В ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ГОНКЕ 2008 ГОДА ВСЕХ МОГУТ ОБСКАКАТЬ СЛЕГКА ОГОЛЕННЫЕ НОЖКИ
Робин АБКАРИАН, Los Angeles
Как говорится, секс — лучшая реклама. Пары, метящие в Белый дом, выводят эту идею (то ли целенаправленно, то ли спонтанно) на первый план
В марте претенденты на роль «первой пары» Америки из числа республиканцев — Рудольф У. и Джудит Натан Джулиани – появились на страницах журнала Harper's Bazaar в рекламе модной одежды, опубликованной вместе с интервью г-жи Джулиани. Самой поразительной чертой этого снимка — в некотором роде «первого выхода в свет» для Джудит Джулиани — были позы супругов.
Джудит, сидя на подлокотнике кресла мужа, прикрыв глаза, опускала голову, гладила Руди по лицу и целовала. И поцелуй этот выглядел как прелюдия к чему-то еще более страстному.
«Руди очень, очень романтичный, — сказала Джудит Джулиани в этом интервью. — Мы любим смотреть «Неспящих в Сиэтле». Вы можете себе представить моего мужа, со всем его нешуточным тестостероном, за таким занятием?»
Пару месяцев спустя, увидев фотографию Джери Кен Томпсон, жены возможного претендента на участие в президентских выборах Фреда Томпсона, которая, кстати, намного моложе своего мужа, ведущий ток-шоу на MSNBC Джо Скарборо сострил: «Как вы думаете, она занимается у шеста?» Госпожа Томпсон была изображена в платье с глубоким декольте, которое на красном ковре в Голливуде выглядело бы скромным, но на вашингтонском приеме могло бы всех шокировать. Причем тут шест? Просто речь в передаче шла о женщинах, которые используют шест для стриптиза при занятиях фитнесом.
Вскоре после этого Синди Маккейн, жена кандидата в президенты, сенатора от Аризоны республиканца Джона Маккейна, устроила ведущей ток-шоу на Fox News Грете Ван Сустерен экскурсию по новому кондонимиуму Маккейнов в Финиксе. Госпожа Маккейн была в розовой блузке с глубоким вырезом и с макияжем, который был бы вполне уместен на торжественном вечернем мероприятии.
В этом длинном, знойном сезоне предвыборной кампании намеки на сексуальность распускаются вдоль дороги в Белый дом как полевые цветы. Конечно, слияние секса с политикой не ново под луной, но — по-видимому, впервые на памяти человечества — избирателей терзают вопросы, которые обычно не всплывают из глубин подсознания: «Насколько сексапильной позволено быть первой леди США? И каковы критерии «благопристойного» нежничания кандидатов с их супругами?»
Среди претендентов в кандидаты много пожилых мужчин с женами, которые их моложе. В этих условиях, уверяют эксперты, молодая и/или, вдобавок к тому, сексапильная жена являет собой весьма откровенный живой намек на энергичность кандидата.
«Секс-стратегия» не проявляла себя так настойчиво со времен демонстративного лобзания Гора с его женой Типпер на Национальном съезде Демократической партии в 2000 году.
«Происходящее отражает то, что происходит с культурой в целом — а культура все более фокусируется на молодых, привлекательных женщинах и откровенной сексуальности, выставляемой напоказ, дабы ее оценили все, — отмечает специалист по социологии политики Элизабет Шерман, жена экс-конгрессмена от республиканцев Микки Эдвардса из Оклахомы. — Жена кандидата — это козырь. Как им воспользоваться?»
Хотя избиратели могут утверждать, что оценивают кандидатов в соответствии с их политическими программами, фривольный комментарий Скарборо обнажает подход, который, к счастью или несчастью, подспудно сохраняется всегда.
«В сексуальности есть некая сила, воспринимаемая на бессознательном уровне, — поясняет Пеппер Шварц, социолог из Университета Вашингтона, полагающая, что внешность «политических пар» и их манера общения между собой оказывают огромное влияние. — Минуя рациональный мозг, она бьет по эмоциям. Это один из тех подсознательных феноменов, когда избиратели говорят одно, а думают о другом».
По мнению Шварц, хотя зрелых женщин может оттолкнуть «союз мая с декабрем», характерный для некоторых из этих браков, на молодых мужчин, это, напротив, может произвести впечатление: «Мужчины говорят: «Какой мужик!», а женщины: «Какая самоуверенность!»
Немного статистики: Томпсон на 24 года старше Джери. Она работает в политике профессионально: состояла в штате Национального комитета Республиканской партии, а также была консультантом по медиа в одной из вашингтонских юридических фирм.
Маккейн на 18 лет старше Синди, Джулиани на 11 лет старше Джудит. Сенатор от Коннектикута Кристофер Дж. Додд, возможный кандидат от демократов, на 18 лет старше своей жены Джеки. Однако премия за самый большой разрыв в возрасте достается претенденту от демократов конгрессмену от Огайо Деннису Дж. Кусиничу, который на 31 год старше своей 29-летней супруги Элизабет.
Как часто бывает во время предвыборных кампаний, не говоря уже о супружеской жизни, трудно определить, где кончаются спонтанные проявления чувств и начинается расчетливость. Прилюдные проявления нежности — не исключение.
Роберт Уотсон, директор программы американистики в Университете Линн в Флориде, вспоминает: когда в 1992 году президент Джордж Буш-ст. боролся за свое переизбрание и рейтинг у него падал, советники просто умоляли его проявить хоть какую-то нежность в адрес жены Барбары, которая была весьма популярна среди электората.
«Он ни за что не соглашался, — отметил Уотсон. — Такая уж у него манера поведения — холодный янки».
(И все мы знаем, чем эти выборы кончились: Америка предпочла человека, который перед камерами национального телевидения держался за руки с женой, признавая, что «причинил ей боль» в совместной жизни).
В 1998 году, незадолго до того, как связь президента Клинтона с Моникой С. Левински повлекла за собой размежевание в стране и в итоге попытку импичмента, Клинтонов сфотографировали в стиле папарацци на Виргинских островах, на пляже, вальсирующими в купальниках на песке.
Казалось, это был символ нежности в отношениях супругов. Но, поскольку Клинтон готовился давать показания под присягой в связи с судебным иском Полы Джонс о сексуальных домогательствах, многие полагали, что вальс не был спонтанным.
«Это останется навеки в моей галерее позора», — заявила критик общественной жизни Камилла Палья, не сомневавшаяся в том, что снимок постановочный. (Было также без объяснений понятно, что имел в виду Джордж У. Буш, в то время губернатор Техаса, поклявшись в ходе своей кампании возродить «честь и достоинство» Белого дома).
Некоторые видят в сентиментальных «муси-пуси» пар типа Джулиани признак расчетливости. Бывшему нью-йоркскому мэру и его жене просто-таки необходимо демонстрировать миру, что их связывают неразрывные узы любви и верности, поскольку для обоих это третий брак. Причем связь Руди с Джудит началась, когда он еще был женат на своей второй жене Донне Хэновер.
«По-моему, это совершенно демонстративное, грубое и довольно-таки оскорбительное зазывание женской части электората. Я вижу в нем этакую пренебрежительную снисходительность. Но они сильно промахнулись, – отметила Палья, профессор гуманитарных наук и исследований медиа в Филадельфийском университете искусств. — Я считаю, что подавляющему большинству женщин-избирателей не нравится смотреть, как женщина ласкает и обцеловывает своего мужчину».
Пресс-секретарь Джулиани Майкл Маккион отрицает, что в фото, опубликованном Harper's Bazaar, было хоть что-то от расчетливости. «Это было прежде всего нечто спонтанное, — сказал он. — В этом просто отразилось то, что они за люди, их отношения и сам момент».
Томпсон после своего развода 17 лет был холостяком, пока не женился на Джери. В период между браками он много встречался с женщинами. Однако он все-таки не отягощен своим прошлым так, как Джулиани.
Бывший губернатор Массачусетса республиканец Митт Ромни, занимающий в национальных опросах третье место по популярности после Джулиани и Томпсона (который, кстати, пока официально не объявил о своем желании баллотироваться), уже почти 40 лет связан узами брака со своей школьной любовью Энн. В ходе предвыборной кампании супруги Ромни постоянно подчеркивают этот факт.
Имеющий большое политическое влияние христианский евангелист Ричард Лэнд не видит ничего неприличного в том, чтобы мужья и жены проявляли нежные чувства друг к другу. («Мне определенно понравилось, что Гор поцеловал Типпер, а не стажерку», — замечает Лэнд). Но фотография обнимающихся супругов Джулиани оскорбила его нравственность.
«Если бы я был на месте Руди Джулиани — если бы я в третий раз женился, причем на женщине, с которой я совершал прелюбодеяние, обманывая мою вторую жену, я, наверно, избежал бы публичных нежностей, — сказал Лэнд, президент Комиссии по этической и религиозной свободе (это общественно-политический органа Конвенции южных баптистов). — Развод коснулся семей большинства евангелических христиан, но важно количество и обстоятельства».
Маккион парировал: «Как вы можете критиковать супругов за проявление нежности друг к другу? Чтобы говорить такое, надо быть пресыщенным циником».
Как отмечают наблюдатели, Клинтоны — случай особый. Лэнд расхвалил Хиллари Родхэм Клинтон, которая ныне является сенатором от штата Нью-Йорк и возможным кандидатом в президенты от демократов, за то, что она не оставила мужа. Шварц, однако, говорит, что этим супругам надо более осмотрительно вести себя на публике. «Я искренне уверена, что они любят и уважают друг друга, — отметила она, — но сексуальная сторона их брака — тема сложная, мягко говоря. Я бы рекомендовала им быть нежными и почтительными, но не изображать любовную связь века».
Недавно обозреватель моды Washington Post Робин Гивхэн навлекла на себя гнев сторонников Хиллари Клинтон (и подбросила зацепку для агитации за сбор средств в фонд избирательной кампании), подметив, что для выступления в Сенате Клинтон надела блузку с более глубоким, чем обычно, вырезом.
Хотя Клинтон едва ли продемонстрировала то, что можно назвать бюстом, Гивхэн написала, что «было ощущение, будто тайком бросаешь взгляд на нечто сокровенное». Блогосфера и ток-шоу увлеклись этой темой.
Барак и Мишель Обама появились на обложке февральского номера Ebony в позе, которая, несмотря на некоторую тесноту объятий, более-менее соответствует традиционным взглядам на президента и первую леди. Мишель стояла позади мужа, играя роль его помощницы и опоры, положив руки ему на плечи. Его руки были опущены по бокам.
И все же сенатор от Иллинойса, демократ Обама сам сделался секс-символом. В весьма популярном в интернете видеоролике «I Got a Crush on Obama» («Я втюрилась в Обаму») молодая женщина («Девушка Обамы») поет о своей неразделенной влюбленности в кандидата. Она позирует в купальнике у широко известной фотографии Обамы, резвящегося среди прибоя на Гавайях в прошлые рождественские каникулы.
«Этот видеоролик — палка о двух концах, — замечает психолог Дрю Уэстен, консультирующий демократов по вопросам выбора выражений и визуальных образов. — С одной стороны, он еще более увеличивает статус «рок-звезды», которым пользуется Обама.
Но с другой стороны, он пробуждает в сознании зрителей все стереотипные образы сексуально озабоченных черных мужчин, которых тянет к белым женщинам или, как в данном ролике, к женщине неопределенной расы. Всего несколько месяцев назад республиканцы воспользовались этими стереотипами в своей борьбе против Гарольда Форда в Теннесси. Кроме того, в ролике есть обертона секса по телефону, а это ассоциируется с Моникой Левински. Я очень удивился бы, если этот ролик понравился бы Мишель Обама».
(Форд, чернокожий демократ, проиграл на выборах в Сенат. Победил Боб Коркер, белый. В ролике Национального комитета Республиканской партии фигурировала белая женщина, произносившая: «Я познакомилась с Гарольдом на вечеринке «Плейбоя». Гарольд, позвони мне!»)
Пресс-атташе Обамы Билл Бертон сказал, что предвыборный штаб никак не реагирует на видеоролик «Девушки Обамы». «Сторонники политиков проявляют свою поддержку самыми разными способами, — отметил он. — Но в итоге люди обращают внимание на то, что важнее всего для их жизни, и на то, что Обама может сказать о вопросах типа войны в Ираке».
Может быть. Но в мире, помешанном на внешних данных и сексуальности, даже президентские кампании предлагают нечто, утоляющее нашу общенациональную жажду пустышек. Если перефразировать старый рекламный ролик Jell-O, для декольте место всегда найдется.
Политологи часто утверждают: когда избиратели отдают свое предпочтение тому или иному кандидату в президенты, они редко смотрят на его жену. Но, возможно, эта тенденция изменится, отмечает Шерман: «Супруга — или супруг — кандидата должна быть подспорьем. Или, как минимум, не вредить его шансам. Учитывая нынешний расклад, один процент там, два — сям могут сыграть решающую роль. А один ложный шаг — перечеркнуть всю твою кампанию».
Перевод Inopressa