ПРАЗДНИКИ И БУДНИ ДЕТРОЙТСКОЙ ОБЩИНЫ

ПРАЗДНИКИ И БУДНИ ДЕТРОЙТСКОЙ ОБЩИНЫ

Лев ПАРАНСКИЙ, Детройт

Очевидно, уже стало традицией, когда знаковые события в жизни нашей общины не обходятся без активного участия ветеранской организации. 4-го июля страна отмечала День Независимости — самый выдающийся праздник Соединенных Штатов. Для многих сравнительно новых граждан страны сложный период сдачи экзаменов — это уже история. В свое время мне приходилось принимать посильное участие в обучении и подготовке новых американцев — ветеранов войны к предстоящим тестам, и знание истории страны представляло собой один из важнейших этапов. И вот в связи с днем Независимости запомнились «через не могу» в нашей повидавшей виды памяти исторические данные о том, что проект Декларации был написан Томасом Джефферсоном 11 июня 1776 г., затем он был подтвержден Джоном Адамсом и Бенджаменом Франклином и окончательно одобрен Конгрессом в Филадельфии 4 июля 1776 г, который и стал Днем Независимости молодой страны. Под ней расписались 56 его членов, и первой была размашистая подпись тогдашнего президента Конгресса Джона Хенкока. Декларация Независимости вступила в силу. Представителей Мичигана среди подписавших не было, по той причине, что штат в то время еще не входил в состав новопровозглашенного государства. Инициаторами рождения новой родины были первые 13 штатов. Я упомянул об этих известных исторических фактах в связи с тем, что уже вытцветшие от времени документы — оригиналы, наряду с текстом Конституции и Биллем о Правах члены нашей общины впервые увидели в Центральном Архивном музее в Вашингтоне в самом начале 90-х годов во время самой первой — для на нас исторической экскурсии на доступном по цене разбитом автобусе в столицу. Ее организаторыми была наша детройтская ветеранская организация под руководством покойного Павла Хитрика, ее тогдашнего председателя, и члена Совета Александра Калиша. Это было запомнившееся надолго путешествие, оставившее неизгладимое впечатление. Мы увидели столицу и манивший нас своей неизвестностью Белый Дом.
Вернемся к торжественному вечеру наших ветеранов, который состоялся 4 июля этого года. По общему мнению, вечер удался, и это, кажется, не могло быть иначе. Свои старания приложили члены совета организации, среди них наиболее активные Лев Куперштейн, Белла Фельдман.
Далее я хотел бы остановиться на другом событии, которое, как и прежде, является показателем активности общины в наши дни. Это — выход в мае этого года в свет альманаха «Литературный Детройт» творческого объединения «Мичиган». Это уже девятый номер, и, как и прежде, в его издании принимали участие Владимир Капитульский, Эрика Иссерлис и Сергей Карпов. Наконец-то их многомесячные старания и переживания увенчались успехом. Авторы альманаха уже известны нашим читателям по предыдущим изданиям. Это поэт и композитор Марат Белоцерковский, Борис Ганкин, Юрий Зельцер, Нина Карпова-Побережская, Иосиф Крупкин, Маня Ландман, София Лещевич, Григорий Серебрянский, Исаак Трабский, Хаим Розенталь.
Как-то ставшая теперь известной одна талантливая русско-израильская поэтесса на вопрос придирчивого критика: «Кому же вы теперь адресуете свои стихотворения?» скромно ответила: «А я пишу до востребования». Мне кажется, что многие наши авторы могли бы подписаться под этим заявлением — они пишут «до востребования». И это хорошо быть востребованным! Во время заседания авторов литературного объединения прозвучало сожаление, что для многих членов нашей общины творчество прозаиков и поэтов остается неизвестным и очень хотелось бы пожелать, чтобы труды наших застенчивых авторов нашли своих ценителей. Прозвучали обещания, что копии новых номеров альманаха, в числе других изданий, в дальнейшем найдут свое место на полках библиотек домов, где преимущественно проживают наши «русские», в частности, в филиалах «Федерейшин» на 10-й миле. Кроме того, на сравнительно часто проводимых в Еврейском центре литературных вечерах авторы систематически знакомят нас со своими новинками. Надо только не игнорировать эти вечера. Инициаторы тратят на их организацию большие усилия. В своих статьях я неоднократно старался дать объективную и даже субъективную оценку творчеству, если так можно сказать, людей нашей общины, которые стараются быть услышанными.
В данной статье мне хотелось бы подробней остановиться на опубликованном в последнем номере альманаха очерке еврейской писательницы Мани Ландман, повидавшей многое на своем веку. Ее имя знакомо многим. В прошлом году в нашей общине проходил вечер с ее участием, посвященный памяти представителей Еврейской культуры, расстрелянных 12 августа 1952 г. С каждым из расстреляных: с поэтами Перецем Маркишем, Давидом Грофштейном, Ициком Фефером, Львом Квитко и прозаиком Давидом Бергельсоном Маня была знакома лично, т.к. работала вместе с ними в ведущих московских еврейских издательствах того времени. Забегая вперед, хочется упомянуть. что в этом году исполняется 55 лет с того трагического события, и наше объединение «Мичиган» готовит литературный вечер. Собранные средства будут направлены в Израиль.
Маня Ландман посвятила свой очерк жизни многолетнего члена нашей общины из «Федерейшн» на 10-ой миле Евгении Карасик. Поводом послужил тот факт, что здесь в Америке, по прошествии более полутора десятка лет, она решила рассказать историю еврейской семьи из белорусского городка Мозыря. Может быть, история этой семьи и не отличается многим от судеб других еврейских семей того грозного времени. Тринадцатилетней девочкой она встретила войну, затем была трагическая эвакуация, потеря от голода и лишний ее младшей сестры, которой не исполнилось еще и пяти месяцев. С победой семья вернулась в нищий, разрушенный провинциальный Мозырь. (В белорусской Хатыни есть уникальный памятник — сросшиеся вместе четыре березки. Это символично — в Белоруссии во время войны погиб каждый четвертый ее житель.) Впереди у Евгении была учеба в Минском Медицинском институте — учеба в ВУЗе в беднейшей, разрушенной войной и лишениями стране была бесплатной — это входило в норму нашей тогдашней жизни.
Потом была работа по назначению — все последующие 38 лет, до иммграции в США, она без перерывов трудилась врачом-педиатром в городке Слуцке, Минской области. Последние 20 лет она заведовала детской поликлиникой. Скупая цитата из характеристики: «Евгения Карасик была известным, знающим и уважаемым врачом». Автору этой статьи это знакомо очень близко — и в нашей семье тоже была детский участковый врач железнодорожной поликлиники г.Киева, и она в эти же годы прошла тот же путь безотказного советского участкового врача. Очевидно, в студенческой юности они глубоко усвоили содержание клятвы Гиппократа. Как-то давно, сразу же по приезде в США, в одной сравнительно молодой чикагской компании я услышал издевательский упрек: «Разве это была медицина? Лечиться даром — это даром лечиться». Да, что правда, то правда, платили мало, меньше не бывает. Разговоры на эту тему возникали почти всегда, когда «специалисты» собирались вместе. Однажды в кругу, очень известных ленинградских врачей я задал одному из них вопрос: «А если бы вам предложили ставку в полмиллиона, вы работали бы лучше?». Он сначала отшутился, сказал, что не отказался бы, но затем задумался и добавил: «Если честно, то лучше работать я бы не смог». Мне кажется, что если бы Евгении, как и тысячам других таких же участковых педиатров и других специалистов, задали подобный вопрос, они ответили бы на него точно так же. Они отдавали себя без остатка. И это был общепринятый стиль и норматив работы. Играл ли в этом свою роль страх перед режимом — может быть, но далеко не главную роль. Пусть в меня бросит камень тот, кто так не думает.
Сыновья-близнецы Евгении с отличием закончили в Белоруссии радиотехнический институт. Очевидно, их неплохо научили, если теперь, в нашей максимально продвинутой стране, они востребованы, наряду с выпускниками знаменитых в США дорогостоящих элитных институтов.
А теперь еще об одном аспекте. Жизнь Евгении в «Федерейшн» почти день-в день совпала с жизнью в нем там нашей семьи. Было начало мая 1990 года. Подходило к концу строительство нового десятиэтажного здания Детройтской Еврейской ассоциации, и нам —беженцам — была предоставлена возможность получения в нем квартиры. Мы, не имея в карманах ни гроша, недавно сошли в Детройте с трапа самолета, и предоставление фактически бесплатной квартиры с бесплатным кошерным питанием казалась нам сказкой. На помощь детей, понятно, нечего было рассчитывать — они еще больше нас нуждались в помощи, не брезгуя никакой работой. И вот у нас есть крыша над головой!
Через несколько дней после вселения в «Федерейшн» состоялось его торжественное открытие. Администрация узнала, что я кое-что могу сказать по-английски, и мне предоставили слово от новых эмигрантов. И вот я процитировал известное высказывание одного выдающегося человека: «Если вы хотите судить об общественном строе какой-либо страны, посмотрите, как в ней живется детям и старикам». Правда, я не решился сказать, что автором изречения является Карл Маркс. Лишь добавил: «Зайдите в наш апартмент, и вы убедитесь в искренности моих слов».
Если говорить о Детройтской общине того времени, то рассказ о «Федерейшн» был бы неполным, если не упомянуть тех, кто тогда были первыми. Вот далеко не полный перечень имен. Основной след в свое время оставила честь и совесть нашего коллектива Розалия Арнольдовна. Среди тех, кто неизменно принимал активное участие в нашей жизни, были Склярская Малка, Гермаш Таня, Смоляры, Мария Вольф, Окунь Зара, Цуркова Дора, Дубовицкие, Зинаида Пятецкая и многие другие. У каждого из них полная событиями своя жизнь, у каждого своя биография.
А теперь хотелось бы вернуться к нашему Празднику 4-го июля. Любое торжественное событие характеризуется рядом показателей, основными из которых являются его организация, музыкальное сопровождение. Так вот: праздник не удался бы, если бы не участие хозяев ресторана «Фиддлер» Фаины (она была главной) и Игоря Золот, а с музыкальным сопровождением отлично справились Гарик и Евгения — их любят, они востребованы. В заключение Фаина сказала, что этот праздник еще и ее личный подарок ветеранам — ее мать Белла Вайсберг участник войны — она была военврачом, и ее портрет можно увидеть на стенде ветеранов в Еврейском центре. Все между собой связано — я участвовал в подготовке группы, где была Белла Вайсберг, к сдаче экзамена на гражданство. Но это было давно.
И конечно же, большое спасибо предусмотрительному и безотказному обслуживающему персоналу ресторана.