ИРАН УПОРСТВУЕТ

ИРАН УПОРСТВУЕТ

Рамис ЮНУСОВ

21 сентября постоянные члены Совета Безопасности ООН (США, Россия, Китай и члены Евросоюза — Франция, Великобритания, Германия) договорились убедить Иран свернуть ядерную программу и рассмотреть возможные новые санкции. Как ранее сообщалось, накануне встречи постпред США Залмай Халилзад заявил, что Вашингтон надеется подготовить почву для новой резолюции. По его словам, США ожидают принятия в течение нескольких недель резолюции Совета Безопасности ООН о введении новых санкций в отношении Ирана за его отказ приостановить обогащение урана и обуздать свои ядерные программы.
Как известно, США пытаются получить одобрение Совета Безопасности ООН на санкции в отношении Ирана, однако Россия и Китай выступают против этого, призывая вести переговоры с Ираном дипломатическим путем. Но президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, выступая с трибуны 62 сессии Генассамблеи ООН, заявил о том, что «ядерное досье» закрыто как политическая проблема и перешло в разряд «обычных вопросов». «По нашему мнению, ядерная проблема Ирана закрыта и вернулась в круг обычных вопросов», — сказал Ахмадинежад. По его словам, МАГАТЭ, наконец, отказалось от политизации проблемы развития ядерной энергетики Ирана.
Иранский лидер считает, что развитые страны, представленные в Совете Безопасности ООН, инициировали санкции против Тегерана только ради того, чтобы «не допустить прогресса ни под каким предлогом». Поэтому, заявил президент Ахмадинежад, Иран продолжит свои промышленные разработки в рамках программы с МАГАТЭ, наделяющей страну правом на обладание мирным атомом. Что же касается санкций СБ ООН, то Ахмадинежад дал понять, что не намерен им подчиняться, так как не считает легитимным этот орган.
Позже, выступая на пресс-конференции, Ахмадинежад внес ясность в свои слова о закрытии «ядерного досье». Он уточнил, что это иранская точка зрения, и она базируется на международных законодательных нормах. «Страна проводит свои мирные ядерные разработки в рамках программы МАГАТЭ, на ее условиях и сотрудничая с этой организацией», — сказал Ахмадинежад. «Некоторые страны готовят нормы разоружения, сами ежедневно накапливая свои арсеналы», — сказал Ахмадинежад. В качестве примера он привел планы Белого дома разместить системы ПРО в Польше и Чехии, что вызвало протест со стороны России. Ахмадинежад предостерег европейские страны от опасности.
На пресс-конференции Ахмадинежад также добавил, что мнение США и других стран, объявляющих односторонние меры, Иран не волнует, а ранее введенные санкции Совета Безопасности не имеют законных оснований. Напомним, что на первые санкции Совета Безопасности от 23 декабря прошлого года Иран ответил расширением обогащения урана. 24 марта СБ ООН принял вторую резолюцию, ужесточающую эти санкции, но и она не привела к отказу Ирана от своей ядерной программы.
Может ли заявление Ахмадинежада о нелегитимности Совета Безопасности привести к применению новых санкций в отношении Ирана? Такое заявление иранского президента еще раз доказывает, что Иран продолжает настаивать на своей ядерной программе. И ничего удивительного в действиях и словах иранского президента нет. Так, его угрозы о стереть Израиль с лица земли и заявления подобные этому в конце концов заставят страны, защищающие Иран, изменить свои позиции. Пока Россия и Китай активным образом препятствуют применению военных мер против Ирана. Но если они перейдут к пассивной или же нейтральной позиции, тогда положение Ирана крайне осложнится.
Россия неоднократно заявляла о том, что ядерная программа Ирана носит мирный характер. Россия даже предлагала свою территорию в качестве места обогащения урана. Она также призывала Иран убедить мировую общественность в том, что действительно собирается использовать атом только в мирных целях и уже сейчас наблюдается разница между ранней позицией России по отношению к иранской ядерной программе и нынешней.
Скорее всего, что после этого заявления Совет Безопасности ООН обязательно обсудит применение против Ирана самых жестких санкций, и высока вероятность того, что Совет Безопасности их примет. Не исключено, что Ахмадинежад как-то постарается ослабить резкость заявления. Но он также допускает, что Иран может продолжить свою нынешнюю политику, что может привести к тому, что Совет Безопасности примет решение об эмбарго на экспорт нефти из Ирана, что неизбежно приведет к политическому ослаблению Ирана.
Весьма вероятно, что в отношении Ирана может быть применена та модель эмбарго, которая использовалась против Ирака. Это эмбарго позволяло Ираку приобретать за рубежом лишь лекарства, и то под контролем ООН. Все это говорит о том, что упорство Ирана ничего хорошего самому Ирану не принесет.