МОЗАИКА АМЕРИКАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

МОЗАИКА АМЕРИКАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Гэри ВИВЕР

Чтобы понять поведение американцев, Америку как страну и суть государственной политики, важно знать культуру Соединенных Штатов. Во многих языках понятие «культура» обычно включает искусство, музыку, историю и литературу. В Соединенных Штатах все это рассматривается скорее как результаты или продукты культуры. Наше определение культуры оперирует в большей степени процессами человеческой жизнедеятельности. В американском английском «культура» значит просто образ жизни группы людей, переходящий от одного поколения к другому с помощью обучения. Он включает фундаментальные убеждения, ценности, образ мышления и мировоззрение, которые разделяет большинство американцев. Мы можем рассмотреть внешние аспекты культуры и сделать вывод, что они отражают наши внутренние ценности, убеждения и мировоззрение. Пока мы не поймем американскую культуру изнутри, практически невозможно будет объяснить внешнее поведение, включая нашу государственную политику.
Если бы мы хотели дать визуальный образ американской доминирующей (mainstream) культуры, мы должны были бы представить себе айсберг. Большая часть айсберга находится под водой, то есть скрыта. То же самое справедливо и в отношении культуры. Большая ее часть скрыта, то есть находится в наших головах, и гораздо глубже уровня нашего сознательного понимания ее. Видимая часть айсберга может изменяться — он тает под воздействием солнца и дождя, но невидимая остается неизменной с течением времени. И точно так же в культуре — фундаментальные убеждения, ценности, способы мышления и мировоззрение меняются очень медленно.
Эта часть культуры приобретается человеком неосознанно, просто потому, что он растет в специфическом сообществе или семье. Никакой родитель не садится за обеденный стол с ребенком, чтобы преподать ему урок по «культурным ценностям». Они усваиваются сами собой в процессе жизни. Вот почему часто мы не осознаем наши культурные ценности, пока не оставляем нашу страну и не взаимодействуем с людьми других культур.

САМОЕ ГЛАВНОЕ — ВАШИ ЛИЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ
Когда иммигранты впервые прибыли в Америку из Европы, они принесли с собой в Новый свет европейские убеждения и ценности. Они высадились в таком месте, где природные ресурсы казались неограниченными, а возможности преуспеть были огромными. В Европе если человек рождался бедным, то и умирал бедным. Но в Америке европейские убеждения и ценности дополнились гигантским запасом ресурсов и возможностей, что привело к созданию нового набора культурных ценностей, который мы называем «американским».
Эти новые убеждения, которые состояли, прежде всего, в ценности личных достижений и важности социальной мобильности, быстро укоренились среди американцев, ибо основанное на них поведение щедро вознаграждалось. Американцы тогда начали определять себя в терминах того, чем они занимаются. Если вы сейчас столкнетесь с американцем в гостях, то он, скорее всего, обратится к вам со следующими словами: «Привет, меня зовут Гэри Вивер. Я — профессор в Американском Университете. А чем вы занимаетесь?»
Люди многих других культур, однако, определяют себя в терминах того, кто они есть и откуда произошли. Житель Южной Африки мог бы приветствовать вас, сказав: «Привет. Я — Пап Сека, сын Тамсьера Сека из верховий реки Бассе». Первичный источник его идентификации он сам, то есть, его отец и место его рождения. Его статус основан на семье и наследии, а не на том, что он делает как человек или что он может сделать в будущем.
Недоверие к сильному центральному правительству
В отличие от европейской практики, первые поселенцы, которые прибыли на берега Америки, не хотели короля, королеву или римского папу. Они с очень большим подозрением относились к сильному центральному правительству. Говоря словами великого американского философа Генри Дэвида Торо (1817—1862), они полагали, что «чем меньше правительства, тем оно лучше». Конечно, они знали, что их «Новый свет» нуждался в национальном правительстве, чтобы управлять иностранными делами и международной торговлей. Дела, которые влияли на каждодневную жизнь, они, однако, считали компетенцией местного органа власти.
Америка никогда не имела общенациональной полиции. Благосостояние, правоохранение и деятельность суда, забота о слабых и так далее — все это были вопросы местной юрисдикции. Гражданские свободы Америки типа свободы слова, свободы прессы, свободы вероисповедания и так далее заложены в Конституции и Билле о правах. Эти документы охраняют индивидуальные свободы и защищают их от чрезмерно мощного общенационального правительства.

НЕ СОВСЕМ «ПЛАВИЛЬНЫЙ КОТЕЛ»
Многие полагают, что Соединенные Штаты — это смесь различных культур без какой-либо доминирующей культуры. Метафора, которая часто используется, чтобы отразить такое представление об Америке – «плавильный котел». Люди со всего земного шара приносят сюда свои культуры и бросают их в американский котел. Смесь размешивается и нагревается, пока различные культуры не сплавляются вместе.
В этом есть доля истины. Соединенные Штаты, конечно, культурно разнообразное общество, однако здесь существует и доминирующая культура. Иммигранты становились частью этой культуры, расставаясь со многими своими отличиями, чтобы вписаться в господствующие культурные тенденции общества. Но некоторые возразят, заметив, что в Соединенных Штатах всегда был готовый культурный шаблон — набор определенных характеристик: белый, англосакс, протестант, мужчина — и он использовался в качестве модели. Белые мужчины-иммигранты могли легко приспособиться к такой модели, принимая английское имя, переходя в протестантизм и стараясь избавиться от акцента. Однако не каждый мог легко отвечать такому набору характеристик. Люди не могут изменить свой пол, цвет кожи или структуру волос. Одни «плавились» легче, чем другие.

КАК АМЕРИКА ПРЕВРАЩАЛАСЬ В КУЛЬТУРНУЮ МОЗАИКУ
Конечно, Соединенные Штаты изменились. Большинство американцев больше не принимают идею плавильного котла или шаблона. Стало принято представлять Соединенные Штаты как мозаику. Эта метафора предполагает, что вполне возможно сохранять свои отличия и при этом быть частью всего общества. В мозаике каждый цвет отличен и вносит свое в общую красоту объекта. Если вы удаляете один элемент из мозаики, вы разрушаете ее. Сегодня легче сохранять свое отличие. Различия в поле, расе, национальном происхождении, этнической принадлежности, религии и сексуальной ориентации приемлемы и не должны устраняться для обретения равных возможностей в достижении ваших жизненных целей.
«Американцы с фамилиями через дефис» — люди, которым необходимо, по крайней мере, два определителя, чтобы идентифицировать себя — убеждены, что можно быть американцами, сохраняя этническую, религиозную или расовую принадлежность. Американцы мексиканского происхождения, американцы ирландского происхождения, афроамериканцы или чернокожие американцы, американцы арабского происхождения, американцы-мусульмане и американские индейцы — все они отражают практику того, что можно быть истинным американцем, но при этом сохранять свою особенность. Конечно, что скрепляет страну, это не только ряд общих ценностей и убеждений, но и английский язык, и общий опыт.
В четырех штатах — Нью-Мексико, Техасе, Калифорнии и Гавайях, а также округе Колумбия люди белой расы не латиноамериканского происхождения составляют демографическое меньшинство. Большинство демографов соглашается, что к 2050 году люди белой расы не латиноамериканского происхождения будут меньшинством во всем населении страны. Но эта тенденция, кажется, не пугает среднего американца. Фактически большинство американцев полагает, что разнообразие улучшает возможность творческого решения проблемы и увеличивает производительность.
Это отражает мультикультурную модель и убеждение, что различия не только приветствуются, но и ценятся и рассматриваются как сильные стороны. Очень немногие хотели бы возвратиться к прошлому, когда меньшинства должны были отказаться от своих отличий, чтобы вписаться в господствующую культуру. Разнообразие — это возможность, которую надо использовать, а не препятствие, которое надо преодолевать.
Задача, стоящая перед Америкой сегодня, заключается не в том, как избавиться от различий, а скорее в том, как управлять обществом с таким количеством различий. Соединенные Штаты всегда были очень разнообразны, но теперь это не просто вопрос сведения воедино различных европейских наций и этнических групп. Сегодня разнообразие включает все расы и этнические группы, различные национальности, мужчин и женщин, инвалидов, служащих всех возрастов и людей различных сексуальных ориентаций. Из-за демографических изменений, увеличения глобальной взаимозависимости и очевидных выгод от разнообразия американцы приспособятся и разовьют необходимые навыки, чтобы общаться и работать с людьми всех видов культурного происхождения.

Об авторе. Гэри ВИВЕР — преподаватель факультета международных отношений Американского Университета в г. Вашингтоне


http://usinfo.state.gov/journals/
itsv/0606/ijsr/weaver.htm


Гэри ВИВЕР