ГАБАЛИНСКАЯ РЛС: МЕЖДУ США И РОССИЕЙ
Рамис ЮНУСОВ, Балтимор
Планы США по установке элементов ПРО в Восточной Европе продолжают оставаться одной из самых обсуждаемых тем в средствах массовой информации по всему миру. Как известно, это решение американцев вызвало категорическое неприятие со стороны политической элиты России. В ответ на них российский президент Владимир Путин предупредил о нацеливании российских ракет на объекты в Европе, провел демонстративные испытания нового ракетного комплекса «Искандер» и выразил намерение выйти из Договора по обычным вооружениям в Европе (ДОВСЕ). Кроме того, первый вице-премьер Сергей Иванов упоминал о планах установить ракеты в Калининградской области. При этом он объявил, что Россия откажется от планов возведения ракетных установок вблизи Европы, если США не станут оборудовать ПРО в Польше и Чехии.
Судя по всему, Россия надеется на то, что и в Азербайджане, где находится та самая Габалинская радиолокационная станция (РЛС), о которой говорил президент Путин, поддержка российским инициативам встретит понимание и поддержку. Таков был и лейтмотив переговоров в Баку высокопоставленной делегации МИД России. В рамках этого визита в Баку прошли российско-азербайджанские переговоры по вопросам региональной безопасности. Российскую делегацию возглавляет заместитель министра иностранных дел Сергей Кисляк. «Азербайджан готов участвовать в трехсторонних переговорах по совместной эксплуатации Габалинской РЛС, которую президент России Владимир Путин предложил использовать США», — заявил на брифинге заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов по итогам переговоров со своим российским коллегой. А.Азимов особо подчеркнул, что прошедшие азербайджано-российские переговоры «можно считать началом таких консультаций между Азербайджаном и Россией». Такие же консультации были недавно уже проведены между Азербайджаном и США в Вашингтоне, сообщил азербайджанский дипломат.
Кроме этого, А.Азимов также отметил, что в ближайшее время начнутся российско-американские консультации о совместном использовании Габалинской радиолокационной станции. «Вне зависимости от места проведения этих консультаций, Азербайджан в случае необходимости примет в них участие», — заявил дипломат. По словам А.Азимова, Габалинская РЛС сегодня «продолжает функционировать в том режиме, в котором она действовала на протяжении последних лет». Станция является собственностью Азербайджана, которую Россия использует на основе соглашения об аренде. Никакого изменения в этом статусе и в этом режиме функционирования на сегодняшний день нет, отметил А.Азимов.
А.Азимов сообщил также, что в ближайшее время будут проведены консультации между Азербайджаном и Россией по вопросу совместного использования Габалинской РЛС. По его мнению, перспективы использования Габалинской РЛС зависят от итогов консультаций. «Азербайджан будет участвовать во всех консультациях о Габалинской РЛС. Предложение России будет рассмотрено», — сказал А.Азимов.
Таким образом, согласие на предложение Путина избавит обе державы от нового витка гонки вооружений и ослабит дипломатическую напряженность.
В сложившейся ситуации России необходимо заполучить поддержку Азербайджана. Об этом свидетельствует и заявление С.Кисляка. «Россия не намерена увеличивать вооруженный контингент в Армении после выхода из ДОВСЕ», — заявил С.Кисляк. По его словам, Россия не намерена прибегать к этим мерам в ответ на решение США установить систему ПРО в Восточной Европе. Касаясь вопроса выхода России из ДОВСЕ, Кисляк отметил, что Россия не ищет конфронтации. По его мнению, все шаги РФ направлены на то, чтобы вернуть ситуацию в более нормальное и контролируемое русло. «Если наши коллеги не будут заинтересованы в этом, конфронтации не будет. Но, естественно, отсутствие предсказуемости в построении вооруженных сил никогда не укрепляло международную безопасность», — сказал он.
Напомним, что ранее президент Путин в послании Федеральному собранию предложил объявить мораторий на исполнение Россией ДОВСЕ и выйти из договора, если НАТО не сократит вооружения. По условиям договора, мораторий вступит в силу через 150 дней после уведомления Россией, и срок истекает в середине декабря. Договор об обычных вооруженных силах в Европе был подписан за год до развала СССР — в ноябре 1990 года. В нем участвовали, с одной стороны, страны Организации Варшавского договора, а с другой — НАТО. Главной задачей этого соглашения было не допустить развертывания в приграничных странах (речь идет о странах на границе двух блоков) мощных сухопутных армий, которые могли бы быть использованы в вооруженных конфликтах. Договор также ограничивал количество армий в регионе в целом и регулировал их перемещение, временную дислокацию и сокращение. Спустя год — после того, как развалились СССР и ОВД, бывшие участники Союза ССР и его военного блока разделили квоты между собой. Однако, несмотря на это, договор перестал устраивать его участников. В результате прежний договор было решено пересмотреть и дополнить. Адаптированный ДОВСЕ составляли до 1999 года, когда его текст, который включал в себя поправки, новые термины и понятия, наконец, подписали.
Тем временем российская делегация на состоявшемся недавно заседании Совета Россия-НАТО представила в комплексе, с подробными техническими выкладками суть и детали предложений по противоракетной обороне, которые сделал президент РФ Владимир Путин президенту США Джорджу Бушу на саммите «Восьмерки» и на июльской двусторонней встрече в США.
Как рассказали в Брюсселе директор департамента по вопросам безопасности МИД РФ Анатолий Антонов и начальник международно-договорного управления Минобороны генерал-лейтенант Евгений Бужинский, они разъяснили натовским партнерам идеи использования Габалинской РЛС в Азербайджане и новой Армавирской РЛС, создания центров обмена данными для оценки ракетных угроз.
«Это была очередная и, мне кажется, удачная попытка довести наши соображения до НАТО, и важно, что наши доводы были сегодня услышаны. Не думаю, что все они были приняты, но не вижу в этом ничего страшного. Мы рассчитываем, что наша информация будет проанализирована в столицах натовских стран, и затем обсуждение продолжится», — сказал Антонов. Он сообщил, что после переговоров в Баку, в Вашингтоне состоятся российско-американские консультации по ПРО, на которых российскую делегацию возглавит замминистра иностранных дел С.Кисляк.
Касаясь существа дискуссии в Совете Россия-НАТО, Антонов отверг мнение некоторых натовских коллег, будто предложения В.Путина по Габале и Армавиру сами по себе означают признание Россией ракетной угрозы со стороны Ирана и согласие помочь США в создании противоракетного щита. «Это не так, — подчеркнул российский дипломат. — Мы готовы задействовать свои предложения, только если США отменят решение о развертывании третьего позиционного района в Чехии и Польше, а также космического эшелона ПРО».
Некоторые страны, по его словам, пытаются выдернуть одну-две идеи из российских предложений и только их использовать. «Наше предложение пакетное. Это не дополнение к американским планам, а альтернатива», — подчеркнул Антонов.
«Было бы наивно думать, что мы, приехав сюда, сразу всех убедили и вопрос закрыт. Это часть большой трудоемкой работы по выработке в международном сообществе единого понимания проблемы. Мы удовлетворены разговором, считаем его полезным, рассчитываем на продолжение», — сказал Антонов.
Эксперты не исключают, что российские и азербайджанские дипломаты в Баку обсудили ситуацию в регионе, в том числе связанную с урегулированием карабахского конфликта, а также вопросы, касающиеся российского предложения о совместном использовании с США Габалинской РЛС в Азербайджане. В начале июля А.Азимов возглавлял делегацию своей страны на азербайджано-американских переговорах по безопасности в Вашингтоне. Не исключается, что в ходе переговоров в Баку стороны уточнили позиции друг друга в свете состоявшихся в США консультаций.
«США не отказались от предложения России по совместной американо-российской эксплуатации РЛС в Габале, но считают необходимым участие азербайджанского правительства в переговорах по этому поводу», — заявила в свою очередь посол США в Азербайджане Энн Дерс. По ее словам, позиция США состоит в том, что прежде всего эта станция является собственностью Азербайджана и переговоры по ее любому возможному совместному использованию необходимо в первую очередь вести с азербайджанским правительством. «Кроме того, мы не отказались от сотрудничества с Россией по Габалинской РЛС. Мы лишь сказали, что должны быть проведены переговоры относительно совместного использования этой станции для определения соответствия действия Габалинской РЛС нашим целям в рамках нашей ПРО. Наряду с этим мы также отметили, что совместное использование Габалинской РЛС не будет соприкасаться или влиять на наши планы по противоракетной обороне в Польше и Чехии», — отметила она.
По ее словам, уже более года американские дипломаты ведут с российскими коллегами переговоры по этим вопросам. Это является предметом наших обсуждений на двустороннем уровне и в рамках Совета Россия-НАТО. «Иными словами, обсуждения ведутся», — добавила посол США.
Наблюдая за риторикой ведущих политиков США и России в последнее время, не трудно предположить, что переговоры по совместному использованию Габалинской РЛС ни к чему не приведут. Обе стороны постараются сохранить мину при плохой погоде, как можно дольше ведя эти переговоры и одновременно занимаясь своими уже запланированными приготовлениями, как они их и озвучивали до этого.
В этом и убеждает и недавняя «раскованно-жесткая» риторика Путина на встрече с прокремлевскими молодежными активистами, которая вовсе не была экспромтом по принципу «язык поскользнулся». Уже через несколько часов в Кремле президент встречался с высшими офицерами российских силовых структур. Официальным поводом было повышение в должности и присвоение новых званий. И на этой встрече Путин «отыграл» представившуюся возможность и высказался по поводу «новых угроз»: по его словам, в мире наряду со старыми глобальными угрозами России (угрозы возникновения локальных конфликтов, опасность экстремистских акций и террористических вылазок) появились и новые: развертывание американской ПРО в Европе, затягивание ратификации адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).
В этой связи российский президент подчеркнул, что задача нынешнего этапа военного строительства — это «укрепление боеготовности армии и флота, оснащение их современными вооружениями и военной техникой, создание систем двойного применения, таких, как ГЛОНАСС». А возросшие в результате перевооружения возможности войск «должны проходить жесткую проверку в ходе походов, командно-штабных тренировок, учений». Кроме того, отметив спецслужб в защите национальных интересов России, он призвал СВР наращивать свои возможности. По словам Путина, разведка добросовестно решает поставленные перед ней задачи, «помогает своевременно выявлять внешние угрозы национальной безопасности, содействует укреплению международных позиций нашей страны». «Между тем и обстановка в мире, и внутриполитические интересы требуют от СВР постоянно наращивать свои возможности. Прежде всего по линии информационно-аналитического обеспечения руководства страны», — сказал президент России. «Раздача слонов» коснулась и ФСБ, где «по целому ряду направлений — прежде всего в противодействии терроризму и экстремизму — ими достигнуты хорошие, конкретные, позитивные результаты».
Таким образом, очевидно, что Москва возвращается к жесткой риторике в отношении Запада, а НАТО вновь расценивается как «вероятный противник». Суперприбыли от торговли энергоносителями и возможность реинвестирования их в ВПК вновь, как и в семидесятые годы, судя по всему, привели к росту агрессивности во внешней политике Москвы. И очень важно в этой связи, чтобы Азербайджан не оказался бы в очередной раз в роли мальчика для битья со стороны сильных мира сего, а наоборот сумел бы сыграть на балансе их интересов. Ведь Восток — дело тонкое...