под выращивание сельскохозяйственных культур для собственного населения, картина была бы принципиально иной. С одного акра земли можно получить только 100 кг говядины. Но с этой же площади можно собрать 20 тонн помидоров, 12 тонн моркови или 16 тонн картофеля! И тогда не надо будет варварски вырубать леса, тратить громадные средства на производство ядовитых удобрений. А ведь именно удобрения и отходы жизнедеятельности животных — главная причина загрязнения многих рек и водоемов», — сказал он во время последнего экологического семинара в Иерусалиме.
По мнению Шварца, злоупотребление мясной пищей крайне негативно влияет на организм человека, который изначально намного более приспособлен к растительной пище. Мясная пища в чрезмерных количествах ведет к развитию тяжелых и даже неизлечимых заболеваний, доказывает он: болезней сердца, раковых опухолей, истончению и повышению ломкости костей — остеопорозу, вызываемому протеином, который содержится в мясе животных. «Остеопороз приводит к печальным последствиям. Но посмотрите, где наиболее «популярно» это заболевание: в США, Швеции, Англии, Финляндии, Израиле. То есть именно там, где больше всего любят мясные блюда. А где меньше всего страдают от остеопороза? В странах Дальнего Востока, где мясо почти не потребляют».
Шварц ссылает на проведенное несколько лет назад исследование норвежских ученых. «Во время Второй мировой войны рацион европейцев был крайне скуден. Норвегия не была исключением. Бифштексы, шницели, свиные ножки и прочие мясные «деликатесы» стали роскошью, которую не многие могли себе позволить. И что же вы думаете? Количество людей, умерших в годы войны от сердечных приступов, рака и других болезней, резко снизилось! В 1938 году в этой скандинавской стране ежегодное потребление мяса достигало 17 кг на среднестатистического едока, а в 1944 году — менее десяти. И если в 1938 году смертность составляла 30 человек на каждую тысячу, то в 1944 году — только 23. После войны кривая потребления мяса снова поползла вверх, и сразу же возросло число смертей».
Результаты другого исследования, проведенного им, свидетельствуют, что такой болезни, как рак толстой кишки, больше всего подвержены канадцы, новозеландцы, американцы, австралийцы, шведы, французы. То есть любители мясной пищи, в среднем потребляющие 150—160 граммов мяса в день. В Чехии, Венгрии и Италии мяса едят меньше, и число заболевших там тоже меньше: 7—8 на каждые 50 тысяч человек — против 12—13 человек в северных странах. А сальвадорцы и таиландцы — вообще в нижней части группы риска.
«Зависимость настолько отчетливая, что не может не поражать! В Нидерландах и США больше всего женщин, страдающих от рака груди. И при этом выясняется, что голландки и американки – самые большие ценительницы мясной пищи среди «слабой половины» человечества. А в Панаме, Сальвадоре и Цейлоне эта болезнь почти не известна. Хотя климат там благоприятствует, казалось бы, ее возникновению — жара, интенсивное инфракрасное излучение... Та же закономерность проявляется и в распространении заболеваний сердечно-сосудистой системы. В Сан-Франциско мяса потребляют в девять раз больше, чем в Гватемале, и в четыре с половиной раза больше, чем в Мехико-сити. И умирают от инфаркта и инсульта, соответственно, в шесть и три раза чаще! По-моему, эти цифры способны убедить любых скептиков», — доказывает Шварц.
Коби знаком с выводами американского профессора и полностью разделяет их. Он уверен, что настанет время, когда люди осознают все вредность и опасность употребления мяса и вычеркнут его из своего рациона. «Они поймут, что это вредно для их здоровья, для окружающей среды, что это, наконец, отвратительно и аморально», — говорит он. Более того, Коби Барак убежден, что день этот не за горами. «Посмотри, веками люди использовали рабов, подавляли женщин, культивировали расизм, и все это считали нормой. Все изменения произошли за последние полтора столетия. Почему же тогда современный человек не в состоянии отказаться от мясной пищи, употребление которой разрушает его душу и тело?», — вопрошает он.
«Новости недели»