РОССИЯ ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ РЛС В СНГ

РОССИЯ ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ РЛС В СНГ

Рамис ЮНУСОВ

После того, как из уст российских военных прозвучало, на первый взгляд, сенсационное заявление о том, что Россия собирается отказаться от радиолокационных станций (РЛС) в странах СНГ, весьма по другому стали выглядеть заявления российского политического руководства по поводу совместного использования Габалинской РЛС вместе с американцами. Напомним, что такое заявление сделал командующий Космическими войсками России, генерал-полковник Владимир Поповкин. Он отметил, что космические войска планируют в перспективе уходить с РЛС, расположенных за пределами России, чтобы не ставить обороноспособность страны в зависимость от политиков других стран.
По словам генерала, теперь у страны «есть хорошие глаза и уши, а также уверенность, что на нашу территорию неожиданно не упадет ни головная часть, ни боевой блок»: «Уверяю, что дыр в системе предупреждения ракетного нападения у нас нет. Вместе с тем существует вопрос, который связан со станциями, расположенными в Украине, Азербайджане, Казахстане и Беларуси».
По его мнению, в случае возникновения какого-либо конфликта может возникнуть «соблазн использовать для давления на нас сам факт существования этих РЛС. Например, отключение электроэнергии от наших объектов системы предупреждения о ракетном нападении».
Он отметил, что в этом случае обороноспособность может попасть в зависимость от политиков других стран. Поэтому в 2007 году планируется поставить на опытно-боевое дежурство радиолокационную станцию в Армавире.
Комичность ситуации заключается в том, что на последнем саммите «Большой восьмерки» лично российский президент Путин вовсю хвалил военно-технические показатели Габалинской РЛС, от которой, если верить заявлениям генерал-полковника Владимира Поповкина, сама Россия собирается отказаться. Получается, что предложение о совместном использовании Габалинской РЛС являлось просто блефом, рассчитанным на то, чтобы напоследок с большей выгодой для себя использовать фактор наличия военной базы в Азербайджане.
Напомним, что в рамках саммита «Большой восьмерки» 7 июня 2007 года Владимир Путин предложил президенту США совместно использовать Габалинскую РЛС. Он отметил преимущества российского предложения по размещению элементов противоракетной обороны (ПРО) в Азербайджане, в отличие от территории Польши и Чехии. Президент России указал, что Габалинская РЛС позволит обнаруживать и, следовательно, сбивать ракеты предполагаемого противника на первом разгонном участке траектории.
При этом обломки ракет будут падать не на территорию европейских городов, а в море, что немаловажно, подчеркнул В.Путин. Впоследствии российский МИД подчеркнул, что предложение президента не свидетельствует о наличии у Ирана ядерного оружия.
Напомним, что Габалинская РЛС считается одной из самых крупных в мире. Она была построена в советское время в качестве одного из важнейших элементов системы противоракетной обороны СССР. Радиолокационная станция в 2002 году сдана в аренду России сроком на 10 лет. Годовая арендная плата составляет 14 млн. долларов.
То, что предложение Путина являлось удачным пропагандистским ходом, рассчитанным, во-первых, на направление обсуждения в иное русло, с тем чтобы сбить накал антироссийской критики, а во-вторых, заставить президента США Буша хотя бы на время перейти в оборону в таком важном вопросе, как обеспечение глобальной безопасности, отмечали многие аналитики, включая автора этих строк.
В-третьих, российский президент рассчитал и то, что не в привычке западников, прежде всего американцев, отметать предложениие без обсуждения. Значит Россия может выиграть время и несколько затормозить размещение элементов системы ПРО США в Европе. Этой цели в некоторой степени России добиться удается. По крайней мере, Чехия уже пообещала поразмыслить над этим вопросом до 2008 года.
Вот и обсуждают, хотя непонятно что. Ведь стороны придерживаются диаметрально противоположных позиций. Буквально накануне официальный представитель МИД РФ Борис Малахов заявил, что министры иностранных дел и обороны России и США в ходе встречи в октябре обсудят возможности совместного использования Габалинской РЛС. «Разумеется, такую работу мы ведем в тесной координации с азербайджанскими друзьями», — подчеркнул дипломат. «Хотели бы напомнить, что фундаментальным условием реализации наших предложений является отказ США от развертывания базы ПРО в Европе и размещения ударных противоракетных средств в космосе», — сообщил он.
А представитель Посольства США в Азербайджане Джонатан Хеник считает, что, выдвинув это предложение, Россия показывает, что признает угрозы со стороны Ирана. «США и Россия рассмотрят ряд предложений, новые варианты и возможности по использованию Габалинской РЛС», — сказал Хеник.
Говоря о возможности отказа от установки системы ПРО в Европе, Хеник отметил, что Кондолиза Райс и другие государственные представители США не раз заявляли, что США намерены продолжить свои планы по размещению элементов системы ПРО в Европе. «На самом деле США считают, что российское предложение очень интересно, и оно показывает, что Россия наконец-то начала сотрудничать с США», — сказал Хеник. По его словам, двум странам надо рассмотреть это предложение и обсудить другие варианты и возможности. «Переговоры по Габалинской РЛС будут продолжаться», — добавил он.
Получается, что Габалинская РЛС не нужна ни России, ни США. Хотя нельзя не исключить, что Москва пытается «сплавить» РЛС США, притом на выгодных для себя условиях, да еще после 2012 года не нести никакой ответственности за ее демонтаж. Ведь Габалинская РЛС, даже с военной точки зрения, не представляет никакого интереса и для Азербайджана. А вот разрушать ее кому-то уж точно придется. А это дорогое удовольствие. В принципе Россия может возложить эту «ношу» на США в обмен на полный отказ от военного присутствия в Азербайджане.
Одним словом, Россия избавляется от силового «балласта» на Южном Кавказе. Однако это не означает полного отказа России от военного присутствия на Южном Кавказе. Ведь при этом Россия сохраняет мощные рычаги военно-политического влияния в регионе в виде военной группировки в Армении и неконтролируемых территориях Грузии.
Однако отказ России от Габалинской РЛС нельзя расценивать как акт доброй воли. В принципе прав генерал-полковник Владимир Поповкин, на деле Россия избавляется от зависимости Азербайджана, в которой в данный момент вообще нет необходимости. А как следствие Россия получает возможность усиливать давление на Азербайджан в важных вопросах, прежде всего в транспортировке энергоносителей из Каспийского региона в Европу. На данный момент это для Москвы более важный вопрос, чем сохранение контроля над Габалинской РЛС.
Буквально на днях первый заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Денисов заявил, что Москва не опасается, что проект «Набукко», предусматривающий строительство трубопровода из Турции в Австрию, будет угрожать ее экспортным газовым поставкам. «Никто пока не может ответить на вопрос, каким газом будет заполняться проект «Набукко» (проект предусматривает строительство трубопровода из Турции в Австрию для ежегодных поставов в Европу 31 миллиарда кубометров газа)», — заявил Денисов. Российский дипломат считает, что лоббисты «Набукко» не скрывают, что главная цель проекта — пустить газопровод в обход России. «Если вопрос решат, как говорится, дай Бог. Россия как поставщик газа на внешние рынки отнюдь не испытывает проблем с тем, куда пристроить этот газ. Спрос на него на годы вперед обеспечен нашими традиционными потребителями», — передает агентство слова замглавы МИД РФ. Он сообщил, что любая политизация, затрудняя выстраивание оптимальной схемы энергоснабжения в регионе, имеет конкретную цену в миллионы или миллиарды долларов. «Например, есть попытки пустить нефтяную трубу через Каспийское море. Мало того, что там хватает естественных трудностей — неровный рельеф дна, сейсмически активная зона. Зачем это делать, если есть более дешевые маршруты доставки?» — сказал Денисов.
Сразу отметим, что политизирует вопрос транспортировки энергонисителей прежде всего сама Россия. Так, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в статье «Сдерживание России: назад в будущее?» открытым текстом заявляет, что Россия видит свою роль в мировой энергетике как средство обеспечения своей внешнеполитической самостоятельности. «Россия не нарушила ни одного своего обязательства перед странами — импортерами, ни одного контракта на поставку углеводородов», — заявил Сергей Лавров. «Именно свобода действий и свобода слова, которые мы обрели во внешних делах и которыми, кстати, пользуемся в рамках международного права, являются главным пунктом обвинения со стороны тех, кто недоволен укреплением России», — сказал министр.
Сразу отметим, что Россия уж очень интересно пользуется этой внешнеполитической независимостью. Армения получает газ по цене 110 долларов за тысячу кубометров, прибалтийские страны — по 200—210, Польша — по 240, Словакия и Венгрия — по 250, Молдова — по 170, Беларусь — всего по 100, а Украина — по 135, Грузия — по 235 долларов.
Но вот что самое интересное. Россия сама вовсю пользуется тем, что Туркменистан не имеет иных маршрутов доставки собственного газа на европейские рынки, кроме территории России. Поэтому покупает этот газ у Туркменистана всего за 55—60 долларов за тысячу кубометров, продает же потребителям по вышеизложенным ценам, притом делая скидку в зависимости от степени лояльности страны. Однако даже в самом худшем случае, то есть продавая этот газ в Беларусь за 100 долларов, с учетом затрат на транспортировку, Россия на туркменском газе имеет 100 процентную прибыль. При этом Россия откровенно занимается газовым шантажем своих европейских партнеров. Вряд ли кто добровольно откажется от такой внешнеполитической независимости.
Однако диверсификация маршрутов транспортировки энергоносителей из Каспийского региона постепенно лишает Россию этой самой внешнеполитической независимости. Первый тревожный звонок для России прозвенел в нынешнем году. Грузия и Азербайджан не поддались на газовый шантаж Москвы и смогли обойтись без российского газа.
Но в случае реализации проектов строительства транскаспийских трубопроводов с выходом на «Набукко» Россия лишается монопольного положения и «внешнеполитической независимости», если употребить терминологию С.Лаврова, а проще говоря, возможности шантажировать страны-потребители на европейском рынке. И поэтому нет ничего удивительного в том, что пустить газопроводы в обход России является главной целью авторов «Набукко». Ну почему, как страны-потребители, а в случее с Туркменистаном и Казахстаном, так и страны-экспортеры должны оказаться в зависимом от России положении, не только экономическом, но и политическом.
И не надо манипулировать по поводу экологической угрозы, существующей для Каспия в случае реализации строительства транскаспийских трубопроводов. Именно Россия в течение последних лет реализовала проект «Голубой поток» по дну Черного моря. Она же сейчас строит трубопровод по Северному морю, на очереди новый проект – «Южный поток» по дну Черного моря к Болгарии. Одним словом, идет нормальный процесс отстаивания своих экономических интересов. У России свои интересы, у Азербайджана, Туркменистана и Казахстана — свои, которые к тому же учитывают и интересы стран-потребителей...