РОССИЯ: ПРОРЫВ В СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ
Рамис ЮНУСОВ
Российские адмиралы вновь строят планы прорыва в Средиземное море вплоть до Атлантики. Во всяком случае, главнокомандующий Военно-морским флотом России адмирал флота Владимир Масорин заявил в Севастополе о необходимости пребывания российского флота на постоянной основе в Средиземном море и назвал Черноморский флот форпостом России на юго-западном стратегическом направлении. Главком уверял, что «вся операционная зона флота обоснованно может быть названа зоной стратегических интересов Российской Федерации», и эта самая «операционная зона флота, распространяющаяся на Черноморскую и Средиземноморскую морские зоны вплоть до Атлантического океана, находится на стыке Европы, Азии и Африки». «Полагаю, что с задействованием сил Северного и Балтийского флотов здесь должно быть восстановлено постоянное присутствие ВМФ России», — сказал он.
Вообще в «державных» заявлениях в разгар курортного сезона в Крыму недостатка не было. Как грозился адмирал, «Черноморский флот — это реальная сила, способная внести заданный вклад в отражение и, главное, предотвращение агрессии против России», она «вынесена на передовые рубежи, на удаление от защищаемых территорий и может быть эффективно применена в любой период для обеспечения государственных интересов, не дожидаясь прихода агрессора на нашу территорию».
В тот же день, напоминают журналисты, из Севастополя в Средиземное море для участия в антитеррористической операции НАТО «Активные усилия» отправился сторожевой корабль Черноморского флота «Ладный». На церемонии проводов корабля главком ВМФ отметил, что у Черноморского флота накоплен большой опыт участия в международных учениях и операциях, и выразил надежду, что черноморцы достойно представят Андреевский флаг в Средиземноморье. Кроме того, пытаясь попасть в общероссийский тренд, Масорин также поставил перед командованием Черноморского флота задачу обеспечить безопасность проведения зимней Олимпиады 2014 года в Сочи. «Флот должен гарантированно обеспечить безопасность этого мероприятия с моря», — сказал главком. По его словам, «для этого у Черноморского флота уже сейчас и на перспективу есть все возможности».
Куда примечательнее, однако, другое. Главком ВМФ не исключил временного перебазирования единственного на российском флоте авианосца «Адмирал Кузнецов» на Черноморский флот. Кроме того, рассматривается вопрос о развертывании строительства нового российского авианосца. К тому же, как подчеркнул Масорин, нигде в России не существует таких благоприятных условий для подготовки летчиков палубной авиации, как на Черном море. Адмирал также заявил журналистам, что строительство базы Черноморского флота в Новороссийске не означает ухода из Севастополя: до 2017 года, согласно соглашению с Украиной по базированию ЧФ, «ни один российский корабль не уйдет из Главной базы — Севастополя».
По словам Масорина, по мере строительства военно-морской базы в Новороссийске планируется начать пополнение ЧФ новыми боевыми кораблями. «Пусть украинская сторона не беспокоится — все корабли для Черноморского флота будут поступать на базу в Новороссийске», — сказал главком. Он подчеркнул, что как только в Новороссийске будут построены необходимые для безопасного базирования гидротехнические сооружения, в состав флота поступит четвертый корвет проекта 20380, который уже заложен на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге, и дизельная подводная лодка. «Это будет либо новая серийная подводная лодка проекта 677, либо прошедшая ремонт и модернизацию подводная лодка проекта 877 Северного флота», — сказал Масорин.
Насколько громкие заявления Масорина в украинском Севастополе увязаны с предвыборной кампанией в Украине — вопрос, откровенно говоря, риторический: со всей адмиральской дипломатией Масорин, кроме всего прочего, пытался напомнить законным властям Украины и украинским же политическим партиям, что уходить из Севастополя в Новороссийск ЧМФ не намерен. Однако его слова о грядущем прорыве в Средиземноморье заслуживают серьезного внимания. Потому как Черное море, район базирования ЧМФ, соединяется со Средиземным проливами Босфор и Дарданеллы, которые полностью контролируются входящей в НАТО Турцией. Заявления же президента России Путина, в том числе и его печально знаменитая речь в Мюнхене, по поводу расширения НАТО, системы ПРО и т.д., мягко говоря, не подтверждают смелые предположения, что Россия уже не рассматривает НАТО как вероятного противника. Другое дело, что в Москве вновь возвращаются к той самой «босфорской стратегии», которой придерживались еще Бог знает с каких времен, и всерьез рассчитывают не то превратить Турцию в своего сателлита, не то вообще «вернуть крест на собор Святой Софии» по примеру адмирала Колчака в первую мировую: будущий «Омский правитель» разрабатывал десантную операцию по захвату Босфора и Дарданелл.
Вопрос, однако, в том, что частью такой вот «босфорской стратегии» исторически были и усиление союза с балканскими славянскими народами, прежде всего православными сербами и болгарами, и, главное, ставка на традиционный армянский экспансионизм. Готовность идти на конфликт со всем миром ради интересов Сербии Москва уже продемонстрировала. Теперь, по всей видимости, дело за Арменией.