РОК ИЗОБИЛИЯ: ЭКОНОМИКА ПРОТИВ НЕТАНИЯГУ
Ольга ВИНЬЯР
Темпы экономического развития в 2008 году резко замедлятся и не превысят 4%. Валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения увеличится лишь на 2,5%. Такой пессимистический прогноз обнародовало на днях министерство финансов Израиля.
Аналитики утверждают, что коммерческая деятельность снизится, объем экспорта уменьшится, а вот уровень безработицы как раз пойдет вверх. Параллельно страну захлестнет волна подорожаний, которая выразится в высоком уровне инфляции.
При этом реальный уровень как минимальной, так и средней заработной платы упадет на 2—3%. Нетрудно понять, что это приведет к снижению уровня жизни израильтян, которые не без помощи политиков приступят к традиционному процессу поиска виновных.
Кто же будет назван ответственным за «страдания народа»? Разумеется, действующее правительство. А таковое, опять же согласно прогнозам, в 2008 году будет возглавлять Биньямин Нетаниягу, партия которого получит 30—34 мандата и практически вдвое обойдет Аводу.
Граждане, которым «внезапно» станет не по карману кусок хлеба, колбасы, сыра и пр., вряд ли вспомнят безвременно отправленного в отставку Авраама Гиршзона и Эхуда Ольмерта, попеременно правившими минфином. Они будут срывать зло на действующем премьер-министре, которому, между прочим, придется выводить Израиль из очередного кризиса (в том числе и путем болезненных реформ), полученного в наследство от предыдущих правителей.
Скорее всего, в результате реформ Израиль вновь войдет в период экономического расцвета. Однако для этого потребуется несколько лет. А в израильских реалиях, где за последние два десятилетия ни одно правительство не продержалось полной каденции (четырех лет), это означает, что плоды деятельности Нетагиягу пожнет его политический соперник.
Пример подобного развития событий лежит на поверхности. Полгода назад, когда ЦСБ Израиля опубликовало итоги экономической деятельности в 2006 году (свидетельствующие, в частности, о высоких темпах роста ВВП и рекордно низком уровне безработицы), все заслуги были немедленно присвоены нынешним правительством. При том, что экономисты в один голос утверждали: это прямой результат реформ, проведенных министром финансов Биньямином Нетаниягу в 2003—2005 годах.
Сей факт не помешал тогдашнему главе минфина Аврааму Гиршзону (он, напомним, занимал этот пост менее года), комментируя отчеты ЦСБ, заявить, что Нетаниягу тут ни причем, ибо своим развитием экономика обязана «проводимой им (Гершзоном) политике».
Стоит отметить, что в экономических кругах Биньямин Нетаниягу давно пользуется значительным авторитетом. 68% финансовых консультантов признались, что хотят именно его видеть премьер-министром Израиля (при этом на Эхуда Барака возлагают надежды 29% финансистов, а на Эхуда Ольмерта — всего лишь 3%).
Лидирует Нетаниягу и в качестве оптимального претендента на пост министра финансов. При этом его горячо поддерживают инвесторы Тель-Авивской биржи. Они-то не забыли про тот обвал акций (6,2%), который последовал в 2003 году после ухода Биби из минфина.
Столь массовый исход игроков с биржи сравним разве что с событиями, последовавшими за 11 сентября 2001 года. Даже болезнь Шарона не оказала столь серьезного влияния на Тель-Авивскую биржу и сопровождалась 5,5-процентными падениями ведущих индексов.
Однако финансистов и биржевых игроков в Израиле, к великому сожалению лидера Ликуда, не столько много, чтобы стать основным электоратом партии и обеспечивать триумф на участившихся парламентских выборах. Исход выборов определяют широкие массы. А они привыкли жить сегодняшним днем и ждать финансового расцвета, отложенного на будущее, не приучены. Им сложно понять, что экономика, будучи системой динамичной, но не очень поворотливой, реагирует на все, но с некоторым опозданием.
Если судить по результатам прошлых выборов, на которых Ликуд с трудом набрал 12 мандатов, в коллективном сознании (не без помощи пиарщиков Аводы и Кадимы) Нетаниягу запечатлелся как «грозный реформатор», «ярый противник слабейших слоев и социальных программ», «воинствующий капиталист» и т.п.
Каждая мать-одиночка из Иерухама уверена, что именно Биби урезал ее пособие и вынудил искать работу. Он же (вместе с тогдашним главой минпромторга Эхудом Ольмертом) вывел из-под госконтроля цены на ряд товаров общественного потребления, повысил налог на добавленную стоимость (НДС), удалил от государственной кормушки работников портов, нефтеперерабатывающих заводов, почты…
При этом мало кто сегодня помнит, что снижение подоходного налога было инициировано и утверждено именно Биньямином Нетаниягу. Что он же приступил к осуществлению реформы Бахара, которые способствовали привлечению частных инвестиций в Израиль.
Потенциальных избирателей интересует собственный карман, а не глобальные экономические процессы, пусть даже и носящие такие звонкие названия как приватизация и демонополизация государственных предприятий. Убедить их в том, что завтра будет лучше и сытнее, чем вчера (если только на время затянуть пояса), опять же очень сложно. Даже при отлаженном механизме пропаганды.
Так стоит ли Нетаниягу вновь наступать на те же грабли, окончательно закрепляя за собой имидж антисоциального деятеля? Быть может, сравнительно молодому политику лучше пересидеть тяжелый в экономическом плане год в оппозиции, завоевывая очки на тотальном провале нынешнего правительства? И прийти к власти несколько позже, но без ущерба для персональной популярности?
Вопросы эти, естественно, риторические. Расчеты будут делать сам Нетаниягу и его советники. Вот только не оказались бы эти расчеты просчетами.
Информационное агентство «Курсор»