КРАСНУЮ МЕЧЕТЬ НАКРЫЛА «ТИШИНА»

КРАСНУЮ МЕЧЕТЬ НАКРЫЛА «ТИШИНА»

Владимир ПАВЛОВ, RBC Daily

Власти Пакистана пытаются силой подавить попытку исламской революции.

Силы безопасности Пакистана провели в Исламабаде операцию по захвату Красной мечети (Лал Масджид), удерживаемой студентами-исламистами. Президент страны Первез Мушарраф отдал приказ о штурме после провала недельных переговоров с лидером осажденных муллой Абдулом Рашидом Гази. Абдул Рашид Гази был убит во время штурма. Власти решили ликвидировать оплот религиозных радикалов в столице, несмотря на то что этот шаг может обернуться усилением антиправительственных выступлений в провинции.
Операция под кодовым названием «Тишина» началась незадолго до рассвета: на территории Красной мечети прогремело несколько мощных взрывов, после чего спецназ атаковал комплекс с трех сторон. Военные быстро заняли первый этаж, но дальше им пришлось зачищать уже комнату за комнатой. По официальным данным, в здании находилось от 200 до 500 человек, включая 50—60 боевиков, связанных с «Аль-Каидой» и движением «Талибан». Осажденные были вооружены стрелковым оружием, гранатометами, ручными гранатами и бутылками с зажигательной смесью, а в качестве живого щита использовали женщин и подростков. К вечеру военным удалось взять под контроль почти все здание, группа осажденных во главе с муллой Гази забаррикадировалась в подвальном помещении и отказалась сдаваться. По предварительным данным, спецназ потерял более десяти человек убитыми и три десятка ранеными. Уничтожено около ста боевиков, десятки сдались в плен.
Формально к жестким действиям власти подтолкнула попытка покушения на президента страны Первеза Мушаррафа, самолет которого 6 июля был обстрелян при взлете с местного аэродрома. Однако главная причина — желание на корню пресечь усиление в Пакистане влияния радикальных исламистов, связанных с «Талибаном» и «Аль-Каидой». Сторонники введения в стране законов шариата последнее время активно пополняют свои ряды и готовятся к самым решительным действиям. Незадолго до штурма мулла Гази заявил, что предпочитает «пойти на самопожертвование, которое может послужить толчком к исламской революции».
9 июля, когда еще оставался шанс избежать штурма Красной мечети, в городе Баджур, расположенном к северо-западу от Пешавара, около 20 тыс. человек, включая сотни членов местных вооруженных формирований, провели демонстрацию протеста с осуждением политики властей. В ходе военной операции против засевших в Красной мечети радикалов их сторонники организовали как минимум два выступления в северо-западных районах страны. Сотни людей, многие из которых были вооружены, блокировали движение на дорогах, выкрикивали антиправительственные лозунги, грозя Мушаррафу смертью.
По мнению директора Института стратегических оценок и анализа Вагифа Гусейнова, исламская революция в Пакистане сегодня все же вряд ли возможна, поскольку большинство населения достаточно прохладно относится к радикальным религиозным доктринам. Однако угроза захвата власти экстремистами на части территории Пакистана, где проживает ряд местных племен, вполне реальна. Не исключено, что на это и делают ставку международные исламские радикалы. «Очевидно, что за сторонниками муллы Гази стоят такие могущественные международные исламистские организации, как «Талибан» и «Аль-Каида», — сказал RBC Daily эксперт. — Известно, что сам Гази всегда открыто высказывался в поддержку исламистов, заявляя, что «ни один (пакистанский) солдат, погибший в ходе операций против талибов, не может быть похоронен по мусульманскому обряду».
Силовой захват Красной мечети грозит серьезно ослабить авторитет Мушаррафа в исламском мире. Однако, видимо, это все же меньшее зло для президента, который стремится сохранить не только светскую власть в стране, но и свой пост. «На Востоке все решают сила, договоренности с местными лидерами и готовность бороться за власть до конца, — сказал RBC Daily президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. — Мушарраф и дальше будет жестко подавлять исламистскую оппозицию. При этом он не пойдет на реформы, которых от него требуют в рамках демократизации по западному образцу. Это тоже несет угрозу его власти».
Обостряющееся противостояние пакистанских властей и религиозных радикалов может обернуться для Мушаррафа проблемами и на мировой арене. США, сделавшие на Пакистан ставку как на азиатский форпост борьбы с международным терроризмом, крайне озабочены подобным развитием ситуации. По мнению Вагифа Гусейнова, Вашингтон может окончательно потерять веру в Мушаррафа как в президента, способного не допустить попадания ядерного оружия в руки террористов.