ВСЕ МЕНЬШЕ ЛЮДЕЙ ИНТЕРЕСУЕТСЯ НОВОСТЯМИ

ВСЕ МЕНЬШЕ ЛЮДЕЙ ИНТЕРЕСУЕТСЯ НОВОСТЯМИ

Ричард ЛАМБЕРТ, The Financial Times

В США традиционные информационные СМИ пребывают в смятении. На продажу выставляется ряд крупнейших газетных концернов - сначала Knight Ridder, а теперь - Tribune Company. Информационные телеканалы урезают свои бюджеты: последним и самым громким примером тому послужили сокращения, объявленные две недели назад NBC Universal. Неудивительно, что по всей стране в отделах новостей царит дух осажденной крепости. Похоже, инвесторы решили, что у этой индустрии нет будущего.
Однако, как часто бывает, драматизм ситуации значительно переоценивается. Действительно, рост прибылей вошел в фазу стагнации, поскольку читатели и телезрители посвящают больше времени цифровым СМИ, а для размещения рекламы появляются все новые возможности. Популярность газет падает даже среди пожилой аудитории: 10 лет назад 70 процентов американцев старше 65 лет регулярно читали газеты, в то время, как сегодня этот показатель составляет 58 процентов.
Но они по-прежнему являются очень доходным бизнесом.
Ежедневно в США продается 55 млн. экземпляров газет, коэффициент прибыльности измеряется двузначными числами, а денежные потоки не иссякают. Есть свидетельства того, что сокращение читательской аудитории в последние годы, возможно, стабилизировалось, и большинство людей использует Интернет в качестве дополнения, а не заместителя печатных СМИ.
Поэтому главный вопрос заключается сегодня не в том, продолжат ли традиционные информационные СМИ свое существование в обозримом будущем. Для большинства из них ответ будет несомненно положительным. Но какие услуги они предложат публике, приспособив свою бизнес-модель (а вместе с ней и редакционное содержание) к более конкурентной среде?
В последние десятилетия абсолютное большинство крупных издателей газет работали на рынках крупных городов или регионов и непосредственная конкуренция была для них непривычна. В начале 1980-х годов общая аудитория вечерних передач трех информационных каналов составляла 60 млн. человек, что вдвое больше, чем сегодня. По словам современника, каждый вечер они давали “общенациональный сеанс” миллионам американских семей.
Это был прибыльный мир, в котором даже скромные издания могли позволить себе огромный бюджет и большое число зарубежных корреспондентов. Большинство газет находилось в частных руках, и их не касалось давление со стороны фондовых рынков. Для их владельцев имела значение не только выгода, но и гражданская гордость и политическое влияние.
Конкуренция ломает привычные схемы. Телеканалы закрыли большую часть своих дорогостоящих зарубежных бюро и вошли в состав более крупных корпораций, руководствующихся, прежде всего, необходимостью увеличивать прибыль по итогам квартала и относящихся к информационному бизнесу без лишних сантиментов. В результате зрители имеют куда больше шансов узнать о новом чудо-лекарстве, чем о том, что происходит в России Путина. Множество людей охотно покупает газеты. Но большинство новых владельцев будет стремиться к максимизации прибыли, а не осознанию важности своей роли в обществе.
Это-то и беспокоит. Бесспорно, новые цифровые СМИ - настоящий рог изобилия, фонтанирующий информацией и идеями - для тех, кто готов их искать. Но как быть с теми, кто не желает или не способен предпринять эти усилия?
Несколько десятков лет назад вам, по сути, было просто некуда деться от новостей - по телевидению или в газете. Сегодня существует миллион иных форм развлечения. Уже есть данные о том, что американцы с относительно скромным образовательным уровнем полностью “отключаются” от новостной информации. Четверть жителей США со средним или незаконченным средним образованием вообще, как правило, не интересуется новостями.
Пытаясь привлечь их внимание, СМИ “подают” новости в более пристрастной и сенсационной манере. Освещение войны в Ираке никак не назовешь триумфом объективной журналистики. Ее первые этапы преподносились как нечто среднее между Днем независимости и Хеллоуином - сплошные развевающиеся знамена, военные марши и упаси вас бог расстраивать потребителя неприятными картинами разрушений и смертей. Нежелание идти наперекор линии Белого дома сильно подпортило репутацию многих почтенных журналистов.
Возникает вопрос: сегодня, в условиях роста конкуренции, какие коммерческие соображения могут побудить новостные СМИ стараться привлечь внимание малообразованных и незаинтересованных людей к событиям в мире? И способны ли рыночные силы сами по себе обеспечивать один из краеугольных камней демократии - информированность граждан?

Перевод Inosmi