РОССИЙСКИЙ ОТВЕТ ЧЕМБЕРЛЕНУ
Рамис ЮНУСОВ
Как и следовало ожидать, решение США размещать системы ПРО в бывших странах социалистического лагеря, вызвали в России ответную и недвусмысленную реакцию и судя по заявлениям первого вице-премьера правительства России Сергея Иванова в ближайшее время на вооружение в российскую армию поступит совершенно новое высокоточное ракетное оружие с высокой дальностью поражения.
Это заявление, которое можно назвать «российским ответом Чемберлену», первый вице-премьер России сделал после успешных, по официальной версии, испытаний нового ракетного комплекса «Искандер» с совершенно новой высокоточной ракетой большой дальности, которое в самое ближайшее время поступит на вооружение в сухопутные войска. «То, что эти испытания прошли успешно, говорит о том, что Сухопутные войска России в самое ближайшее время не просто получат комплекс «Искандер», потому что он уже стоит на вооружении, а оснащен этот комплекс будет помимо обычных, классических ракет совершенно новой крылатой ракетой очень высокой точности, которая может быть использована, как говорят врачи, хирургически на большие дальности», — заявил Иванов. По его словам, в таком оружии Россия нуждается не меньше, чем в «современном стратегическом оружии для поддержания стратегической стабильности».
В свою очередь, президент России Владимир Путин выступил с такими заявлениями, что многие аналитики заговорили о возвращении риторики худших времен «холодной войны». По его словам, проведенные испытания стратегической баллистической ракеты и крылатой ракеты комплекса «Искандер» — это ответ на действия США по развертыванию ПРО в Европе и на нежелание стран НАТО выполнять ДОВСЕ. «Мир изменился, и была предпринята попытка сделать его однополярным, возникло желание у некоторых участников международного общения диктовать свою волю всем и вся, не сообразуя свои действия с нормами международного общения и права, — сказал глава российского государства. — На наш взгляд, это ни что иное, как диктат и империализм, надо сказать прямо и назвать вещи своими именами».
Россия же, по его словам, лишь восстанавливает баланс. «Наши американские партнеры вышли из Договора по ПРО. Мы их сразу предупреждали, что предпримем ответные шаги, чтобы сохранить стратегический баланс в мире, и наш ответ будет асимметричным: не мы инициируем новый виток гонки вооружений», — подчеркнул Путин. Бояться России не надо, надо принимать во внимание, дал понять российский президент. «Этих действий России не нужно бояться, они не носят агрессивного характера. Они только ответ на достаточно жесткие и не имеющие никаких обоснований односторонние действия наших партнеров», — заявил Путин, — добавив, что его страна будет и дальше «совершенствовать свои возможности». Затем повторил известные тезисы по поводу ДОВСЕ: дескать, Россия, в отличие от стран Запада, строго его выполняет. «Мы подписали и ратифицировали ДОВСЕ, мы полностью его выполняем, мы вывели за Уральские горы с европейской территории все тяжелое вооружение, более чем на 300 тысяч сократили Вооруженные силы. А что делают партнеры? Они наполняют новыми вооружениями Восточную Европу», — сказал Путин. По его словам, ответные действия России «направлены на сохранение баланса в мире, это крайне важно для сохранения всеобщей мировой безопасности».
А уже в ходе саммита «Большой восьмерки» в немецком городе Хайлигендамм президент России Владимир Путин предложил США совместно использовать Габалинскую РЛС, которую Россия арендует у Азербайджана. Путин отметил, что в этом случае Москва могла бы отказаться от нацеливания своих ракет на Европу. Москва против планов Вашингтона развернуть в Восточной Европе новую систему противоракетной обороны (ПРО). Поэтому предлагает использовать РЛС в Азербайджане, которая может выполнить функцию элемента ПРО.
«У нас есть собственные идеи, я их подробно изложил президенту США. Первая, чтобы совместно использовать арендуемую нами РЛС в Азербайджане, — сказал Путин журналистам.
По словам российского лидера, США и Европа считают, что новая система ПРО не угрожает России, а необходима, чтобы предотвратить угрозу ракетного удара со стороны «стран изгоев» — таких, как Северная Корея и Иран. «Мы можем это сделать в автоматическом режиме, и вся система, которую можно будет создать, будет закрывать не только часть Европы, а всю Европу без исключения», — сказал президент России. По мнению Путина, это также будет исключать возможность падения частей ракет на европейские страны, потому что они все будут падать в море или в океан. Что же скрывается на самом деле за таким предложением России? Возможен ли компромисс между США и Россией в этом очень принципиальном вопросе?
Уверен, что предложение Владимира Путина своему американскому коллеге Джорджу Бушу, о совместном использовании Габалинской радиолокационной станции (РЛС) не может устраивать США, которые намереваются установить свою систему ПРО в Европе для того, чтобы контролировать именно Россию, и их в данном случае не интересуют ни Иран, ни Северная Корея, которые достаточно изучены ими. А что касается России, которая намерена возрождать свою военную мощь, это для Америки вопрос. Скорее всего, этот «умный ход» Путина не даст абсолютно никакого результата.
Думаю и в самом Азербайджане должны понимать и то, что Азербайджан не будет иметь от этого вопроса не только положительные дивиденды. Наоборот, Азербайджан может получить лишь «отрицательные дивиденды», раздражая США своим согласием, которое дала России. Если США согласятся сотрудничать с Россией в Габале, то они поставят себя под контроль министерства обороны России, а этого, я уверен, они никогда не сделают. Вместе с тем не надо забывать и то, что это предложение носит некоторый разведывательный характер. Так как тем самым Россия хочет определить: направлены планы США по противоракетной обороне против нее или нет. Если Россия и США придут к соглашению по поводу Габалинской РЛС (что маловероятно, судя по последним заявлениям официальных лиц в Вашингтоне), это может внести большие изменения в политику. А стратегическая важность Азербайджана в этом деле еще более возрастет.
Напомним, что РЛС в Габале заступила на боевое дежурство во времена СССР в 1985 году. Она способна на расстоянии до 6 тысяч километров засекать старты баллистических и крылатых ракет, строить их траектории и определять время до поражения цели. Российско-азербайджанское соглашение по Габалинской РЛС подписано в 2002 году сроком на 10 лет. Арендная плата за использование РЛС составляет 7 млн. долларов в год. Судьба РЛС была одним из вопросов на переговорах между Россией и Азербайджаном в Москве 1997 года. За период с января 1992 по июль 1997 года задолженность РФ перед Республикой Азербайджан составила около 100 млн. деноминированных рублей. На основании этого указом президента Азербайджана узел был снят с боевого дежурства. В настоящее время все три комплекта аппаратуры станции поддерживаются в режиме «готовность к боевой работе» или «холодный резерв, регламентные работы» с периодическими кратковременными включениями одного из них в режим «боевая работа» для выполнения поступающих от системы ККП целеуказаний на уточнение параметров орбитальных обьектов.
Азербайджан готов предоставить комплексу статус военной базы, но с ежегодной арендной платой 240 млн. долларов. В месяц станция расходует электроэнергии на сумму около 10 млн. долларов. Вероятно, России придется в дальнейшем платить аренду за территорию, на которой находится РЛС.
Некоторые эксперты в Баку считают, что РЛС вообще не отвечает интересам Азербайджана, так как, в случае возобновления боевых действий между Азербайджаном и Арменией, РЛС будет внимательно отслеживать всю информацию, касающуюся обеих сторон конфликта. Эксперты опасаются, что в этом случае сведения о передвижениях военной техники с азербайджанской стороны могут передаваться армянской стороне, так как, согласно соглашению между участниками Договора о коллективной безопасности, между Россией и Арменией установлен порядок обмена военной информацией
Как и следовало ожидать, на всю вышеуказанную риторику Москвы довольно быстро отреагировали в Вашингтоне. Госсекретарь США Кондолиза Райс, выступая в немецком Потсдаме, где ей вручили приз за вклад в объединение Германии описала американо-российские отношения как смесь «сотрудничества и конкуренции, дружбы и противоречий», и вновь заявила, что российские власти не должны отходить от демократических принципов. «Демократические институты и открытое общество не ослабляют государство. Точно также свобода слова и свобода прессы не могут считаться помехой, — заявила Райс. — Мы хотим, чтобы Россия была сильной, но сильной с точки зрения XXI века, — продолжила Райс. — Не только с сильным центром, но и с сильными независимыми институтами — государственными и общественными. С сильной и независимой судебной и законодательной властями, с сильным и независимым обществом, с независимой прессой и со свободными и честными выборами, к которым допускались бы наблюдатели».
Госсекретарь США также заявила, что она удивлена ответом России на американскую инициативу разворачивания в Европе новой системы противоракетной обороны. Вашингтон намерен к 2011—2012 гг. установить в Чехии радарную систему и 10 противоракетных пусковых установок в Польше. «Должна вам сказать, что нынешняя ракетная дипломатия России трудна для понимания, и мы сожалеем в связи с нежеланием России принять наше предложение о партнерстве в области противоракетной обороны», — заявила Райс в Потсдаме.
Что же касается последнего предложения Путина, то Кондолизза Райс заявила, что неожиданное предложение президента России о совместном использовании Габалинской РЛС в Азербайджане не повлияет на переговоры о размещении компонентов ПРО в Чехии и Польше. Глава Госдепартамента признала, что приглашение Путина застало администрацию Буша врасплох. По ее словам, США изучат инициативу России, однако продолжат подготовку к установке элементов ПРО в Восточной Европе. «Места дислокации компонентов ПРО не выбираются наугад. Тут дело в геометрии и географии, пригодных для перехвата ракет. Нам еще предстоит разобраться, имеет ли Азербайджан какое-либо значение в контексте противоракетной обороны», — отметила Райс. Госсекретарь считает, что идея Путина может быть положительной, но подчеркнула, что Вашингтон продолжит делать то, что считает необходимым для решения «настоящей проблемы безопасности». «Если это способ начать более серьезное обсуждение угроз со стороны Иранов и Северных Корей запустить ракеты, то это положительный шаг», — заключила Райс, добавив, что переговоры с НАТО, Чехией и Польшей тем не менее продолжатся.
Большинство наблюдателей расценили заявление Кондолизы Райс как недвусмысленное предупреждение в адрес Москвы. По сути дела, в Вашингтоне дают понять, что все еще считают Россию своим партнером и предлагают ей участвовать в создании ПРО, но терпение США не бесконечно. При этом заявление Райс — это явно не тот ответ, которого ждали в Москве: здесь рассчитывали, если и не на отказ США от ПРО, то во всяком случае на свертывание «восточноевропейской» составляющей, однако в США советуют России одуматься и не провоцировать новую гонку вооружений. Более того, заявления Райс не оставляют сомнений, что в Вашингтоне политическую ответственность за нынешний кризис возлагают именно на Россию.