ИЗРАИЛЬ: ЭНДШПИЛЬ ЛУЗЕРОВ
Максим МАЛЬКОШ, Rosbalt
Израиль демократичен до такой степени, что каждый может говорить и писать о премьер-министре все, что думает на самом деле. Вот, например, начало статьи «Дорогой Эхуд» (предпоследнее еженедельное послание сатирика Гая Мароза в Ma’ariv, уже который раз посвященное премьеру Ольмерту): «Дорогой Эхуд! Мы тебя простим. Честное слово, простим, если ты уволишься сегодня. Без комиссий, без унижений, без Переца (министр обороны) и Ицик (спикер парламента). Просто вставай и иди домой. Тогда мы не только простим тебя, но даже будем любить — безо всяких условий и даже без развратного секса».
Наступала суббота, в Израиле — день седьмой. А когда настал день первый (воскресенье), появился долгожданный отчет правительственной комиссии Элиягу Винограда (пока промежуточный), посвященный летней войне в Ливане. С появлением доклада, где решение Ольмерта начать войну было названо «ошибочным» и «необдуманным», большинство израильтян связали надежды на добровольную отставку неудачника-премьера. Согласно опросам, после публикации промежуточного отчета 72% израильтян пожелали отставки Ольмерта, причем из их числа 65% предпочитали, чтобы он сделал это немедленно, и лишь 25% были готовы подождать до публикации окончательной версии в августе 2007 года.
Казалось, когда наступит очередная суббота, Ольмерт уже не будет главой израильского правительства, но вот она настала, а он по-прежнему на месте. Впрочем, многим приятнее думать, что он уже ушел. Очередное пятничное послание сатирика в Ma’ariv предваряли слова: «Израиль-2007 не отправляет домой президента, подозреваемого в изнасиловании, но зато отправляет солдат в Бинт-Джебейль (ливанский поселок, где погибло больше всего израильтян), без плана действия, без воды и без снаряжения. Так давайте же, друзья, оправимся от шока и боли и расстанемся с Эхудом Ольмертом — бывшим премьер-министром».
156 израильских солдат погибли в Ливане в ходе летней войны. 40 мирных израильтян погибли под ракетными обстрелами. В Ливане погибли около 1 тыс. 200 человек, причем большинство погибших — мирные жители, что сильно дискредитировало Израиль. За что именно правительство Эхуда Ольмерта заплатило такую немыслимую цену, избравшие его граждане не понимают до сих пор. Двое израильских военнослужащих, из-за похищения которых была начата война (причина была также в регулярных ракетных обстрелах израильской территории) до сих пор остаются в плену, и об их судьбе ничего неизвестно. Другой похищенный солдат — капрал Гилад Шалит, жив, но его удерживают палестинские боевики, и кабинет Ольмерта демонстрирует неспособность его вернуть. Освобождение троих солдат израильтяне считают первоочередной общенациональной задачей. Обязанность решить ее была возложена на правительство, но оно не справилось и лишь сделало хуже. Не случайно на многотысячном митинге в Тель-Авиве среди лозунгов с требованиями отставки кабинета были транспаранты с портретом троих молодых израильтян, остающихся в плену. Не случайно отчет комиссии Винограда содержал посвящение: «Посвящается милым цветам — солдатам Армии обороны Израиля — сорванным прежде времени в Ливанскую войну. Они оставили за собой плачущую мать, мучающегося отца, печалящегося брата, тоскующую супругу и младенца».
После публикации отчета Ольмерт сказал: «Это очень по-израильски — тому, кто ошибся, не позволяют исправить просчеты». А после состоявшегося в четверг многотысячного митинга, участники которого требовали от него отставки, премьер заявил, что уважает мнение протестующих, но теперь «лучше него никто не сможет исправить недочеты, на которые указала комиссия Винограда». Назначенная Ольмертом же комиссия экспертов работала для того, чтобы сказать обществу, кто виноват, и с кого нужно спрашивать. После 9 месяцев работы комиссия заключила, что виноваты: премьер-министр Эхуд Ольмерт, министр обороны Амир Перец и начальник генштаба (теперь уже бывший) Дан Халуц.
Халуц в отличие от Ольмерта и Переца — летчик-герой, непосредственно участвовавший в операциях, решавших судьбу страны или вошедших в историю. В 2006—2007 годах его былые подвиги никого не интересовали. Он был ответственен за провал в Ливане, общество требовало его отставки и он, пусть и не сразу, но ушел, не дожидаясь отчета комиссии.
Ольмерт и Перец, не прославившиеся ничем, поняли так, что комиссия поработала лишь затем, чтобы объяснить им, какие недочеты они должны исправить. Но израильское общество, включая политиков из партий «Кадима» и «Авода», убеждены, что выводы комиссии для этой пары — приговор, а не разбор полетов. Яснее всего мнение страны выразил на митинге писатель Меир Шалев: «Вы занимаете высокие посты. И вы провалились. Так идите домой. Мы не просим от вас компенсаций, даже не просим, чтобы вы раскаялись. Вы ведь даже не усвоили этот урок. Даже сейчас, после публикации отчета комиссии Винограда, вы уделяете политическим интригам куда больше времени, чем вы уделяли Второй Ливанской войне…Здесь присутствуют многие студенты и их родители, которые просят снизить плату за обучение, а ведь плата за ваше обучение идет из нашего кармана, и она гораздо больше. Вы провалились, мы больше не будем платить за ваше обучение, и переэкзаменовки для вас не будет».
Обычно политики в Израиле проявляют сознательность и уходят по требованию тех, кто их нанял. Но теперь двое неудачников не уходят, оправдываясь тем, что «уйти — это проще всего», а потому они так не поступят. На самом деле они не уходят потому, что им некуда идти. Нынешнее правительство рухнет, а в новое они уже не попадут — вне зависимости от результата общенациональных выборов. В своих партиях они проиграют борьбу за лидерство, а новые лидеры вряд ли пожелают украсить их портретами предвыборные плакаты. В лучшем случае и Ольмерт, и Перец могли бы сохранить свои места в партиях и пройти в кнессет. Для этого было бы умнее уйти с министерских постов, попросив общество не связывать их провал с потенциалом их партий. Но благородными Ольмерт и Перец быть не захотели. Рейтинги партий «Кадима» и «Авода» падают, и возрастают шансы на то, что на следующих выборах победит правая партия «Ликуд» во главе с Биньямином Нетаниягу.
Посреди недели глава МИД Ципи Ливни пришла к Ольмерту и посоветовала ему подать в отставку. Ожидалось, что в ответ премьер-министр отправит в отставку ее саму. Но Ольмерт не сделал этого, опасаясь, что вслед за Ливни из правительства уйдут и другие министры. Глава МИД лишь посоветовала Ольмерту уйти, но добиваться его отставки она не будет, поскольку хочет еще какое-то время поработать министром. Вместе с тем Ливни не скрывает, что внутри партии «Кадима» постарается сместить Ольмерта с поста председателя.
Депутат от Партии труда («Авода») Офир Пинес, оставивший в прошлом году пост министра науки, культуры и спорта в правительстве Ольмерта из-за отказа Амира Переца вывести «Аводу» из правительства «Кадимы», установил палатку возле канцелярии премьер-министра. Он намерен сидеть в ней до отставки Ольмерта. Неважно, досидит он до этого счастливого часа или нет. Когда в Партии труда пройдут выборы, Пинес, возможно, станет ее лидером и тогда точно выведет министров от «Аводы» из кабинета. Тем самым он развалит правительство и инициирует новые выборы, на которых у Ольмерта и Переца не будет ни малейшего шанса. То же самое сделает на его месте любой другой победитель на внутрипартийных выборах в «Аводе». Скорее всего, это будет экс-премьер Эхуд Барак.
Израильские СМИ обычно не стесняются смеяться над политиками — демократия позволяет. Над премьер-министром могут смеяться сильнее или слабее в зависимости от степени общественного уважения к его личности. Ольмерта журналисты последнее время совсем не жалеют. В рейтинговых пятичасовых новостях на Десятом канале на днях показывали сюжет о том, как он, страдая от бессонницы, клюет носом на заседаниях. Демонстрируемые кадры годились для программы «Сам себе режиссер». Нарезка из кадров последних дней — везде лицо премьера крупным планом, глаза слипаются, выражение отсутствующее. Не хватало только закадрового смеха. Тут же в эфир вышел врач — специалист по сну, и весело комментировал состояние премьер-министра, давая советы, что делать, чтобы не быть как он, даже если у вас бессонница.
Боком вышла Ольмерту и сделанная некоторое время назад несложная пластическая операция по подъему бровей. По этому поводу ему также изрядно перемывали кости в СМИ — вот, мол, какой ерундой страдает, когда столько нерешенных проблем. Операция стала ассоциироваться исключительно с главой кабинета. Одна хирургическая клиника даже рекламировала себя с намеком на него: «Пускай ты не премьер-министр... Но и ты можешь сделать себе операцию по подъему бровей!»