АФРИКАНЦЫ МЕНЕЕ УМНЫ, ЧЕМ УРОЖЕНЦЫ ЗАПАДА?

АФРИКАНЦЫ МЕНЕЕ УМНЫ, ЧЕМ УРОЖЕНЦЫ ЗАПАДА?

Кэхел МИЛМО

Один из самых уважаемых ученых мира навлек на себя экстраординарное негодование: он заявил, что представители черной расы менее умны, чем белые, а представление о том, что «одинаковые способности разума» — общее свойство всех рас, является заблуждением.
Джеймс Уотсон, удостоенный Нобелевской премии за свой вклад в расшифровку ДНК, ныне руководитель одного из ведущих научно-исследовательских институтов США, был подвергнут широкому осуждению за высказывания накануне своего лекционного тура в Великобритании.
79-летний генетик возобновил взрывоопасные споры о расе и научном знании в газетном интервью, где утверждал, что политика Запада в отношении африканских государств основана на ложной предпосылке, будто чернокожие столь же умны, как их белые собратья, хотя тестирование говорит об обратном. По словам Уотсона, в течение ближайшего десятилетия возможно открытие генов, отвечающих за различия в интеллектуальном уровне людей.
Недавно созданная Комиссия по вопросам равенства и прав человека (правопреемница Комиссии по вопросам расового равенства) сообщила, что изучает высказывания Уотсона «в полном масштабе». Уотсон сказал в интервью Sunday Times, что «с изначальной мрачностью смотрит на перспективы Африки», так как «вся наша социальная политика базируется на том факте, что их интеллект ничем не отличается от нашего — меж тем как все данные тестирования указывают, что это не совсем так». Уотсон заявил, что человеку по его природе хочется верить, что все люди равны, но «те, кому приходится иметь дело с чернокожими подчиненными, находят этот тезис неверным».
Взгляды Уотсона отражены и в книге, которая будет опубликована на следующей неделе. На ее страницах он пишет: «Нет веских причин заранее предполагать, что интеллектуальные способности народов, эволюция которых происходила в различных, изолированных друг от друга географических пунктах, окажутся одинаково развитыми. Нашего желания сохранить тезис об одинаковых способностях разума в качестве некоего общего наследия человечества еще недостаточно, чтобы так и оказалось на практике».
Шум вокруг высказываний Уотсона воскрешает в памяти споры 1990-х годов вокруг книги «Гауссова кривая» («The Bell Curve»), одним из авторов которой был американский политолог Чарльз Мюррей, где утверждалось, что различия интеллектуального уровня между людьми обусловлены генетически, а также рассматривались последствия расовых отличий в отношении ума. Эта работа была жестко раскритикована по всему миру, в особенности ведущими учеными, которые охарактеризовали ее как образчик «научного расизма».
Оппоненты Уотсона заявляют, что необходимо дать решительную отповедь его идеям, причем это должны сделать не только ученые, но и политики. Лейборист Кейт Вэз, председатель Избранного комитета по внутренним делам, отметил: «Печально наблюдать, как ученый, на счету которого столь большие достижения, выступает с беспочвенными, ненаучными и крайне оскорбительными высказываниями. Я уверен, что научное сообщество единодушно отвергнет то, что, по-видимому, является личными предрассудками доктора Уотсона. Эти высказывания напоминают нам, что даже в среде высочайших профессионалов своего дела все еще сохраняются определенные точки зрения».
Американский ученый завоевал себе место в истории великих научных прорывов XX века, работая в Кембриджском университете в 1950—1960-е годы в составе группы исследователей, которые открыли структуру ДНК. Он разделил Нобелевскую премию 1962 года по медицине со своим британским коллегой Фрэнсисом Криком и уроженцем Новой Зеландии Морисом Уилкинсом.
Но, хотя 50 лет Уотсон занимает пост директора Колд-Спринг-Харборской лаборатории на Лонг-Айленде, считающейся мировым лидером исследований генетики и онкологических болезней, он часто навлекал на себя неоднозначную реакцию из-за некоторых взглядов на политику, сексуальность и расовый вопрос. В 1990 году авторитетный журнал Science написал: «В глазах многих представителей научного сообщества Уотсон давно уже является своего рода смутьяном, и его коллеги обычно напрягаются, когда он отклоняется от сценария».
В 1997 году Уотсон сказал в интервью одной из британских газет, что женщинам надо предоставить право делать аборт, если будет возможность при тестировании выявлять, что будущий ребенок станет гомосексуалистом. Позднее Уотсон уверял, что говорил о «гипотетической» (по его словам) ситуации выбора, которая никогда не сможет быть воплощена в жизнь. Он также упоминал о возможных связях между цветом кожи и силой сексуального влечения, выдвигая теорию, будто у чернокожих более активное либидо, и выступал за генетический скрининг и генную инженерию на том основании, что когда-нибудь удастся найти способ излечения от «глупости». Уотсон также утверждал, что путем работы с генами можно добиваться внешней привлекательности: «Говорят, если мы сделаем всех девушек красавицами, это будет ужасно. А по-моему, это было бы замечательно».
В Колд-Спринг-Харборской лаборатории сообщили, что с Уотсоном для подтверждения его высказываний связаться сейчас невозможно.
Стивен Роуз, профессор биологических наук Открытого университета, основатель Общества за социальную ответственность науки, сказал: «Уотсон выступает в своем амплуа отъявленного скандалиста. Раньше он говорил подобные вещи о женщинах, но я никогда не слышал, чтобы он ударялся в расизм, как сейчас. Если бы он был знаком с литературой по данному вопросу, то осознал бы, что некомпетентен в данной области в научном плане, не говоря уже о социально-политическом».
Борцы с расизмом призвали рассмотреть высказывания Уотсона в контексте законов о межрасовой ненависти. Официальный представитель правозащитной организации чернокожих 1990 Trust заявил: «Поразительно, что столь видный деятель позволяет себе замечания, которые, по-видимому, способствуют сохранению расизма. Это, по сути, все равно, что разжигать предвзятость, и мы хотели бы, чтобы эти высказывания были рассмотрены как основания для жалобы в суд».

The Independent
Inopressa