ПАРАЛИЗОВАННЫЕ ЗЛОМ
Александр МАЙСТРОВОЙ
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
«Арабы известны как мастера риторики. В то время, как арабские и мусульманские страны остаются бедными и неразвитыми, Израиль пользуется всеми преимуществами демократии, живет активной культурной жизнью, обладает развитой и технологичной экономикой. Арабский — официальный язык наравне с ивритом. Арабы занимают общественные должности, в то время как даже немыслимо представить себе, чтобы еврей занимал какую-либо должность в арабской стране. Полумиллионой общине курдов в Сирии даже не дозволено говорить на родном языке, поскольку правящий режим не признает их в качестве нацменьшинства. Так кто кого дискриминирует? В отличие от ситуации в большинстве арабских стран, в Израиле представители всех конфессий и религиозных течений — мусульмане, христиане, бахаи — имеют полную свободу вероисповедания. Они, как и этнические меньшинства, включая друзов и бедуинов, имеют все права, наравне с евреями. В то время как Сирия, напротив, до недавнего времени, даже отказывалась предоставлять своим курдам паспорта и удостоверения личности.
Палестинцы, живущие в Израиле, обладают полной политической и экономической свободой. У них есть свои партии и право голосовать на общенациональных и местных выборах наравне с остальными израильтянами. Арабские депутаты имеют право ездить в любую арабскую страну. Однако граждане арабских стран, которые приезжают в Израиль, обвиняются своими режимами в шпионаже, преследуются, подвергаются пыткам, приговариваются к тюремным заключениям. <...> Арабы злоупотребляют проблемой палестинских беженцев. Они заинтересованы в том, чтобы Израиль не позволил им вернуться в Палестину».
Аргументы эти принадлежат не активисту правой партии в Израиле и не сионисту, а... арабскому социологу и лингвисту, гражданину Кувейта доктору Сами Альрабаа. В мире можно насчитать по пальцам арабских специалистов, духовных и религиозных лидеров, журналистов и рядовых людей, готовых открыто и твердо выступить в защиту евреев и Израиля и против своих соотечественников. Они рискуют не просто своим именем, но и жизнью, осмеливаясь критиковать, и критиковать без обиняков, исламское духовенство и арабские режимы. К таким людям относятся шейх Палацци, д-р Тауфик Хамид из Египта, палестинка Ноние Дарвиш, создавшая свой сайт в защиту Израиля. К этой когорте современных праведников мира, поднявших голову против «зеленой чумы», относится и Сами Альрабаа.
Специалист по социологии, антропологии, лингвистике и английской литературе, Альрабаа пишет на самые различные темы: начиная от социальных и культурных вопросов и кончая политикой. Он родился в Кувейте, окончил университеты в Испании и Германии, свободно говорит (кроме, естественно, арабского) на английском, немецком и испанском языках. Публиковаться начал в начале 80-х годов в кувейтских изданиях в Al-Anbaa, Al-Seyassa, Al-Qabas and Al-Watan. Сегодня он проживает в Германии и является профессором социологии Лейпцигского и Билефельдского университетов, однако продолжает активно печататься в ведущем кувейтском издании Kuwait Times daily.
ВО ВЛАСТИ НАВАЖДЕНИЯ
В своих статьях Сами Альрабаа пишет, что Запад не отдает себе отчета, с каким противником он имеет дело и продолжает тешить себя иллюзиями. Большинство лидеров США и Европы, пишет он в статье «Чтобы победить террор, надо искоренить культуру ненависти», не могут или не хотят понять глубину противостояния. Они борются не с явлением, а с призраками, и при этом наделяют эти призраки воистину магической силой. И тем самым только усиливают Зло.
Идеология и позиция радикального ислама предельно проста, продолжает он. Фундаменталисты считают, что никакого компромисса с Западом не может быть по определению, как не может быть места и для иного, умеренного, толерантного ислама. Они верят, что сам Аллах направляет их волю и желает, чтобы они уничтожили все «неисламское» в этом мире. Они убеждены, что за их подвиги их ждет награда – рай на Небесах. Поэтому смерть для радикального мусульманина имеет намного большее значение, чем жизнь. Превращение в «шахида» видится ему личным спасением и одновременно оправданным средством для возрождения истинного «мусульманского сообщества». Умереть самому и одновременно забрать с собой на Небеса еще и «неверных» — для него это высшее предназначение и смысл жизни, апогей существования во имя Аллаха.
Еще до последнего времени радикалы, исповедующие культ смерти, составляли сравнительное меньшинство в мусульманском мире. Но число последователей данного направления растет в геометрической прогрессии. И тому способствуют три фактора: либеральные законы Запада; интернет; спутниковое телевидение. Свободу слова на Западе исламисты используют для распространения своей пропаганды, через интерент они обмениваются информацией, опытом и согласовывают террористическую деятельность. Наконец, арабское и мусульманское ТВ распространяют культуру ненависти среди своих соотечественников и единоверцев. Это приносит плоды. Альрабаа приводит пример с жителем Германии — Мохаммедом. Мохаммед не скрывает своей гордости за то, что Запад живет в страхе перед исламским террором. «Ты видишь, — приводит его слова Альрабаа, — мусульмане держат весь мир в напряжении и боязни. Мир полон страха перед исламом. «Неверные» вырезают нас, но мы одержим победу. Потому что такова воля Аллаха. Подожди, раньше или позже, но весь мир будет во власти ислама».
В практически всех арабских и мусульманских странах исламисты контролируют религиозные институты, СМИ и систему образования. Чтобы умиротворить их, местные режимы подчиняются их требованиям.
Насколько предельно чудовищно и вместе с тем просто это мировоззрение, настолько путана и поверхностна реакция на него Запада. С одной стороны, западные политики и интеллектуалы предпочитают капитулировать перед агрессией. Критика догматиков преподносится как критика религии в целом. Либеральные СМИ, политики, общественные деятели, критикующие вторжение в Ирак, наделяют исламистов аргументами против США. При этом любой аргумент за уход из Ирака воспринимается последними как победа.
«Якобы во имя «либерализма», а на самом деле из страха перед исламистами либералы Запада демонстрируют свое «понимание» фанатиков в их борьбе. При этом они оправдывают исламистов, убеждая самих себя, что те действуют так из-за «нищеты» и «отчаяния». Один из лидеров немецких левых — Грегор Гизи видит в исламском экстремизме «реакцию на империализм и западную гегемонию». Но почему таким же образом не ведут себя азиаты, африканцы и латиноамериканцы, где не меньше нищеты и бедствий, чем в мусульманском мире? Исламисты называют себя «жертвами», и их защитники на Западе принимают это утверждение — вместо того, чтобы вглядеться в мусульманские сообщества и проанализировать, что же происходит в реальности».
А в реальности исламисты не предлагают никакой альтернативы ни в экономике, ни политике. Эта альтернатива им просто не нужна, учитывая воспеваемый ими культ смерти. Вся их «программа» — это фанатизм, уничтожение «неверных», разделение общества по половому признаку и «хиджаб» (головной убор) для женщин. Еще не так давно мусульмане, особенно в странах Европы, были далеки от этих идей. Сегодня, пишет Альрабаа, около 30 процентов мусульманского населения Германии поддерживает замену гражданского кодекса на законы шариата. «Когда мусульманина с немецким паспортом спрашивают, как он себя идентифицирует, большинство без колебаний отвечает: «Мы, конечно же, — мусульмане».
Тень супермена
Джордж Буш, напротив, готов сражаться с экстремистами, продолжает Альрабаа. Но он и его команда допускают жестокую ошибку. «Они персонифицируют зло, утверждая, что бин-Ладен стоит за едва ли не каждым актом кровопролития, в какой бы части света оно ни произошло. В США и на Западе в целом начинают верить, что Аль-Каида всемогуща и вездесуща, а бин-Ладен планирует и направляет смертельные удары из одной из своих нор на границе Афганистана и Пакистана. Но это очень наивный подход».
Тем самым, указывает Альрабаа, Буш и его окружение наделяют Осаму в глазах людей Запада всемогуществом, а в глазах мусульман — непобедимым воителем. «В результате, Осама, жив он или давно уже мертв, превратился в легендарного героя, главу Уммы (мусульманской общины). Приписывая все акты террора «супермену» Осаме, Буш и СМИ в реальности только воодушевляют его поклонников с их преступными намерениями и укрепляют радикалов в их вере, что «Великий Шейх» недосягаем и благославлен самим Аллахом. Этот человек превращается в героя, вместе с горсткой приверженцев сражающегося против могущественной армии, величайшей страны с самой развитой экономикой и продвинутой технологией.
Альрабаа критикует цели и формулировки американского президента.
«Фраза «Война с террором», используемая Бушем, крайне проблематична. Она вызывает сомнение в победе. Мало кто действительно верит, что в этой войне можно победить», — пишет он.
Альрабаа утверждает, что в войне с исламистами должна быть выбрана иная стратегия, чем охота за неловимым бин-Ладеном. Она состоит из трех составляющих: победа в психологической войне с экстремистами; уничтожение репрессивных режимов; искоренение культуры ненависти.
«Во всех этих трех направлениях Америка и Запад проигрывают. Они поддерживают деспотические режимы за счет демократии и социального развития. Самое главное, что Запад мог бы предпринять, это остановить мусульманских клерикалов, выступающих с по ТВ подстрекательскими речами и провоцирующими ненависть и насилие. 60 процентов мусульман необразованы, простодушны и речи этих проповедников воспринимают как истину в последней инстанции.
Эта пропаганда ненависти ведется из «дружественных» США стран: Саудовской Аравии, Катара, Дубаи. Школы и университеты в этих странах, а также в Египте, Индонезии, Пакистане, пронизаны культурой ненависти. Но ее можно обуздать. Для этого надо только чтобы Америка оказала реальное давление на своих «друзей», которые полностью зависят от нее. Проповедничество ненависти не имеет ничего общего со свободой слова, как торговля наркотиками не имеет ничего общего со свободной торговлей. Только когда она будет искоренена, станет возможной реальная «война с террором». Пока же Запад концентрируется на «войне с террором» и одновременно пытается воспринять исламизм как социальное движение, которое в лучшем случае не стоит провоцировать. Запад игнорирует подлинные причины этой «войны» и, похоже, неспособен изменить стратегию».
«УНИЧТОЖИТЬ ЛЮБЫМИ СРЕДСТВАМИ»
В интервью, данным мне по интернету из Германии, Сами Альрабаа отвечает на мои вопросы.
— На Западе часто упоминают понятие «исламский ваххабизм». В чем ваххабизм отличается от остальных версий ислама?
— Ваххабизм, который также называют «саудовский ислам», — одна из пяти интерпретаций суннитского ислама (есть еще Ханафи, Малики, Ханбали и Шафии). Ваххабизм — наиболее жесткая и фанатичная версия из всех пяти теологических школ. Она наиболее непримирима в своем отношении к женщинам, наиболее антихристианская, антиеврейская. Ваххабисты рассматривают ислам как наилучшую и наиболее аутентичную для людей религию на земле. В отличие от остальных школ, ваххабистская наименее интеллектуальна. Она более фокусируется на форме, нежели на сути. Согласно подходу ваххабитов, женщины не могут выйти из дому, не покрывшись целиком.
Ваххабиты отвергают религиозный плюрализм, они требуют от мусульман сражаться с немусульманами (и прежде всего — с евреями и христианами) всеми доступными способами, в том числе и не гнушаясь убийством. Они называют всех своих противников «неверными». Нет ничего необычного в том, что если христианин появляется в обществе мусульман с крестом на шее, его бросают в тюрьму и подвергают пыткам, пока он не перейдет в ислам. С того момента, как Саудовская Аравия стала нефтяной богатой державой, она безжалостно и последовательно проводит политику по распространению ваххабизма в мире, особенно – в мире мусульманском. На это было потрачено более сотни миллиардов долларов.
— Исламские радикальные группы ведут борьбу против Западной цивилизации и Израиля или также против иудаизма и христианства?
— Как я уже сказал, ваххабиты верят, что их «священный» религиозный долг сражаться с евреями и христианами, где бы те ни находились. К сожалению, несколько пассажей из Корана побуждают мусульман выступать с оружием в руках против христиан и евреев, если те отказываются принимать исламские уложения. «Неверные» обвиняются в распространении всеобщего зла на земле и в том, что они являются причиной отсталости мусульманского мира. Для ваххабитов Израиль — злейший враг мусульман. «Израиль и евреи должны быть уничтожены всеми средствами», — такова их главная заповедь. Ваххабиты молются об этом денно и нощно и проповедуют это в СМИ.
— Оправдывает ли традиционный ислам террор самоубийц в качестве «джихада»?
— Ислам в целом, Коран и Хадисы (собрание комментариев пророка Мохаммеда по всем вопросам жизни) включают противоречивые заявления в отношении «джихада» и террора. С одной стороны, Коран говорит, что если мусульманин убивает другого человека, то он убивает тем самым весь мир. С другой стороны, он требует от мусульман сражаться с «неверными», и если это необходимо, убивать их.
К сожалению. большинство духовных лидеров мусульман, как я уже сказал, — ваххабиты. Они сеют в сердцах верующих ненависть к христианам и евреям. Египетский теолог Юсуф Кардауи, выступающий каждую неделю на канале «Аль-Джазира», — яркое тому свидетельство. Его послание неизменно: «Убивайте их повсюду. Они — источник всеобщего зла».
При этом, если верить социалогическим опросам, большинство мусульман не являются фанатиками. Но они боятся за свою жизнь. Любой умеренный мусульманин, взывающий к религиозному плюрализму, немедленно оказывается под угрозой расправы со стороны фанатиков. Даже арабские режимы боятся исламских фундаменталистов. При этом они используют их для запугивания Запада, говоря: «Посмотрите, если мы введем у себя демократию, вы получите этих личностей во главе государств».
— Действительно ли мусульмане видят в США и Израиле «новых крестоносцев»?
— Когда Джордж Буш использовал выражение «крестоносцы» в одной из своих речей после 11 сентября, он имел ввиду «крестовый поход против террора». Но его слова прозвучали божественной музыкой для ушей фанатиков. Они немедленно начали утверждать, что Запад пошел в новый крестовый поход против мусульманского мира. «Концепция «конфликта цивилизаций», сформулированная Самуэлем Хантингтоном, стала явью. Для мусульманских фанатиков Израиль — острие копья, направленного «новыми крестоносцами» в сердце исламского мира, а Ирак — главное поле битвы.
— Совместимы ли западная демократия и ислам?
— Западная демократия и традиционный ислам вполне совместимы, как совместимы с демократией остальные религии. Но не ваххабитский ислам. Исламистские фундаменталисты категорически отвергают демократию, западный стиль жизни, парламентскую систему и деятельность партий. Они ссылаются на Коран, запрещающий создание партий. Вместо этого ваххабиты пропагандируют «шуру», которая, возможно, и практична в примитивных племенных сообществах, но, конечно же, не применима в современном обществе. «Шура» предусматривает, что патриархи и вожди кланов собираются и принимают ключевые решения за свой народ.
— Понимают ли на Западе природу и психологию мусульман?
— В целом — да, но эгоистические экономические и геополитические соображения побуждают их поддерживать тоталитарные анахронистские режимы. Исходя из политических мотивов, западные страны поддерживали талибов и Мусульманских братьев в Египте во время «холодной войны». Даже в наше время многие западные страны готовы критиковать Китай и Кубу за нарушение прав человека, но игнорируют подобные нарушения в арабских режимах. На Западе требуют освободить правозащитников в Китае и Бирме, но робеют, когда дело касается арабских правозащитников, которых бросают в тюрьмы и подвергают пыткам.
— Какова реальная причина палестинского террора против Израиля: оккупация территорий или отказ смириться с его существованием? Если Израиль согласится уйти со всех территорий, согласятся ли арабы (и палестинцы – в том числе) на реальный (не формальный) мир с Еврейским государством?
— Даже если Израиль уйдет со всех оккупированных территорий, как он сделал это с сектором Газы, палестинцы (в частности, ХАМАС и другие радикальные организации) не прекратят террора. Если дело касается рядовых арабов, то большинство из них, как показывают исследования, хотят мира с Израилем. Но они запуганы исламистами. Что же касается арабских режимов, включая Египет и Иорданию, то они не хотят подлинного мира с Израилем. Эти режимы десятилетиями использовали «палестинский вопрос» для политических манипуляций. «Палестинская проблема» для них — способ отвлечь внимание своих народов от реальных проблем, таких как демократия, права человека, коррупция и т.п.
— Как вы оцениваете Саудовскую инициативу?
— Саудовская Аравия говорит на двух разных языках. На одном — с мусульманскими радикалами, ваххабитами, на другом — с Западом. Ваххабитам они говорят: мы никогда, ни при каких обстоятельствах не пойдем на мир с евреями, Пророк запретил нам это. Для них важен «мир» со своими последователями, ведь они – «покровители двух святынь». Но чтобы придать лоск своему деспотичному и фанатичному режиму на Западе и в Америке, саудовцы выступают с мирной инициативой. Оглядываясь назад, в историю, мы видим, что они готовы пойти на союз и с дьяволом, если только это гарантирует им выживание.
— Видите ли вы возможность религиозного примирения между мусульманами и евреями в обозримом будущем?
— Все возможно в мусульманском мире. Главное, в чем мы нуждаемся, — это умеренные духовные лидеры, умеренная интерпретация ислама. Если бы Запад начал оказывать давление на мусульманские режимы, требуя от них поощрить и защитить умеренных интерпретаторов ислама, большинство мусульман последовали бы за ними. И сейчас в исламе есть умеренные духовные лидеры, но они беззащитны. Насер Хамед Абу-Зейд из Египта, например, — современный теолог с толерантными взглядами, но ему пришлось бежать из своей страны. Он получил письма с угрозами расправы, был объявлен «еретиком» и вынужден был развестись с женой. Египетское правительство не сделало ничего, чтобы защитить его от фанатиков. В настоящее время фундаменталисты и радикалы фактически «похитили» ислам и подчинили его себе. И обычные люди и правительства запуганы ими.
«Новости недели»