ЭПИТАФИЯ ДИЛЕТАНТАМ

ЭПИТАФИЯ  ДИЛЕТАНТАМ

Давид БЕДИН

За пять дней до выборов в Израиле, 23 марта 2006 г. я сопровождал своего второго сына Эльханана на призывной пункт АОИ (Армии обороны Израиля). Ему предстояло отслужить в рядах АОИ три года. По дороге на базу нам повстречался автобус, в котором ехали кандидаты в депутаты от партии Труда во главе с избранным незадолго до того на пост лидера Амиром Перецом. Он вышел из автобуса на улице Яффо, чтобы обменяться рукопожатиями с народом.
Перец приветствовал нас, и мы спросили его о состоянии безопасности страны. Ответ его был мгновенным и честным:
«ДАВИД, Я НЕ ПОНИМАЮ НИЧЕГО В ВОПРОСАХ БЕЗОПАСНОСТИ».
ЧЕЛОВЕК, объявивший, что он не понимает ничего в вопросах безопасности, был назначен на пост министра обороны Израиля. Он сказал: «Спросите генералов из моей партии. Это — предмет их заботы». Я не отступил и спросил: сейчас, когда вы возглавили партию, как вы собираетесь решать вопросы безопасности с учетом угрозы Израилю?
Перец повторил, что он видит только одну угрозу — а именно внутреннюю угрозу в социально-экономической сфере: «Только этот фактор может представлять опасность для Израиля».
Четыре группы работников ТВ зафиксировали «страсть» Переца — позицию бывшего лидера профсоюзов, высказывавшегося только по социально-экономическим вопросам и не проявлявшего ни малейшего интереса к проблемам безопасности. Однако, несмотря на это всего через полтора месяца человек, объявивший, что он ничего не понимает в вопросах безопасности, был назначен премьер-министром Эхудом Ольмертом на пост министра обороны Израиля; министерство труда и социальных проблем оставалось без «хозяина» последующие девять месяцев.
Не прошло и четырех месяцев, и Ольмерт и его необычный кандидат на пост министра обороны начали войну против Хизбаллы. Секретари их канцелярий провели еженедельные встречи с представителями СМИ. Они несколько раз повторили, что правительство Израиля не прекратит боевые действия до тех пор, пока:
1. Заложники Эхуд (Уди) Гольдвассер и Эльдад Регев не будут возвращены домой;
2. Ливанская армия не будет размещена на всей территории Южного Ливана, и
3. Хизбалла не будет изгнана из Южного Ливана, в соответствии с резолюцией ООН 1559.
Наступил день 15 августа 2006 г. Израиль принял соглашение о прекращении огня — а ни одно из этих требований не было выполнено. Перец отправил своего пресс-атташе на встречу с представителями СМИ в пресс-центр в Бейт-Агрон. Тот завил: принятие Израилем прекращения огня под эгидой ООН означает, что цели войны были достигнуты.
Никто не выразил согласия с этим утверждением — и по этой причине была создана комиссия по расследованию (хода войны).
Сейчас, когда внимание всех СМИ сосредоточено почти исключительно на выводах комиссии Винограда касательно премьер-министра Ольмерта, чрезвычайно полезно отметить ту часть выводов, которая касается функционирования Амира Переца:
«Министр обороны не обладал знаниями и опытом в сфере военной, политической и правительственной деятельности. Кроме того, он не был достаточно знаком с основными принципами использования вооруженных сил для достижения политических целей. Однако при всех этих серьезных недостатках Перец в этот период (боевых действий) принимал решения без систематических консультаций с опытными политическими специалистами и другими профессионалами, в т.ч. работающими вне силовых структур. Кроме того, он не придавал должного значения предупреждениям, высказанным на встречах, на которых он присутствовал...
Министр обороны не действовал в рамках стратегической концепции системы, работу которой он контролировал. Он не запрашивал оперативные планы АОИ и не изучал их; он не проверял состояние готовности и боевой подготовки АОИ, не анализировал проблему согласования поставленных задач и схем действия, представленных ему и получивших одобрение. Его участие в осуществлении решений сводилось в основном к (незначительным деталям и) оперативным решениям. Он не представлял — и не требовал представить — серьезные стратегические варианты для обсуждения с премьер-министром и АОИ...
Министр обороны не справился со своими функциями. В результате его пребывание на своем посту во время войны нанесло ущерб способности Израиля давать удовлетворительные ответы на возникавшие проблемы».
Для доказательства утверждения, что Эхуд Ольмерт выбрал неподходящего кандидата на пост министра обороны, не требовалось создания комиссии по расследованию.

ПОЧЕМУ ЖЕ МЫ НЕ СЛЫШИМ СЛОВ ПРОТЕСТА СО СТОРОНЫ РЯДОВЫХ ЧЛЕНОВ ПАРТИИ ТРУДА?
Нужно дать ответ на этот вопрос и еще на один: а что может сказать широкая общественность по поводу министра обороны, признавшего в ходе избирательной кампании в прошлом году: «Я не понимаю ничего в вопросах безопасности»?

ЭПИЛОГ
После вступления в должность министра обороны Амир Перец провел бессчетное число часов за изучением проблем американской политики, стремясь повысить свою способность вести переговоры с верхушкой военного истеблишмента США. Было бы неплохо, если бы он усвоил известное высказывание великого американского главнокомандующего Авраама Линкольна: «Можно обманывать всех людей какое-то время, но невозможно обманывать всех людей все время».
(перевод Е.Майданика)
AI&PIISRAEL