ДОЖИВЕМ ДО ВОСКРЕСЕНЬЯ, ИЛИ ПОЧЕМУ НЕ ВЫПОЛНИМА МИССИЯ-2
Виктор БОРОВИКОВ
На Пасху повеяло ладаном, однако, не святостью. Украинская власть старательно выстаивала Всенощную, крестилась и лобызалась на публике. По случаю христианского праздника и парламентско-правительственного кризиса – на манер и в стиле «Чёрной рады» Н. Кулиша, «Отступников» М. Скорсезе, «Страстей Христовых» М. Гибсона и нестареющей антиутопии Дж. Орвелла — вместе и по отдельности, в ночь на Воскресение (Великдень, по-украински), президент Ющенко судьбоносно обратился к народу из национального заповедника София Киевская. Сюрреалистический микс был как слепок и декларация едва не мистических намерений этого последнего антигероя. Послание 2-е от президента-спасителя содержало заверения сохранить в Украине гражданский мир и напоминание причин его указа от 2-го апреля, которым тогда же, в понедєльник, будто бы не только на бумаге распущена Верховная Рада. Высокопарность президентского слога соответствовала постановочным задачам: «наша с вами обязанность – очистить Храм от фарисеев и менял», «правда украинского народа — жить по букве и самое важное — по духу конституции Украины». Единению «буквы и духа» президент посвятил несколько знаково-акцентных фраз, что поныне является крамольным исключением в стране куда-угодно-поворачиваемого закона-«дышла». В эти минуты, наверное, ему подошёл бы мелогибсоновский актёрский венец. Ненадолго, т.к. орвелловские типажи всё-таки ближе этому творцу новосоветского малороссийского чуда.
Софиевско-заповедная проповедь Ющенко несла массам очищение, срывала маски и указывала главных виновников. В том плане, что третий год плутовского правления президента, по умолчанию отдавшего власть и ключевые майданные высоты недемократичной коалиции регионщиков-социалистов-коммунистов, впоєне может оказаться «моментом истины» накануне досрочных выборов. «По моей инициативе, был составлен план совместной работы - конкретные и простые вещи о том, как поднять ваши зарплаты и социальные стандарты, как улучшить здравоохранение ваше, как защитить вас от преступников, как уберечь ваши языковые права, как возродить нашу национальную сущность…» Приведенная цитата перечисляет достоинства универсала национального единства, 8 месяцев назад подписанного Ющенко и Януковичем. «О вас, о ваших потребностях и развитии страны забыли», теперь тоном арбитра констатирует Ющенко. Выговаривая так и не схваченным на горяченьком, год назад поставленным на власть напёрсточникам, президент-моралист, однако, забывает о собственном предательстве. Да и впечатление «гласа с небес» очень даже знаковое: зарплаты, соцстандарты, здраво- и правоохранение, языковые права — «ваши», а «нашей», т.е. президентско-народной - остаётся только невыясненная до этих пор национальная сущность «постсоветского» маленького украинца. За обвинениями «подмена выбора», «политическая коррупция», «заговор», прочитывается неприкрытая мотивация указать на виновных в полном провале президентской предвыборной программы «Десять шагов навстречу людям». Справедливое желание, особенно, если попутно спросить с регионщиков Януковича-Ахметова, посуливших перед выборами «улучшение жизни уже сегодня» и взамен обещанных всенародно доступных благ победно озвучивающих чуть не ежевечерне растущие показатели ВВП. Методики бравурных подсчётов у жуликоватых экономистов-напёрсточников Януковича заимствованы из брежневского времени, других не имеется. Предприятия и крупные финансовые корпорации частные, почти все ахметовские, где практически не заметно профсоюзов. С имуществом и «постсоветскими» основными промышленными фондами олигархи-собственники унаследовали коллективный «одобрямс» чего бы ни происходило.
Президент произнёс «узурпация», обмолвившись о «дороге к неконтролируемой власти, начатой с измены», «завёрнутой в красивые слова». Кому в начале этого неправедного пути изменила коалиция, «пятая колонна», президент не уточняет, зато понятно, о каких это он словах-фантиках. «Объединение двух Украин», спекулятивный тезис Януковича о мнимых раздорах меж украинскими западом и востоком, на чём и сейчас выкашивается обильный политурожай. Говоря о ревизии парламентских выборов в марте-2006 путём подкупа и шантажа депутатов-фракционеров, Ющенко, кажется, по-прежнему пребывает в уверенности о чистоте и прозрачности этих прошлых, «послемайданных» выборов. Куда подевался не святой президентский «дух», когда он, гарант конституции, предавал оранжевых сторонников на донецком востоке, даже не пытаясь остановить репрессивно-административное давление, запущенное организаторами фальсификаций на выборах-2004. Тех самых, кого недавно называли «бандитами» и кто благодаря ему, гаранту, позже быстро возвратил утраченные было позиции. Советско-уголовная клика Януковича-Ахметова ныне повсеместно ужесточает условия своих мафиозных игрищ, против которых, поддавшись на майданные обещания Ющенко-Тимошенко, душой и сердцем восставали восточные украинцы. Предприниматели, которым надоели поборы силовиков-крышевателей, вузовские преподаватели, над которыми довлеют семейные кланы бывших компартийных секретарей и т.п. советских начальников. Засилье ректоров-академиков, чьи не белые одежды и парткомовско-кагебэшные инстинкты как ожившие страницы известного романа… Голоса этих избирателей сегодня утеряны для оранжевых партийных блоков.
Сложение сил не в пользу «помаранчевых». СМИ подчиняются «януковичам», ключевые региональные посты отданы чиновникам, сохраняющим партбилеты. Реанимирована живучая спора бывших и теперешних кагэбешно-эсбеушных сексотов. Других ожидают провокации, обструкции. Когда с тобой перестают здороваться и отвечать на приветствие, вдруг урезают зарплату, или как-то иначе ограничивают в правах, оскорбляя достоинство.
Унаследовавшие геном диктатуры КПСС, рвущиеся к безраздельной власти регионщики, коммунисты и социалисты, не исправятся за месяц-полтора до последнего воскресенья мая, 27-го числа, на которое президентским указом назначены выборы. Никакие наблюдатели, самые бесстрашные и бессребренические, не поручатся за абсолютную чистоту намеченного мероприятия. Выигрыш на выборах будет рутинно оспариваться в судах, что не сулит повторения оранжевого триумфа-2004. Победят закулисные договоренности и доминирующие негласные мотивы. Например, капризно-эгоцентричный характер президента не потерпит конкуренции даже в ретроспективе. Не исключается, что именно по этой причине Ющенко захочет увидеть себя уникальным героем Майдана-2004, не убоявшимся повторения, для чего и назначил досрочное майское «чистилище», которое, надеется, поставит его выше и над всеми. В пользу допущения говорят многочасовые непубличные встречи с Януковичем, и эта боязнь гласности, пожалуй, то одинаковое, что по-настоящему роднит президента-кандидата экономики, и премьера-доктора экономики, и ещё профессора без научной школы, делающего в слове «профессор» две ошибки. Поскольку учёность у них также узнаваемого корня – степени и звания оба получали при сопутствующем, «админресурсном», обстоятельстве.
Партия регионов, распространяющая своё влияние на Крым, Донбасс и большую часть левобережной Украины, конечно же, использует административный ресурс и деньги, чтобы добиться беспредельной победы на востоке. Нетрудно предугадать, какие технологии применят ради очередного реванша. Но чем дальше во времени удастся перенести время выборов, тем больше шансов на успех. Указ застал коалициантов врасплох.
Чтобы аккумулировать крупные средства, без которых не сработают проверенные технологии, прокрутить их на банковских счетах и свести дебет с кредитом в списках избирателей, требуется три-четыре месяца. Поэтому регионщики ратуют за осеннюю дату выборов и притормаживают движение, старательно раскачивая лодку. С востока поднялась искусственная волна организованного протеста.
Поездами и автобусами на бывший оранжевый Майдан, улицы и майданы поменьше, доставляются десятки тысяч статистов с бело-голубой символикой партии регионов. Контингент прибывающих «сторонников Януковича» разнородный. Это студенты, которым на кафедрах и в деканатах, студенческих профкомах, пообещали зачёты и экзамены, пэтэушники, пенсионеры, безработные, мобилизованные бродяги, чьи протестные усилия оплачиваются по суточному тарифу 100—150 гривен ($20—30). Днями, когда перед массовкой выступал Янукович сотоварищи, на Майдане появились флаги «Донецкой республики», рядом развевались российские триколоры. Чем не презентация нового сепаратистского раскола, которым жонглируют политтехнологи Януковича.
После «сторонников» остаётся замусоренный Майдан. Банки из-под пива, обёртки, бутылки, сигаретные пачки, разовые шприцы. Массовка расходится по объектам — к Центроизбиркому, секретариату президента, Верховной Раде, распущенной и не подчинившейся указу о роспуске. Колонна, идущая к зданию КГБ-СБУ на Владимирской, вынесла вперёд транспарант: «Народ и СБУ – едины!» Казалось, линялый кумач пропитался водочным перегаром, пропах дешевыми сигаретами. Лихой отряд бодренько скандировал: «Это мы, это мы, Януковича орлы!..»
Проводятся параллели с российской ситуацией образца 1993г. Депутаты-регионщики, политологи то и дело интригуют грядущими-де арестами и подавлением протестов, сильно преувеличивая историческую похожесть. В 1993-м российских думцев даже не подозревали в политкоррупции, или теневой ревизии результатов парламентских выборов. Украинские нардепы-регионщики заверяют, что штучное увеличение коалиционных рядов не имело целью объявление импичмента президенту. В Москве-1993 схлестнулось противостояние двух ветвей власти, без участия каких-либо «сторонников», если формулировать в сегодняшних украинских терминах. И тем более, не сопоставить фальшиво-бесхребетный «антимайдан» Януковича и московское противостояние-1991. Не будем путать божий дар вольнолюбия…
Плутовство и передёргивания как визитная карточка правящей коалиции, которая нарочито игнорирует пасхальный указ, всю последнюю неделю гипнотизируя президента заклинаниями вроде «Ющенко, отмени неконституционный указ». Предлагается паритетный вариант: Рада отменяет свои постановления — после указа, президент — в свою очередь. Однако не гипнотизируется. Поданное в конституционный суд (КС) депутатское представление о неконституционности президентского указа, несмотря на очевидный цейтнот и растущее общественное напряжение, судьи не торопились рассматривать. Вначале председатель Домбровский заявил об отставке, которую не приняли сами судьи, затем пятеро судей (по президентской квоте) заявили об угрозах и давлении на них некоей загадочной политсилы. К судьям приставили эсбеушную охрану. Наконец, перед реально возникшей угрозой роспуска КС, не принявшего за 8 месяцев ни одного решения, люди в пурпурных мантиях объявили начало слушаний, которым опять-таки предшествовало скандальное заявление.
В этот раз и.о. председателя СБУ В. Наливайченко известил общественность о том-де, что член КС Сюзанна Станик получала разными ресурсами в разное время – недвижимостью и проч., взятки в размере 12 млн. гривен ($2.5—2.7 млн.), которые записаны на её престарелую мать и т.п. Муж обиженной — В. Долганов — откликнулся угрозой сорвать покрывало тайны с деяний Наливайченко периода 1990—1994 г.г., а вот сама супружница-судья предложила поделиться с эсбеушным шефом половиной добра. Пусть только расскажет, где всё это находится.
Потом выясняется, что угрожал судьям премьер Янукович, на что сам он, пребывая в Брюсселе в компании президента Ющенко, не удосужился отреагировать. Зато авторитетно и не без гамлетовского подтекста, сообщил европарламентариям, что от решения КС зависит быть — не быть президентскому импичменту. В общем, процесс пошёл, и может быть, в канун выборов, досрочно, высокий суд таки обрадует страну вердиктом.
Указ конституционный — стало быть, прав Ющенко, и выборам — быть. Неконституционный — быть импичменту и последующему парламентско-президентскому чистилищу. В этом случае, не забыл заметить Янукович европейцам, он выставит свою кандидатуру на президентский пост. И хотя до доленосного решения конституционного суда действие президентского указа не приостанавливается (если не считать отменяющие указ решения районных судов в Крыму, Луганске, тут же, впрочем, отменяющих свои же «отменяющие» решения), правящая коалиция и кабмин продолжают упорно его игнорировать, предрекая двоевластие, насылая проклятия на голову Ющенко и лидеров оппозиции – Тимошенко, Кирилленко, Луценко, иже с ними.
Оппозиционный саботаж коалиции региональных правителей, похоже, сделает майскую президентскую миссию невыполнимой. Уже в апреле миновали все конституционные сроки подачи заявок в Центроизбирком, к полуночи вторника истёкло время регистрации участников выборов. ЦИК вряд ли окажется способным принимать решения, поскольку из-за неизвестной болезни четырёх сотрудников, отсутствует необходимый кворум. Подумалось о диагнозе, в т.ч. приложимом судьям КС. Это «агора-фобия», такая себе боязнь открытого пространства, в смысле буквальном и фигуральном.
Оптимистично отшумели партийные съезды оппозиционеров, на которых определены предвыборные конфигурации. Не очень веруя в 27 мая, партийцы — поровну и по справедливости — делили ожидаемые за последним воскресеньем следующего месяца парламентско-кабминовские кресла, стулья и табуретки. Коалиция правящего большинства регионщиков-социалистов-коммунистов, ничего подобного не предпринимала, понуждая президента к компромиссным договоренностям о передвижении сроков выборов. Несбалансированность нескладной ситуации обусловлена несамостоятельностью и незащищенностью конституционного суда, а также неустойчивостью институтов украинской власти, не выдержавших апрельские испытания демократией. Потёмкинские муляжи, культивируемые малороссийскими правителями все последние годы, оказываются плохим ковчегом нескольких политических популяций, и вовсе неприспособленным, дабы сохранить слабые начатки гражданского сообщества. Авторитарным деятелям других не требуется.
Однако независимо от окончательного трактования духа и буквы президентского указа, существуют вариации. Конституционный суд может вынести вердикт и после выборов, тогда это послужит запасным входом-выходом для проигравших. 27-е мая можно перенести на сентябрь-октябрь, что почти стопроцентно означает повсеместную, на востоке, по крайней мере, победу партии регионов. Процедуру импичмента президенту провозгласят одной из первых в обновленном парламентском зале. Симметричный вариант: президентские фракции упразднят неудобную политреформу, и вместе с ней, должность премьер-министра. Придётся учредить президентских «вице», новый закон о правительстве, президенте, чему посвятят ещё несколько недель, или месяцев. Демократии от этого не прибавится.