ШТОЙБЕР НЕ ВЫДЕРЖАЛ

ШТОЙБЕР НЕ ВЫДЕРЖАЛ

Сергей СУМЛЕННЫЙ, expert.ru

Начало председательства Германии в «Большой восьмёрке» и Европейском Союзе вдохнуло новые силы в немецкую внешнюю политику. При этом в политике внутренней наметился кризис, вызванный объявлением Эдмунда Штойбера, баварского премьера и лидера баварского Христиано-социального Союза, о добровольной отставке. Эксперты спорят, какое влияние это событие будет иметь для кабинета Ангелы Меркель, а лидеры ХСС готовятся к разделу наследства Штойбера, который за последние годы превратил Баварию в самую успешную часть Германии.
Бавария и её политики всегда играли заметную роль на общенемецком политическом ландшафте, а после Второй мировой войны ХСС стал, пожалуй, главным символом баварской особости: Христиано-демократический Союз в этой южно-немецкой федеральной земле не представлен, доверяясь своим верным союзникам из ХСС. Любопытно, что при этом сами баварцы с ясным осознанием своего значения для всего немецкого консерватизма время от времени позволяли себе пикироваться с руководством ХДС. Особенной остроты конфликт достиг в 70-е годы прошлого века, когда лидер ХСС Франц-Йозеф Штраус, один из антигероев советской пропаганды, бдительно разоблачавшей коварные планы мирового империализма в целом и немецкого реваншизма в частности, безуспешно пытался добиться независимости своих депутатов в Бундестаге от Гельмута Коля, тогдашнего руководителя христианских демократов. Новым изданием старого конфликта в начале 21-го века стало противостояние Эдмунда Штойбера и прилежной ученицы Коля Меркель. Казалось, глава регионального правительства в Мюнхене всё-таки вытеснил руководительницу ХДС на второй план немецкой политики, когда Штойбер стал лидером консерваторов на парламентских выборах 2002 года. Но его ждал обидный конфуз — социал-демократы Шрёдера обошли союз ХДС/ХСС на мизерное число голосов.
Понятно, что Меркель почувствовала себя гораздо увереннее, всё активнее претендуя на всю полноту власти в лагере немецких консерваторов. Когда в прошлом году стало понятно, что христианским демократам не избежать правительства «большой» коалиции, Штойбер попытался вернуть себе утраченные позиции, возглавив суперминистерство экономики, в котором планировалось объединить несколько хозяйственных ведомств. Для баварца всё складывалось удачно, однако вдруг он к общему раздражению союзников в Мюнхене и Берлине в столицу переезжать отказался, как поговаривают злые языки, предпочтя привычный уют милой его сердцу Баварии.
После этой истории Штойбер стал считаться политиком взбалмошным, к тому же его педантичные манеры управленца и недостатки умения пламенно и убедительно общаться с избирателями вызывали всё большее недовольство даже у соратников в Мюнхене. Последней каплей для вспышки общего недовольства стала история с членом баварского парламента, ландтага, Габриэлой Паули. Дело в том, что эффектная, рыжеволосая народная избранница (как говорят, вхожая в круги мужественных байкеров) атаковала Штойбера очень усердно. В ответ команда премьера начала аккуратно выяснять, как часто госпожа Паули употребляет спиртные напитки и что вообще у неё происходит в личной жизни.
Когда об этом стало известно, такой мелочности лидеру ХСС электорат не простил, и рейтинг его партии, обычно находящийся на уровне шестидесяти процентов, стал падать. Коллеги по партии и правительству с народом согласились и дали понять господину Штойберу, что сами не прочь поруководить славной Баварией. Расстроенный же лидер обещал к осени оставить свои посты. Как скажется его уход на позициях федерального канцлера, сказать пока трудно: с одной стороны, с Меркель окончательно снимается давление старинного противника, с другой, если в ХСС начнётся смута, социал-демократы могут попытаться воспользоваться этим, чтобы прийти к власти в оплоте немецкого консерватизма на местных парламентских выборах в следующем году. Ясно, что такой их успех укрепит позиции наследников Шрёдера и на федеральном уровне.
Николай ПАХОМОВ, politcom.ru


ОПАСНЫЕ СВЯЗИ
Расследование в отношении топ-менеджеров концерна Volkswagen, обвиняемых в многомиллионных растратах и подкупе политиков, выходит на финишную прямую. На этой неделе перед судом предстанут бывший топ-менеджер концерна Volkswagen Петер Хартц, а также депутат бундестага от СДПГ Ханс-Юрген Уль.
Еще полтора года назад карьера Петера Хартца казалась идеальным примером того, как один человек может одновременно быть успешным топ-менеджером крупнейшего автомобильного концерна и государственным деятелем, разрабатывающим важнейшие для страны реформы. Близкий друг канцлера Герхарда Шредера, непринужденно хлопавший главу страны по плечу и обращавшийся к нему на «ты», автор широкомасштабной реформы трудового законодательства, получившей официальное название «Закон Хартца», наконец, просто руководитель кадровой политики концерна Volkswagen, которому удалось разрешить конфликт руководства с рабочими и убедить профсоюзы отказаться от требований повышения зарплат, — все эти эпитеты относились к Петеру Хартцу. Однако год назад случилось невообразимое: в считанные недели образ успешного и энергичного Хартца рассыпался, как карточный домик. Топ-менеджер Volkswagen оказался ключевой фигурой в деле о многомиллионных растратах казенных денег, организатором многочисленных секс-туров руководства концерна за рубеж, одним из инициаторов программы покупки чешских отелей для устройства там постоянно действующих борделей для руководства, а главное —
фигурантом дела о подкупе федеральных политиков. Хартц срочно ушел в отставку, но это ему мало помогло.
Следствие по делу о растратах в концерне Volkswagen, пятая часть акций которого принадлежит правительству федеральной земли Нижняя Саксония и который до сих пор является одним из самых государственных предприятий Германии, длилось целый год. В рамках следственных мероприятий немецкие прокуроры провели допросы десятков свидетелей — в основном проституток из сопредельных с Германией стран. Выдержки из протоколов допросов регулярно просачивались в немецкую печать, и таблоиды с радостью сообщали, сколько сот казенных евро за каждую ночь платил Петер Хартц девушкам в Голландии или Чехии, в то время как рабочим на заводе в Вольфсбурге объясняли, почему их зарплаты должны быть срочно урезаны.
В настоящий момент Хартцу предъявлены обвинения в 44 преступных действиях, половина из которых — обвинения в незаконных переводах средств компании на счета других топ-менеджеров. Так, по мнению следствия, в период с 1994 по 2005 гг. Хартц перевел 1,95 млн. евро на личные счета другого топ-менеджера Volkswagen — председателя рабочего совета компании Клауса Фолькерта. Еще 400 000 евро было подарено любовнице Фолькерта, чье имя не называется. Для покрытия расходов такого рода Хартц выделил в бюджете компании специальную статью расходов, траты по которой не подлежали внутреннему аудиту. Уже сейчас, рассчитывая на получение условного наказания вместо реального тюремного срока, Хартц признал свою вину по всем предъявленным ему пунктам обвинения, поэтому наблюдатели полагают, что предстоящие судебные заседания пройдут достаточно быстро.
Несколько по-иному выглядит ситуация с другим фигурантом дела — депутатом от СДПГ Хансом-Юргеном Улем, которому предъявлено 12 уголовных обвинений, в том числе несколько обвинений в даче заведомо ложных показаний и получении взяток в форме участия в секс-туризме за счет Volkswagen. Уль отрицает свою вину, однако бундестаг уже снял с него депутатскую неприкосновенность. Это первый случай в истории ФРГ, когда действующий депутат федерального парламента оказывается обвиняемым по уголовному процессу. Также своей очереди предстать перед судом дожидаются Клаус Фолькерт и еще 10 обвиняемых из состава менеджмента концерна. До сих пор неясно, будут ли предъявлены обвинения нынешнему председателю наблюдательного совета Volkswagen Фердинанду Пьеху, чьим ближайшим помощником на посту председателя совета директоров Volkswagen являлся Петер Хартц в момент совершения преступлений.