НОВАЯ ИОРДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА
Евгения КРАВЧИК
«Великое Хашемитско-Палестинское королевство» — так называют посланники короля Абдаллы новую иорданскую инициативу, основанную на возрождении идеи конфедерации. Согласно иорданскому плану, Абдалла станет властителем могущественного государства, состоящего из Иордании и Палестины.
Каждая из стран будет обладать ограниченной независимостью, аналогичной той, которой пользуются американские штаты. Главой объединенного государства будет король; два правительства возглавят двое премьер-министров, от Иордании и от Палестины.
Эта идея была представлена иорданскими посланниками в Израиле несколько раз за последние недели. Сам король официально сторонится «нового-старого» плана, однако все посланники, включая бывшего премьер-министра Иордании Абед эль-Салама Маджали, выступают от его имени. «Абдалла, разумеется, не поставил свою подпись под программой, но очевидно, что все, что предлагается посланниками, предлагается от его имени, и они это не скрывают», — говорят израильские источники.
Судя по всему, речь идет о «пробном шаре» иорданцев, находящихся в поиске выхода из ближневосточного тупика, в который зашли соседи Иордании, Палестинская автономия и Ирак. Абдалла опасается, что после вывода американских войск из Ирака его королевство будет зажато между хаосом в Ираке и хаосом на Западном берегу.
Идея конфедерации уже поднималась много лет назад, в основном — Шимоном Пересом, однако тогда иорданцы сказали, что не заинтересованы в ее осуществлении. Сейчас она возрождается. Посланники короля Абдаллы говорят: «Вы утверждаете, что в автономии не с кем разговаривать? Хорошо. Говорите с нами. Пусть переговоры идут между Израилем и Хашемитским королевством при участии представителей Абу Мазена в рамках Иордано-Палестинского королевства».
На первый взгляд, идея здравая. Однако иорданцы обуславливают инициативу полным принятием Израилем саудовской инициативы в качестве предварительного шага, что создает значительные трудности в ее воплощении в жизнь.
Кроме того, на данный момент не ясно, насколько эта инициатива выполнима. Высокопоставленные израильские источники, встречавшиеся с иорданцами, говорят о «сыре в мышеловке», съев который, Израиль будет вынужден вести переговоры с Иорданией с невыгодных позиций. «Получится, что Израиль ставит под угрозу мир с иорданцами из-за «нескольких поселений» или «несущественных» средств обеспечения безопасности, однако когда переговоры окончатся, иорданцы останутся сидеть в Аммане, а мы снова окажемся один на один с тем же ХАМАСом», — говорят израильтяне.
В настоящее время, как уже сказано, король Абдалла подготавливает почву и ведет общественную кампанию по ускорению мирного процесса. Идея конфедерации должна превратить Иорданию в региональную державу за счет Египта и Саудовской Аравии и увеличить влияние Абдаллы. Насколько это реально, пока что неизвестно.
Бен КАСПИТ, «Маарив»
ЗАВУАЛИРОВАННАЯ ЛОЖЬ
В большинстве отраслей израильской экономики наемные работники (таковые составляют 75% личного состава в государственном и частном секторе) получают в среднем не более 5700 шекелей в месяц.
Израиль — страна чудес, если немного постараться, здесь можно опровергнуть любые аксиомы, доказать, что черное — это белое и наоборот. Вот самый свежий пример. 30 апреля резко — на 4 процента — подорожал бензин, а 1 мая он подорожал еще раз, но — уже на 6,1%. «Ерунда! — воскликнули нанятые правительством пиарщики. — У нас подорожание — грошовое. Зато в Соединенных Штатах по случаю падения курса доллара бензин реально подорожал».
С точно таким же энтузиазмом вот уже несколько лет разные правительства убеждают народ, что «жить стало лучше», а особенно — веселее. В подтверждение приводятся абстрактные для рядовых граждан цифры, призванные свидетельствовать о темпах роста национального валового продукта, экспорта-импорта и прочих экономических показателей.
Главное — заставить устыдиться тех, у кого жить лучше не получается, невзирая на глобальные достижения отечественной экономики. Ведь если страна процветает, а лично ты никак не можешь выкарабкаться из долговой ямы, значит — сам дурак, бездарь. Не умеешь (или хуже того — не хочешь) трудиться. А если даже и работаешь — то делаешь это из рук вон плохо и зарабатываешь за произведенный тобою недостаточно качественный продукт по заслугам.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ «ПИРОГА»
30 апреля, в день «умеренного» подорожания бензина, активисты центра «Адва» предали огласке отчет за 2006 год — тот самый, опираясь на который пиарщики твердят, что даже вторая ливанская война не ударила по нашей экономической мощи.
Война действительно не отразилась на темпах роста доходов благоденствующей элиты в лице работодателей, подтверждает отчет. Зато доля наемных работников при распределении национального «пирога» продолжала стремительно снижаться. За последние 4 года — с того момента, как в Израиле начался экономический расцвет — доля наемников в общенациональном доходе снизилась с 71% (2003) до 66% (2006), а доля работодателей возросла с 6% в 2003 году до 12% в 2006-м. Если учесть, что работодателей на порядок меньше, чем тех, кто непосредственно вкалывает, можно понять, насколько вопиюща диспропорция и насколько глубока между ними пропасть.
Авторы отчета подчеркивают: если бы доля «наемников» в национальном доходе сохранилась хотя бы на уровне 2003 года, в 2006 году они (то есть мы) получили бы в виде зарплат на 26 миллиардов шекелей больше, чем было выплачено де-факто. Иными словами, благодаря «великому экономическому подъему» только в прошлом году каждый наемный работник недополучил в среднем 9285 шекелей, или 770 шекелей в месяц.
Для многих из нас это — именно та сумма, которой катастрофически не хватает на стремительно дорожающий бензин, овощи, фрукты и прочие продукты.
Еще одно подтверждение безудержного экономического прогресса — рост зарплат. Состоящие на службе правительства обозреватели убеждают: за последние 4 года средняя зарплата наемных работников из числа мужчин оставалась стабильной, как мир на Ближнем Востоке, а у прекрасных дам она даже выросла на 1,3%. Иными словами, если в 2003 году дипломированная учительница получала за кассой супермаркета 3500 шекелей в месяц, то за 4 года ее зарплата выросла аж на 40 шекелей! Что и говорить — ощутимая прибавка…
В большинстве отраслей израильской экономики наемные работники (таковые составляют 75% личного состава в государственном и частном секторе) получают в среднем не более 5700 шекелей в месяц, констатируют авторы отчета. Прежде всего это касается таких отраслей, как сфера торговли и услуг: три четверти работающих и мечтать не могут о повышении качества своей жизни — зарплата не позволяет.
А вот какова динамика роста средней заработной платы наших щедрых работодателей: всего за 4 года она увеличилась на 35%! Самые высокие зарплаты руководящего эшелона по-прежнему наблюдаются в банках, страховых и финансовых компаниях. Еще бы! Деньги счет любят. Кто лучше считает — тот больше и получает.
Результат — углубившаяся пропасть между высокооплачиваемыми начальниками и нищенствующими трудягами. Эксперты центра «Адва» проанализировали темпы роста доходов тех, кто получает в месяц до 2/3 среднеизраильской зарплаты, и других, кто находится на нижней ступени высокооплачиваемой категории. Диспропорция впечатляет. С 1998 года по настоящее время зарплата малоимущих чуть-чуть повысилась: с 3300 шекелей в месяц до 3495-ти (5,9%). А вот как подрос за тот же период средний заработок соотечественников, которые, согласно официальным (и малопонятным обывателю) критериям получают самую низкую зарплату среди самых высокооплачиваемых наемников: если в 1998 году размер ее составлял 22.068 шекелей в месяц, то сейчас — 32.146 (рост на 45,7%).
СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ — ДЛЯ ИЗБРАННЫХ
Авторы отчета не поленились и вникли в составные головокружительного экономического успеха державы. И вот что они выяснили: в настоящее время в Израиле действительно производится больше продукции (в расчете на час), чем в 2000 году, в период второй арабской интифады. Однако темпы роста валового национального продукта значительно опережают рост почасовой оплаты труда. Если воспользоваться такими условными параметрами, как единица выпущенной в час продукции и оплата затраченного на это труда, картина получается следующей: с 2000 по 2006 год в час в Израиле стали производить на 7% продукции БОЛЬШЕ, зато оплата за эту единицу времени СНИЗИЛАСЬ на 7,8%. Смекаете? Иными словами, товаров и услуг мы выдаем на-гора больше, но получаем за свой труд — меньше.
Работодатели в Израиле — люди сообразительные, в финансах разбираются неплохо. И экономят — на чем могут. В основном — на социальных условиях наемных работников.
По закону работодатель обязан ежемесячно отчислять за каждого своего работника определенный процент в Службу национального страхования, а также во всевозможные внутрипроизводственные фонды — фонд повышения квалификации («керен иштальмут»), фонд выходных пособий за счет предприятия («керен пицуим») и т.д. В обязанность работодателя входит и компенсация расходов на проезд.
Вот на них — этих элементарных социальных условиях — работодатели экономят больше всего. Авторы отчета приводят сравнительную таблицу, из которой явствует: если в хай-теке в 2005 году работодатели отчислили за работников во всевозможные социальные фонды общую сумму размером 2 миллиарда 573 миллиона шекелей, то в традиционных отраслях промышленности эта сумма составила всего 1,5 миллиарда шекелей. Если добавить, что численность работников, занятых в традиционных отраслях, многократно превышает число гениев от хай-тека, становится ясно, кто из нас обречен на нищую, голодную старость, а кому (возможно) удастся скопить хоть какие-то гроши на черный день.
ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, НО ЛУЧШЕ?
В последние годы все политики, занимавшие пост министра финансов — начиная с Биньямина Нетаниягу и кончая Ольмертом и Гиршзоном, — бесстрашно борются с сидящими на шее государства «иждивенцами» — получателями социальных пособий. Особенно трогателен в победных рапортах пункт о снижении безработицы (в настоящий момент она составляет «всего» 8%) и создании новых рабочих мест.
Авторы рассматриваемого отчета оспаривают и эту цифирь: один процент ВСЕХ трудоспособных граждан отчаялся найти работу, в связи с чем в официальной статистике эти отчаявшиеся не числятся безработными. Следовательно, за счет так называемой скрытой безработицы фактический уровень незанятости намного превышает официально заявленные проценты.
Но создает ли держава новые рабочие места? И если да — то какие: реальные, способные прокормить тысячи и тысячи бедствующих семей, или — фантомно-статистические?
В 2003—2004 годах большинство новых рабочих мест было фикцией, утверждают авторы отчета: ведь речь шла о неполных ставках, а на полставки (особенно при минимальной зарплате) не выживешь!
В последние два года (2005—2006) держава позаботилась о создании полных ставок, но — не для всех, а только для мужчин (93%). Женщинам по-прежнему предлагается работать весьма условно — в рамках частичной занятости. Лишь 44% новых рабочих мест, предложенных представительницам прекрасного пола, полноценны. Остальные 56% — формальная трудовая занятость на ту или иную часть ставки.
И последнее. Когда по радио или телевидению с умилением приводят астрономические цифры зарплат сотрудников фирм хай-тека, помните: в этой процветающей отрасли заняты всего 10% трудоспособных соотечественников. Остальные 90% по-прежнему вкалывают на фабриках-заводах-мукомольнях и прочих предприятиях «лоу-тека». Вкалывают — по-взрослому, а зарабатывают зачастую — по-детски.
«Новости недели»