ПРОГНОЗЫ КЛАССИКА НЕ СБЫВАЮТСЯ
Тимур БОЯРСКИЙ, Петах-Тиква
Эфраим Севела при жизни объявлен классиком. Объявлен справедливо. Его книги издавались 275 раз во множестве стран мира. Особенно много изданий в России и в Израиле. И возражать классику дело малоперспективное — со всех сторон зададут один и тот же вопрос? «А кто ты такой, чтобы делать замечания мировой знаменитости?».
Но я не буду охаивать знаменитость целиком. Я позволю себе усомниться всего в нескольких узловых точках, которые находятся на блестящей поверхности его книг. Впрочем, не всех книг, а только одной — она называется «Последние судороги неумирающего племени». Вы уже догадались, что это за племя? Тогда уточнять не буду.
Книга написана в 1975 году, в том же году издавалась во Франции и США, а на русском языке автор решил издать её через тридцать два года, объяснив это мало что объясняющими словами: «В России издано всё, что я написал за свою долгую жизнь, мне кажется, пришло время и этой книги».
В книге описана обстановка в Израиле и вокруг него в начале 70-x годов прошлого века, причём описана таким образом, что после прочтения каждой страницы напрашивается вывод: завтра Израиль рухнет под тяжестью своих ошибок, противоречий и преступлений, удивительно, что этого не случилось вчера. Но поскольку за три десятка лет после написания книги Израиль не рухнул, приходится усомниться в достоверности авторского анализа, правильности выводов и точности прогнозов.
Ефраим Севела, анализируя причины эмиграции евреев из Советского Союза, всё время приводит факты дискриминации евреев, наступления на их честь и достоинство, ограничения их прав и возможностей. Всё это, конечно, было. Но удивляет подбор и оценка фактов и примеров.
Город Минск. До войны там существовала улица Гирша Леккерта. Пришли немцы и, естественно, её переименовали. В 1944 году немцев из Белоруссии изгнали, но улице старое название не вернули. Севела считает, что это сделано из соображений антисемитизма. А кто это — Гирш Леккерт?
Он герой? Нет, он преступник. За много лет до Октябрськой революции в городе Вильно он совершил покушение на губернатора фон Вамма. Военно-окружной суд в соответствии с российским законодательством приговорил его к смертной казни через повешение. Я не стал выяснять, хорошим или плохим губернатором был фон Вамм. Даже, если бы Леккерт стрелял не в губернатора, а в сапожника, с ним следовало поступить точно так же.
Аналогичным образом с карты города Минска исчезла улица Урицкого. Одни считают, что председатель петроградской ВЧК Моисей Соломонович Урицкий был пламенным бойцом ленинской гвардии, другие считают, что это вор, палач и алкоголик. Тут нет никакого противоречия — обе характеристики дополняют друг друга и подтверждают одна другую.
Даже, если чиновники из минского горисполкома переименовали улицы, руководствуясь соображениями антисемитизма, по большому счёту, они поступили правильно, и возмущаться надо не тому, что улицы переименованы, а тому, что они так долго носили имена преступников.
Я не хочу употреблять слово «клевета», но Эфраим Севела обвинил 1-го премьер-министра государства Израиль Давида бен Гуриона в убийстве Хаима Арлазорова.
Причём, он считает, что это было сделано с такой же провокационной целью, с какой примерно в это же время Гитлер поджёг здание Рейхстага. Цель — обвинить в убийстве политических противников и выиграть выборы в руководство ишува. Эта версия никогда и никем не была доказана. По моему мнению, Арлазорова убили совсем другие люди и совсем с другой целью. Нужно вспомнить, что Магда Геббельс, которая вошла в историю собственноручным убийством шести своих малолетних детей, до того, как стала женой Геббельса, была любовницей Арлазорова. В мае 1933 года Арлазоров побывал в Берлине и, по некоторым сведениям, позвонил Магде, чтобы узнать, что ожидает евреев Германии, которая только что стала нацистской. Могу допустить, что он звонил не только для этого — Магда была красивой женщиной. Она обомлела от страха из-за этого звонка, и, сказав: «Речь идёт о моей жизни», положила трубку. Примерно через месяц, а именно 16 июня 1933 года, Хаим Арлазоров был застрелен в центре Тель-Авива. Задаётся вопрос: разве такая могущественная женщина, как Магда Геббельс не могла прислать в Тель-Авив киллера, чтобы информация о её не слишком светлом прошлом, которое, кроме всего прочего, имело ещё неприемлемую для немцев 1933 года еврейскую страницу, не дошла до её мужа?
На момент написания книги население Израиля составляло 2,7 млн. человек. Писатель, который непрерывно обвиняет правительство Израиля в подлогах, обмане и фальсификациях, и тут не упустил случая, чтобы заявить, что эта цифра фальшивая, что множество людей с израильским паспортом живут и работают за его пределами. Это недобросовестный приём. По некоторым данным, сегодня примерно 5 млн. украинцев из 48 живут и работают за пределами Украины. Но разве они написали заявления, что никогда не вернутся домой? Можно ли на этом основании утверждать, что население Украины не 48, а 43 млн. человек?
А вывод из всего этого Севела делает совсем удивительный: «Получивший израильское гражданство может навеки покинуть страну в тот же день, гражданство останется за ним посмертно. Избавиться от него невозможно». Почему невозможно? Достаточно прийти в любое израильское консульство и сдать израильский паспорт.
Считая себя специалистом по всем проблемам, Эфраим Севела любит делать подобные выводы по тем вопросам, которые очень далеки от его творческой территории. Хотите его мнение по сельскому хозяйству Израиля? Тогдашний министр сельского хозяйства Израиля неосторожно сказал, что 55% кормов, потребных для животноводства Израиля, ввозится из-за границы. Севела не стал сопоставлять эффективность животноводства в СССР и Израиле. Вместо этого он заявил: «Вот те раз! Очень дорого обходятся молоко и яйца, производимые в кибуцах. Уж, чем ввозить корма, из коих большая часть веса уходит в навоз, не лучше ли закупать за рубежом готовый продукт? Те же яйца и молоко. Ей богу, дешевле обойдутся». Он считает, что, если побожиться, то других доказательств не надо. Его мнение о сельском хозяйстве Израиля по-русски называется — чушью на постном масле. Экономика сельского хозяйства, это самостоятельная отрасль экономической мысли, которую Севела не изучал. И его скороспелые выводы так же далеки от действительности, как и он сам от израильского кибуца.
Утверждая, что все репатрианты, приехавшие в Израиль, так или иначе, оказались обманутыми, он приводит такой пример: репатриант из Болгарии промаялся в Израиле год-другой шофёром такси, махнул рукой и уехал в Америку. Сейчас это богатейший человек во Флориде. Быть приглашённым к нему считает за честь низложенный болгарский царь Симеон.
Может быть, так оно и было. Но для обобщений этого факта мало.
Во-первых, водители такси — не самая несчастная часть населения Израиля. Во-вторых, не все уехавшие в Америку так же сказочно разбогатели. Могу привести примеры по людям лично мне знакомым, но лучше сошлюсь на авторитет писателя Эдуарда Тополя. На первых порах его пребывания в богатой и замечательной Америке, его не приняли на работу в книжный магазин на должность грузчика. Оказалось, что для выполнения обязанностей грузчика книжного магазина нужно знать английский и испанский языки. Разрешите выразить уверенность, как любили в недавнем прошлом говорить с трибун в одной сказочной стране, что на подобную работу в Израиле его приняли бы, даже если бы он был глухонемым. Такое обращение с фактами называется передёргиванием. Специалисты по карточной игре знают, что это означает.
Некий не названный по фамилии продавец с 5-й авеню в Нью-Йорке якобы сказал автору книги следующее: «Чтобы жить в Израиле, надо быть или идеалистом или сумасшедшим. А я, слава Б-гу не тот и не другой.
В Израиле самый гадкий климат на земле. Чтобы его терпеть, надо во что-то очень верить. Или быть идиотом.
В Израиле самые жуткие налоги, там чёрта с два заработаешь. Кто с этим может смириться. Или идеалист или кретин.
В Израиле легче всего схлопотать пулю в лоб и умереть не своей смертью. Кому это нужно?».
Вы когда-нибудь встречали столько оскорблений в адрес какого-нибудь народа на один квадратный дециметр текста? Поскольку Севела не приводит никаких доказательств, опровержение его умозаключений не требует особых умственных усилий. Если в Израиле, где 35 градусов считается невыносимой жарой, климат худший в мире, то, что можно сказать, к примеру, об Оренбурге или Кустанае, где летом плюс 45, а зимой — минус 45, причём летом безветрие, а зимой — ветер?
Если в Израиле чёрта с два заработаешь, то, как же это сделали многочисленные израильские миллионеры и менее многочисленные миллиардеры?
В Израиле действительно можно схлопотать пулю в лоб, но Анна Политковская жила не в Израиле, и те, кого убили на космодроме Плесецк, тоже были от Израиля далеко.
Возможно те, кто никогда в Израиле не бывал, смогут воспринять книгу Эфраима Севелы за чистую монету, зато те, кто бывал, не могут не усомниться, прочитав следующее: «Страна так и не знает, что иммигранты ничего не получают бесплатно. Каждый их шаг на родной земле заносится в виде кругленьких денежных сумм в специальную книжицу — теудат-оле, и потом взыскивается, да ещё с процентами. Людей опутывают долгами, как муху паутиной». На кого рассчитана эта дезинформация? Или это называется иначе? В заключение Севела написал: «Я уже давно не живу в Израиле — я прожил в стране и со страной недолгие, но бурные годы её недавней истории, но и теперь я так же люблю эту землю — Эрец Израиль, как и в те минувшие годы, годы моей молодости». Если это любовь, что же напишут об Израиле те, кто его ненавидят. Может быть, это как раз тот случай, когда от любви до ненависти один шаг? Демонстрация ненависти заняла 270 страниц печатного текста. Соучастником этой демонстрации является издательство «АСТ Москва». Электронный адрес издательства — harvest2004@mail.ru. Думаю, граждане Израиля могли бы сообщить плохо осведомлённому писателю, какие суммы за первые два года после репатриации они безвозмездно получили от государства Израиль и какие продолжают получать.
Чтобы прокомментировать всю книгу, нужно написать параллельную — ещё большую. Поэтому, ограничимся тем, что сказано. Впрочем, ещё один писательский вывод нуждается в том, чтобы его немедленно положить на стекло микроскопа: «Вопреки пророчествам вождей сионизма Израиль не стал притягательным магнитом для мирового еврейства и за четверть века собрал на территории бывшей Палестины лишь 1/5 еврейского населения из стран рассеяния». В момент, когда это было написано, в Израиле, как я уже упомянул, проживало 2,7 млн. человек.
Сегодня эта цифра составляет 7,2 млн. человек. Это следует считать неплохим результатом, если иметь в виду, что Эфраим Севела и некоторые другие писатели и журналисты не жалели своих сил чтобы противодействовать этому процессу. Но речь идёт не только о векторе их творческих усилий, они ставили на карту свою репутацию и своё доброе имя. Зачем они это делали? Косвенный ответ на этот вопрос даёт название книги: «Последние судороги неумирающего племени». Из названия следует, что Эфраиму Севеле и его единомышленникам очень хочется, чтобы это племя наконец-то прекратило своё существование. Поблагодарим Всевышнего, что не от них это зависит.