ОХ, КАК Я ЗОЛ! КАК Я ЗОЛ!
Татьяна ЛИВШИЦ, по материалам исследований социолога Kelly Simpson
В одном из популярных американских шоу мальчик жалуется папе на то, что его дразнят дети из-за того, что он назвал учительницу мамой. «Наверное, учительница кричала на тебя?..» — сочувствует папа сыну.
Смешно? Не очень. На ребенка за что-то постоянно сердита мама, сердита учительница. Но он не знает истинных причин.
Итак, разберемся, что такое злость? Когда Мы злимся? Что предшествует нашему чувству злости?
Чувство злости — это не плохое и не хорошее чувство. Это катализатор наших эмоций. Злость — это та эмоция, которая предупреждает нас о необходимости реорганизации и поиске новых решений в создавшейся ситуации. Чувство злости возникает в случае сильного раздражения, боли или обиды, обычно как ответ на физическую или моральную угрозу. Злость не бывает без боли. Она, как верхний слой пирога, всегда на поверхности слоя боли. Она настолько не комфортна, что всегда привлекает наше внимание и как энергетическая реакция толкает нас на быстрые и необдуманные действия.
Исследования показали, что пять из семи человек, ведущих «злостоголический» образ жизни и наслаждающихся злостью как наркотиком умирают в возрасте от 25 до 50 лет.
Важно, чтобы мы могли различать злость, толкающую нас на необходимые изменения, и злость, как атрибут враждебной личности. Неприятная вещь, начинающаяся с момента проявления злости, — это ее неинтеллигентный способ выражения и последующий затем очень тяжело переносимый стыд. Чувство стыда обычно настолько болезненно, что люди стараются перенести его на чужие плечи, обвиняя других в некрасивом поведении. Предпринимаемые шаги по обвинению других людей усугубляют несоответствующее поведение человека и приводит к еще более болезненным чувствам, которые в свою очередь приводят к злости...и к замкнутому кругу.
Существуют люди, которые не боятся проявлять чувство злости. В семьях, где используют сигналы злости для возможности решить проблемы и улучшить создавшуюся ситуацию, поощряется выражение конструктивной, не обидной злости. Члены семьи обычно не боятся признать свои ошибки, а возникновение теплых чувств после извинения обычно неизбежно.
В других семьях проявление злости запрещено. Члены таких семей выражают свой гнев не прямо, а косвенно. Злость считается плохим чувством и, по их мнению, никто не должен испытывать его. Люди в таких семьях не знают, что делать со злостью. Все, что они могут — это запретить себе выражать ее. Когда дети, выросшие в таких семьях, достигают взрослого возраста, они просят развод при первых проявлениях злости со стороны партнера. Они считают, что если дело дошло до того, что их партнер злится, значит их брак чрезвычайно неудачен.
Иногда люди, выросшие в семьях, в которых гнев был запрещен, считают, что они недостаточно хороши для своих партнеров и этим заставляют их проявлять злость. Никто не может быть достаточно совершенным, чтобы контролировать злость другого человека. В идеале мы можем только принять ее как возможность разрешить проблему.
Нам всем знакомы семьи, которые ассоциируют крик с любовью. Если такие семьи не ссорятся, они перестают общаться вообще. Конфликт в таких семьях — это хобби. Нет конфликта — нет семьи, считают они.
Иногда половое различие играет роль в семейных конфликтах . Есть семьи, в которых вся вина за происхождение конфликта, по какому бы поводу он не был, падает на мужчину. В этих семьях женщины всегда провоцируют конфликт, а мужчины стараются его избегать. Или наоборот, мужчины могут быть обидчиками, а женщины пытаются хранить мир любой ценой.
В таких семьях дети обычно чувствуют себя беспомощными в выражении своих чувств. Они могут отождествлять себя с более влиятельным родителем и быть таким же словесным обидчиком, как один из родителей или могут «сжаться» под прессом собственной невысказанной злости и сформировать предубеждения против другого пола: «Все мужчины — деспоты!» или « Все женщины — дуры!». И самое плохое: они могут выбрать себе партнера, которого считают нормальным, исходя из их детского опыта.
Подавление гнева и невысказанные претензии часто приводят к ситуации, которая называется: «Если бы я только знал!» В такой ситуации один из партнеров находится в полном недоумении, а иногда и в шоке в связи с тем, что его партнер неожиданно, без всякой связи с предшествующими мирными событиями, просит о разводе.
Люди не всегда понимают что злость может быть началом полезного и важного диалога, они не готовы предпринять необходимые усилия для преобразования и укрепления их брака. Это происходит в связи с огромным количеством искаженных понятий о злости и ее проявлениях. Понимание ценности чувства злости и правильное выражение его является ключом к совместному решению проблем, встречающихся в семейных отношениях. Нужно обладать отменными навыками и храбростью для того, чтобы слушать и говорить с человеком, выплескивающим злость в твой адрес. Нужно обладать не менее замечательными навыками и самодисциплиной, чтобы уметь выражать свой гнев и в то же время быть уверенным, что выяснение отношений приведет к успеху.
Понимание злости и умение работать с этим чувством могут изменить хорошие отношения, превратив их в отличные. И наоборот, неумение направить злость в правильное русло может свести на нет самые хорошие отношения.
Jewish Child and Family Service Chicago проводит встречи с людьми, которые хотят общаться на интеллигентном эмоциональном уровне. Мы можем помочь вам в приобретении навыков общения. За справками звоните по телефону: 847-412-4357