ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
Виктор БОРОВИКОВ
Вторая годовщина президентства В. Ющенко отмечена его не внешней похожестью с легендарным в Украине гетманом-двурушником Мазепой. Слишком сродни генетические страхи и расчёты этого малороссийского президента, так и не выросшего из бухгалтерских нарукавников. На «костяшках» разменивающего общечеловеческие ценности и судьбы на кубометры природного газа, нефтебаррели и выгоду «любых друзив». В этом смысле скандал вокруг приезда в Украину бывших высокопоставленных чиновников, экс-вице-премьера Туркмении Х. Оразова, бывшего туркменского посла в Турции Н. Ханнамова, их весьма дипломатичных и мягких по тону публичных высказываниях в украинских СМИ, последовавшей за этим протестной ноты туркменского МИДа, как лакмусовый тест для правителей Кобзарёвой страны.
Night calls
Опасный в карьерном отношении «эксперимент» провёл министр транспорта и связи социалист Н. Рудьковский. Кресло главы высокодоходного ведомства фигурант-стрелочник занял после предательства партбосса А. Мороза, перебежавшего в стан «антикризисной» коалиции. Предшествовавшие закулисные переговоры с функционерами Ахметова-Януковича-Симоненко проводил именно Рудьковский, он же и был в числе первых перебежчиков. Ныне инстинкт изменил продвинутому политику, который на исходе прошлого года, сильно поторапливая прибытие в Киев вышеозначенных туркменских оппозиционеров, в 3 часа ночи вызванивал украинских послов в Австрии, Норвегии, генконсула в болгарской Варне. Ссылаясь на решения якобы «высшего руководства страны», министр потребовал в пожарном порядке выдать «туркменским товарищам» украинские въездные визы. Настоятельная просьба уже к утру была исполнена и спустя всего 4 часа оппозиционеров чартерным рейсом доставили на днепровские берега. Где гости Рудьковского, по его приглашению, пребывали до 26 декабря, т.е. 4 дня вместо означенных 2-х. Президентская реакция последовала 28-го, в виде указа об увольнении Владимира Ельченко с должности посла Украины в Австрии. Мотивировалось национальными интересами Украины. Однако предновогодняя история детонировала только через три недели, синхронно с заметкой в одной украинской газете, растиражировавшей представление президента Ющенко премьеру Януковичу, в котором тот просит организовать служебное расследование, а результаты вынести на Верховную Раду «что до увольнения» Рудьковского. Также президент просит принять меры, устраняющие вмешательство членов кабмина в деятельность МИДа. Если это, последняя, просьба –— давний, не реализованный идефикс Тарасюка, то фактически вынесенный в предыдущей просьбе, опережающий служебное расследование, карательный вердикт, показателен.
Глава Минтранса изменил тактику. Поначалу отрицая факты телефонного протекционизма именем «высшего руководства страны», потом обвинил «высшее руководство» в недемократичности, окрестив Ющенко «Туркмен-баши». Перед этим подал судебный иск против газеты, опубликовавшей заметку о президентском представлении премьеру, о защите своей чести, достоинства и деловой репутации. Рассмотрение, скорее всего, закончится патовым эффектом. Обиженный президент через день простил социалисту его протекционистские шалости, предоставив свободу действий верхорадской коалиции и кабмину.
«Вагоноуважаемые»…
Отбросив пиар-шелуху, не трудно обнаружить лукавые несообразности. Действительно, будь Рудьковский министром в демократической державе, вряд ли стал бы манипулировать и добавлять веса сносками на «высшее руководство страны». Не зря уволенный посол обвинил транспортного министра во лжи, заявляя, что «переоценил уровень морали и этики человека, который звонил ночью». Пообещав отправить в посольство официальную просьбу правительства о содействии получению виз иностранцами, позже Рудьковский так этого и не сделал. Вместе с Оразовым и Ханнамовым в Украине побывал сын Оразова — Максат, кроме этого Рудьковский ходатайствовал в получении виз ещё двум туркменским, сказано в президентском представлении о служебном расследовании, «лицам без гражданства».
Брезгливо-спесивые интонации Ющенко ассоциируются с надутым показной вальяжностью Януковичем. Оба — преемники «папы Кучмы». Вспоминается, как после оранжевой «революции» из Крыма в пожарном порядке и вопреки международным цивилизованным правилам, обратно в Узбекистан были высланы узбекские граждане, бежавшие в «помаранчевую» страну от преследования и обманутые украинскими правителями. У себя в отчизне гонимые режимом угодили на тюремные нары, и это тоже на совести правления Ющенко. Содокладчики ПАСЕ негативно отозвались об этом недемократичном и негуманном шаге украинской власти, однако урок не пошёл на пользу авторитарным правителям. Пробы на демократию не выдерживают ни глянцево-крикливая Тимошенко, ни советско-уголовный Янукович, путающий с «большой политикой» привычку врать не краснея. Почему-то никто не обращает внимания на то, что г-да Оразов и Ханнамов являются обладателями шведского и австрийского паспортов, у них статус политических беженцев, которые, известно, могут свободно передвигаться через границы, разве что кроме туркменской, за которой обоих ожидает расправа. Девятнадцать родственников одного из них находятся в туркменских застенках, двое сыновей другого погибли при режиме Туркмен-баши. Умолчим о сыне президента Ющенко — мажорном студенте-международнике Андрее, прославившимся серией кабацких выходок.
Тезис «национальных интересов», расшифрованный украинскими властями как «возможное ухудшение отношений с Туркменистаном в энергетическом секторе», при ближайшем рассмотрении также окажется хлипким. Хотя бы потому, что туркменский газ на много вперёд оптом закупил российский Газпром, с которым у Киева опосредованный, при участии РосУкрЭнерго, договор о поставках. К тому же президент Ющенко твердит о своём согласии производить закупки по рыночным ценам, и в таком-то свете боязнь прогневить новых восточных владык, по меньшей мере, покажется не логичной. Другая версия – от Рудьковского, выглядит более-менее вразумительной, однако не комментируется противоположной стороной. По мнению проштрафившегося министра, конфликт учинил его предшественник, ушедший с поста главы транспортного ведомства заместителем главы президентского секретариата. До этого, будто бы затеявший приватизацию 146 доходных объектов Минтранса. Рудьковский помешал-де этим коварным планам, и теперь недостойная месть настигает министра-праведника. Очень может быть. Правда, от чужих грехов у социалиста не прорежутся ангельские крылышки. «Постсоветский» случай с Рудьковским болезненно симптоматичен.
Dura lex…
Вот украинский президент повторно налагает вето на закон о кабмине, не подписывая поступивший к нему парламентский текст, из которого, уверяют Янукович и Мороз, по техническим причинам выпала страница стенограммы, что даёт президенту формальный повод возвратить закон в Раду. Премьер, спикер и президент снова встречаются и ведут торг. А. Мороз заявляет, что подпишет закон, если в 10-дневный срок, по конституции, его не подпишет Ющенко и, подстраховываясь, передаёт закон в профильный комитет ВР. Янукович соглашается в будущем обсудить на коалиции в Раде президентские поправки и, возможно, какие-то из них принять. Но при условии, что это произойдет после того, как президент завизирует кабминовский закон, передающий ему, Януковичу, полноту президентских полномочий. О сути поправок не сообщается, конституцию поминают, не удосуживаясь трактованием концептуальных положений. Впрочем, каждый поворачивает их на свой лад. Ющенко, например, выступает за новую – целиком и полностью — редакцию Основного украинского закона, якобы исключающего авторитаризм. Тогда как борьба продолжается за полномочия, которыми обладал Кучма и за которые сражались в 2004-м Янукович и Ющенко. Сегодня те, кто на выборах голосовал против Кучмы-Януковича, за «майданные идеалы», однако, отнюдь не за персонального Ющенко, снова оказались у разбитого корыта. Из-за системного предательства всенародно избранного президента, главой государства де-юре и де-факто становится проигравший президентство майдану, на выборах-2004 уличенный в фальсификациях Янукович. При том, что разница меж ними не большая и не принципиальная, и тот, и этот стремятся узурпировать власть.
Омбудсмен и арбитр
Права и гражданские свободы «маленького украинца» остаются чем-то наподобие шаманского заклинания. В январе Верховная Рада отложила слушания и избрание омбудсмена, чья вакансия образовалась с уходом Н. Карпачёвой в нардепы ВР по списку партии регионов. Эта же кандидатура была вновь предложена Раде коалицией «антикризисников». Воспротивилась ПАСЕ, справедливо аргументируя несогласие партийной принадлежностью нового-старого кандидата, однако Н. Карпачёва не собирается порывать с партией Януковича. Омбудсмен, по большей части пребывавшая на ручном управлении у Кучмы, а позже состоящая при мафиозно-региональных вожаках, вряд ли захочет перемениться. Альтернативного кандидата в украинские омбудсмены верхорадская коалиция не примет, пока не договорится с таковым, будучи в уверенности, что получает послушного защитника «антикризисных» интересов. Омбудсмен для коалиции, в которой судьбы вершит президент футбольного клуба, это как склонный к заказным компромиссам арбитр на поле.
Глубокая заморозка
Игра на украинских площадках идёт в одни ворота. Играют не по правилам, но с правилами. Минфин и госказначейство в январьские дни заморозили счета министерства иностранных дел, выкуривая с должности главу ведомства Б. Тарасюка, которым наперекор Януковичу не поступается Ющенко. Мидовцам не выдавали аванс, не производились расчёты за аренду зданий и помещений, не выплачивались средства на содержание иностранных делегаций и т.п. и т.д. Правительство перекрыло кислород внешнеполитическому ведомству по полной программе, объясняя беспрецедентные действия «неправильными» подписями на финансовых документах, и не признавая подпись Тарасюка действительной. Сейчас финансирование восстановлено, но Тарасюку денег по-прежнему не выдавали. Даже не вспоминая минувшую осень, когда подталкиваемый президентом Ющенко к альянсам с регионщиками мининдел заявлял о готовности пополнить ряды коалиции Януковича-Симоненко «нашеукраинскими» руховцами.
Берег правый, берег левый…
От всего этого «две Украины», восточная и западная, не приближаются. Спекуляции на объединительной теме разогревают регионщики, ратуя за единение по советским клише, всё дальше отталкивая правый западный берег. 1918-й год, с его Украинской народной республикой и днём Злуки-Соборности, в сознании «маленьких украинцев» ещё дальше. Наверное, мало кто понимал, к чему подвигает в этот праздник президентская речь, как нарочно, заполненная объединительными заверениями из набора идеологов Януковича. На «Водохрещення» президент окунулся в холодную днепровскую воду. Гидропарк в этот час охраняли тысячи охранников, что затруднило киевлянам прогулки. После чего Ющенко по плану отбыл на медицинский осмотр в Швейцарию.
Охота на волков
Президентские праздники омрачило известие о смерти нардепа-регионщика Е. Кушнарёва, героя-сепаратиста из президиума памятного Северодонецкого съезда, на котором на манер мюнхенского путча обсуждался вопрос всеукраинского раскола и донбасской автономии, в частности. Погибший на охоте по неосторожности стрелка, Кушнарёв запомнится эпитетами и метафорами образца 1937-го. Произнесёнными с трибуны Верховной Рады пламенными словами про «помаранчевую мразь», например. Именем соратника и друга Януковича предложено назвать строящуюся в г. Харькове станцию метро. Также имеется инициатива переименовать главную улицу Харькова, где покойный был мэром, улицу Сумская — в ул. Кушнарёва. Ранее Сумскую переназывали дважды — в улицу К. Либкнехта, Л. Берии — традиции все созвучные. Кушнарёв скончался в Изюмской больнице под Харьковом, смертельное ранение получил не далеко от райцентра. Ехал с друзьями в машине, вдруг кто-то увидел волка, вот и выбежали за добычей. Не в то время и не в том месте… Однако времена в Украине наступают самые кушнарёвские.