ЧИТАЯ ПУТИНА МЕЖДУ СТРОК

ЧИТАЯ ПУТИНА МЕЖДУ СТРОК

Роуз ГОТТЕМЕЛЛЕР, директор Московского Центра Карнеги за международный мир

Когда слушаешь критику российского президента Владимира Путина в адрес США и НАТО, перед глазами невольно возникает образ сторожевого пса, охраняющего ярмарку — закаленного, непреклонного, всегда готового к схватке. Эта тенденция началась еще 10 февраля с его речи в Мюнхене, а ежегодное обращение Путина к парламенту в Москве 26 апреля стало достойным ее продолжением. По его словам, иностранцы пытаются изменить экономическую, политическую систему и даже культуру России. Он призвал парламент принять новый закон, пресекающий всякий подобные поползновения. Кроме того, он объявил, что Россия приостанавливает свое участие в выполнении одного из основных договоров по контролю над вооружениями — Договора об обычных вооруженных силах в Европе.
Русским, и это очевидно, очень не нравится отношение к их беспокойству по определенным вопросам, которые, как им представляется, свидетельствуют об отсутствии уважения. В особенности это касается предложения Америки разместить свои системы противоракетной обороны в Польше и Чехии. Но называть Соединенные Штаты и НАТО врагами? Даже если отбросить тот очевидный факт, что такие заявления мало соответствуют реальности, они еще и прямо противоречат интересам самой России. «Холодная война» давно закончилась.
Однако чтобы понять, чего в действительности добивается Россия, нужно смотреть не на то, что сказал Путин, а на то, о чем он предпочел умолчать.
Например, он практически ничего не сказал об оборонном бюджете России и закупках высокотехнологичного оружия, однако много говорил о том, что военным будут давать квартиры. Что, в общем, неудивительно — когда до выборов меньше года, квартиры важнее. Но любопытно, насколько нынешний его подход отличается от того, что был в прошлом. В 2004 году, когда страна тоже готовилась к выборам, Путин летал на истребителях и выходил в море на атомных подлодках, обещая дать вооруженным силам новое оружие. Тем самым он укреплял свой авторитет в Министерстве обороны. Сегодня, когда его авторитет уже непоколебим, он может себе позволить обещать военным квартиры — и ничего больше.
Еще один вопрос, который он обошел своим вниманием — это Договор о ракетах средней и меньшей дальности. Немало представителей российского военного ведомства уже высказывались о возможности выхода России из этого договора, причем эти заявления нередко подавались как ответ на противоракетные планы США, но были и случаи, когда речь шла о том, что Россия должна иметь такие же ракеты, какие имеются у соседних стран.
В этих условиях Путин мог бы снова попытаться оказать давление на договор по РСМД и даже мог бы объявить о том, что Россия полностью прекращает его исполнение. Однако он направил критику в сторону ДОВСЕ. Таким образом, он все же оставил НАТО, которая хочет, чтобы Россия вывела свои войска из Грузии и Молдовы, возможность продолжать переговоры, так как здесь ситуацию можно разрешить, не нанося при этом серьезного удара по европейской безопасности. С договором же по РСМД все иначе: если бы Россия объявила о выходе из него, это был бы шаг к разрушению всей системы контроля над ядерным оружием, созданной в последнее десятилетие «холодной войны», который подстегнул бы и другие страны к тому, чтобы перестать соблюдать условия режима нераспространения ядерных технологий, а также окончательно дезавуировал бы все претензии России на лидерство в мире международного права и дипломатии.
У Путина есть весьма веские причины хранить молчание по этому вопросу, и в этом его многие поддерживают. В России сегодня этот договор обсуждается уже несколько с других позиций, нежели раньше: основное внимание сегодня уделяется тому, какие ракеты реально нужны России. Многие считают, что новейшая и уже запущенная в производство российская межконтинентальная баллистическая ракета «Тополь» может с легкостью работать и «универсальной ракетой», выполняя в том числе и задачи ракет средней дальности. Сторонники «Тополя» утверждают, что переоборудование оборонных заводов под ракеты средней дальности слишком дорого, и, кроме того, сфера применения таких ракет все равно будет слишком ограниченной. Однако некоторые специалисты высказываются в пользу современных сверхзвуковых крылатых ракет, в качестве аргументов приводя их дешевизну в производстве и прекрасные боевые возможности на средних радиусах.
Поэтому Путин решил дождаться полного разрешения этого вопроса внутри системы, не поступаясь возможностями России выступать лидером политики нераспространения. Все последние месяцы Кремль делал именно это, плотно работая со всеми партнерами — даже с «врагами» из Соединенных Штатов — за столом переговоров, в результате чего по иранскому и северокорейскому вопросам был достигнут определенный прогресс, а Путин оставил себе свободу маневра.
Вашингтону и Москве необходимо искать новые точки соприкосновения, что сегодня нелегко, поскольку пока соприкосновение у обеих сторон происходит главным образом в форме уколов. Поэтому министр обороны Роберт Гейтс взял совершенно правильный тон, очень спокойно отреагировав на мюнхенский выпад Путина. Сегодня в российско-американские отношения как раз необходимо впрыснуть дозу успокаивающего — и принять документ, по которому стороны договорились бы тихо сотрудничать и перестать публично набрасываться друг на друга.
Темой номер один должна стать обеспокоенность России установкой систем противоракетной обороны в Европе. В последние недели Вашингтон неплохо поработал над этим вопросом: Москве было предложено участие в технических и оперативных аспектах ее работы, и то, что Россия пока не готова на это пойти, не должно никого отпугивать. Чтобы развернуть столь громко заявленную политику сразу на сто восемьдесят градусов, России потребуется немало времени.
Со своей стороны, Вашингтон может ускорить этот процесс, предложив Москве меры по укреплению доверия, которые были бы понятны российской стороне. В частности, можно было бы заново заняться изучением мер, по которым переговоры уже шли, тем более что российская система вполне соответствует уже подписанным документам. Например, в 1997 году между Соединенными Штатами и Россией были подписаны Нью-йоркские протоколы, направленные на то, чтобы повысить степень доверия России относительно направленности национальной системы противоракетной обороны США. Сегодня эти документы вполне можно пересмотреть и модифицировать с тем, чтобы подобным же образом смягчить беспокойство России по поводу размещения подобных систем в Европе.
Сегодня отношения между США и Россией развиваются негативно, но не стоит забывать, что в прошлом нам много раз удавалось преодолевать даже самые сложные проблемы. Если мы сумеем выбраться из нынешнего тупика, у нас появится вполне реальная возможность двигаться вперед.

Перевод america-russia.net