ТРЕУГОЛЬНИК ИМИТАЦИИ ОТРЕЧЕНИЯ

ТРЕУГОЛЬНИК ИМИТАЦИИ ОТРЕЧЕНИЯ

Степан КОЛЮЖНЫЙ, Бутово

Эсхатологическое раздумье

Много ли было случаев в истории человечества, когда повелитель якобы отрекался от власти? Не отрекался, а якобы отрекался? Наверно, немного. Да и неясно вроде: зачем якобы отрекаться. Что проверять? Для якобы отречения должен быть очень специфический характер тех, во имя кого отречение делается. Особый нужен народ. И особые власть предержащие при этом народе.
Не знаю насчет человечества. А в России отречений без отречения от власти Верховной было в точности два. Иван Грозный, поставивший Бекбулатовича как бы царем и оставивший за собой титул «всего лишь» Великого Князя. И Иосиф Сталин, перед началом нового этапа террора, на пленуме ЦК после 19 съезда отрекшийся от поста Генсека и ставший «всего лишь» председателем совета министров. Есть ли связь между этими двумя якобы отречениями? Трудно представить, чтобы совсем не было. Ведь не случайно, согласно Эдварду Радзинскому, на полях пьесы о Грозном, имевшейся в библиотеке Сталина на ближней Даче: о Грозном, а не о ком-то ином, рукой Вождя и Учителя было собственноручно написано: «Учитель. Учитель. Учитель». И слова Сталина, что «недоработал Грозный» «недоуничтожал боярcкие роды», «дал слабину» глаголят о том, что Сталин вел с Грозным — поверх голов всех прочих русских правителей — Диалог.
Будет ли в истории Государства Российского третий случай якобы отречения? В «Известиях» — газете в диссидентских настроениях не замеченной — в некой более чем лояльной в отношении Главы Государства статье было недавно написано, что после истечения второго срока, Президент Российской Федерации будет «Старшим Царем», а всенародно избранный президент «младшим царем». А гипотезы о том, что Путин после ухода станет председателем совета министров, наполоняют прессу всех партий: и правую, и левую, и объединяющую правую с левой, и меняющую правое с левым местами, и выражающую точку зрения Власти без какого-либо уклона: ни вправо, ни влево, ни в какую- либо иную сторону — от генерального Курса. Хотя сам Президент России ни разу не сказал ничего подобного. И раз за разом повторяет во всеуслышанье: ухожу, ухожу, ухожу...
С чем связана такая конвергенция ожиданий сегодняшних россиян с деяниями самых любимых, самых великих Правителей Государства Российского, создателей в первом случае Российской Державы с центром в Москве, а во втором — Советской Державы ведомой Россией? Не потому ли что душа народа Российского слеплена Грозным и Сталиным?! Грозным и Сталиным — и никем более. А истинный Вождь, если он Велик, — Велик Воистину и стоит своего Великого Статуса — является либо сублимацией ожиданий народных, либо творцом этих великих чаяний.