РОССИЯ: МАРШ НА ВОСТОК
РАМИС ЮНУСОВ
Потерпев обидное поражение на европейском направлении и лишившись практически всех своих союзников на Западе, даже с Беларусью отношения за последний год были изрядно подпорчены, Россия не без успеха сколачивает «альтернативу» США, НАТО и ЕС на востоке Евразии — в лице ШОС (Шанхайская Организация Сотрудничества). Иными словами, «дранг нах остен» — «марш на восток». Сегодня этот лозунг — в ином, конечно, прочтении и понимании — оказался удивительно подходящим для российской внешней политики.
Очередной саммит этой организации в Бишкеке завершился подписанием документов. Среди них — Бишкекская декларация, Договор о дружбе и сотрудничестве, Совместное коммюнике. Как отмечают многие аналитики, основной документ — это Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств ШОС. «Зафиксированные в нем положения придадут дополнительный импульс дальнейшему углублению партнерских отношений в соответствии с «духом Шанхая», на принципах равноправия, взаимного уважения и учета интересов всех партнеров», — сообщил российским СМИ источник в Кремле. «Сегодня были также подписаны важные соглашения по линии министерств культуры и между двумя финансово-экономическими структурами ШОС — Деловым советом и Межбанковским объединением», — отметил президент России Владимир Путин. «Что касается наших подходов к решению региональных международных проблем, то они нашли свое отражение в принятой Бишкекской декларации», — добавил российский президент.
В том, что ШОС рассматривается именно как альтернатива Западу, сомневаться тоже не приходится. В словах президента России, что любые попытки «в одиночку» решать глобальные и региональные проблемы перспектив не имеют, и «в наступившем ХХI веке мир стремительно меняется: уходит в прошлое блоковое мышление, появляются новые центры влияния и экономического роста», многие увидели не очень завуалированный намек на США. А когда президент РФ заявил, что «Россия, как и другие государства ШОС, выступает за укрепление многополярной международной системы, обеспечивающей равную безопасность и возможности развития для всех стран», сомнения окончательно исчезли. «Мы убеждены: безопасность в глобализирующемся мире неделима», — сказал он. В качестве конкретики Владимир Путин уже намекнул, что ШОС хотела бы получить свой кусок пирога в Афганистане — он заявил, что считает целесообразным обсудить возможности содействия развитию Афганистана в ходе специальной конференции Шанхайской организации сотрудничества. «Убежден, что все страны-члены ШОС заинтересованы в стабильности на афганской земле. В этой связи было бы целесообразно обсудить возможности нашего содействия развитию Афганистана в ходе специальной конференции», — заявил Путин. В связи с этим российский президент предложил поручить проработать данный вопрос представителям МИД стран ШОС.
Однако на этом фоне практически не замеченным прошло другое заявление президента России. Путин, по сообщению ряда СМИ, считает, что странам ШОС необходимо расширять взаимодействие в сфере энергетики. «Мощным стимулом для региональных проектов в интересах всех членов ШОС способно стать расширение сотрудничества в энергетике. Уверен, что начатый энергодиалог, сопряжение национальных энергетических концепций, образование энергетического клуба зададут приоритеты нашего дальнейшего взаимодействия», — сказал президент России.
О том, что энергетика уже давно превратилась для России в едва ли не основной политический инструмент, сказано и написано предостаточно. Более того, как раз накануне саммита глава МИД РФ Сергей Лавров в своей статье «Сдерживание России: назад в будущее?», размещенной на сайте российского внешнеполитического ведомства и опубликованной в журнале «Россия в глобальной политике», признал: Россия видит свою роль в мировой энергетике как средство обеспечения своей внешнеполитической самостоятельности. «Россия не нарушила ни одного своего обязательства перед странами-импортерами, ни одного контракта на поставку углеводородов», — заявил Сергей Лавров. «Именно свобода действий и свобода слова, которые мы обрели во внешних делах и которыми, кстати, пользуемся в рамках международного права, являются главным пунктом обвинения со стороны тех, кто недоволен укреплением России», — сказал российский министр.
Без всякого сомнения можно сказать, что все последние внешнеполитические заявления и действия Кремля вполне логично вписываются в доктрину национальной безопасности России, которую провозгласил Путин в своем последнем послании Федеральному Собранию своей страны. Потому удивляться тому, что Россия выйдя из Договора об обычных вооружениях (ДОВСЕ), впервые за последние 15 лет возобновила полеты своей дальней авиации не приходится.
Напомним, что 17 августа в 00:00 с семи российских аэродромов в разных частях страны в воздух были подняты стратегические ракетоносцы, самолеты обеспечения, заправщики. В этом боевом дежурстве участвовало 20 стратегических ракетоносцев, а в будущем такое дежурство будет осуществляться на регулярной основе. Как заявил журналистам президент России Владимир Путин на полигоне Чебаркуль в Челябинской области, «данные полеты носят стратегический характер». Уже поднявшиеся в воздух самолеты пробыли в воздухе 20 часов с дозаправкой, во взаимодействии с Военно-морским флотом. С 1992 года Россия в одностороннем порядке прекратила полеты своей стратегической авиации в отдаленных районах боевых действий. «Нашему примеру, к сожалению, последовали не все страны», — подчеркнул Путин. По его словам, это создало определенные проблемы для безопасности России, и поэтому президент лично принял решение возобновить полеты российской стратегической авиации на постоянной основе.
«Мы исходим из того, что наши партнеры с пониманием отнесутся к возобновлению полетов российской стратегической авиации», — обратился Путин. По его определению, российские летчики «засиделись», поскольку летали от случая к случаю, во время, к примеру, стратегических учений. «Теперь они рады, что у них начинается новая жизнь», — заключил Путин.
На заявление российского лидера первым откликнулся Вашингтон. «Если России захотелось достать часть этих старых самолетов из нафталина и снова поднять их в воздух, то это решать им», — заявил официальный представитель Госдепартамента Шон Маккормак. В целом же он назвал решение Путина «интересным». А командующий объединенным командованием аэрокосмической обороны Северной Америки (НОРАД) генерал Джин Ренуар заявил, что средства ПРО США внимательно следят за полетами российских дальних бомбардировщиков и отмечают их возросшую активность в последнее время. Дальность полетов российской стратегической авиации возросла, отметил генерал. По его словам, НОРАД перехватывал их над международными водами у Аляски и командование продолжает вести наблюдение за всеми действиями российских дальних бомбардировщиков.
Заместитель же пресс-секретаря Белого дома Гордон Джондро заявил, что власти США не усматривают угрозы в решении России возобновить постоянное боевое дежурство стратегической авиации. На вопрос о том, расценивает ли командование вооруженных сил США как угрозу данный шаг Москвы, он ответил: «Не думаю, что наши военные испытывают по этому поводу обеспокоенность».
Напомним также, что в середине июля (в разгар кризиса британо-российских отношений по «делу Литвиненко») стратегические бомбардировщики России неоднократно появлялись у берегов Великобритании. Тогда появились сообщения о нескольких самолетах, выполнявших многочасовой полет над нейтральными водами у берегов не только Великобритании, но и Норвегии, Дании и Исландии. Вылетали они, в частности, с аэродрома в Энгельсе.
С британских авиабаз на перехват поднимались истребители. Однако Россия заявила, что самолеты дальней авиации не входили в воздушное пространство Великобритании. По словам помощника главкома ВВС России полковника Александра Дробышевского, «британские и норвежские истребители четыре раза подходили к нашим стратегам». «Действия иностранных истребителей не мешали выполнению учебных задач и полет продолжается», — сказал он.
«Говорить о том, что мы бряцаем оружием, как об этом заявляет западная пресса, не нужно. Мы летали, летаем и будем летать», — подчеркнул Дробышевский. Он пояснил, что полеты в нейтральных водах осуществляются по своевременно поданным заявкам, в соответствии с правилами полетов по международным воздушным трассам.
Все вышеизложенное говорит о том, что современный мир, с подачи России медленно, но достаточно ясно движется в сторону ситуации времен холодной войны. Главное отличие от тех времен заключается лишь в том, что в качестве аргументов со стороны России по отношению к Западу помимо бряцания оружием, сегодня добавились и весьма сильные козыри в энергетической области, которую в США и в Европе не могут не видеть.
Конечно, по своему «энергетическому» составу ШОС — впрочем, организация достаточно разнородная: Россия и Туркменистан — экспортеры, Китай — импортер углеводородов, так что единой схемы здесь нет и быть не может. Однако, подписанные документы на саммите ШОС и последние заявления Путина как на этом саммите, так и на полигоне в Челябинской области стали еще одним подтверждением того, что нефть и газ, наряду с демонстрацией военной мощи просто становятся универсальным средством для российской внешней политики, кнутом и пряником одновременно. Этим путем шел Советский Союз и что стало с этим колоссом на глиняных ногах все прекрасно помнят. Неужели в современной России у власть держащих не хватает разума и понимания того, что этот путь конфронтации с цивилизованным миром может привести Россию опять туда же?