РЕВОЛЮЦИЯ МАЛЕНЬКИХ ДОМИКОВ
Джей Шэйфер (Jay Shafer), архитектор, специализирующийся на «зеленой» архитектуре и урбанистике. Преподавал в ряде ВУЗов США, в частности в Бостонском Архитектурном Центре (Boston Architectural Center) и Университете Айовы (University of Iowa's School of Art and Art History). Основатель компании Tumbleweed Tiny House Company. Обладатель ряда профессиональных наград. В последние годы проектирует и строит маленькие функциональные дома, в одном из которых проживает сам (площадью 9.3 кв.м).
— Обладание большим домом с лужайкой считается составной частью «американской мечты». Почему вы разрушаете эту мечту и специализируетесь на создании маленьких домов?
— Эта мечта мне всегда казалась чем-то вроде кошмара, потому что наличие такого рода жилой площади требует огромных затрат жизненной энергии. Я имею в виду выплату ипотечных кредитов, более высокую стоимость отопления и электроэнергии… Я даже не говорю о непрямых затратах, например, о количестве выбросов в атмосферу углекислого газа и потребления невозобновляемых ресурсов. И ради чего это все? Лично я не понимаю, в чем смысл строительства огромных домов.
— В любом случае, каждый человек склонен лично определять размеры пространства, в котором ему комфортно жить. Соответствуют ли маленькие дома этому критерию? Может ли в таком доме разместиться семья?
— Да, каждый нуждается в определённом минимальном жилом пространстве, но это зависит от личных потребностей человека. Я бы не посоветовал семье из четырех человек жить в доме площадью 9 кв. метров, но им точно можно жить в доме с общей площадью меньше 743 кв. метров или даже меньше 372 кв. метров (Национальная Ассоциация Домостроителей США (National Association of Home Builders) указывает, что средняя площадь американского дома постоянно растет. Так, в 1950 году она составляла 91 кв. метров, в 1970-м — 139 кв. метров, в 1990-м — 193 кв. метра, в 2005-м — 224 кв. метра — Washington ProFile).
В наших домиках можно вполне комфортно существовать, потому что мы используем особую систему дизайна: устраняем ненужную площадь и оставляем только функциональную. Сегодня, например, во многих американских домах имеются столовые, в которых хозяева трапезничают крайне редко — скажем, два раза в год. Если в жилую площадь включать только действительно функциональное пространство, то можно построить намного меньший домик, чем среднестатистический американский дом.
— Каким образом вы используете принципы «зеленой» архитектуры при строительстве Ваших домиков?
— Самое «зеленое» в моем проекте — это сам размер домика. Если вы хотите построить экологически устойчивый дом, то в первую очередь необходимо построить его маленьким. Сбор и переработка отходов — довольно неэффективный способ сохранения окружающей среды, поскольку гораздо проще и лучше вообще не использовать лишние материалы (по данным Национальной Ассоциации Домостроителей США, на строительство одного дома площадью 193 кв. метра требуется затратить 13.8 тыс. брусьев и досок, более 1 тыс. кв. метров изоляционных и отделочных материалов, а также 15.3 тонн бетона — Washington ProFile). Конечно, можно использовать более «зеленые» строительные материалы, строить, например, дома из соломенных блоков, но любое количество соломы и панелей солнечных батарей не сделают большой дом экологически устойчивым. Дело в том, что при строительстве такого дома затрачивается намного больше ресурсов и производится намного больше отходов, чем нужно.
Кроме того, насколько это возможно, я стараюсь использовать регенерированную древесину и возобновляемые материалы, как, например, бамбук. Но я не сосредотачиваюсь так сильно на этих вопросах, я уделяю значительно больше внимания использованию только самых необходимых материалов.
— Как ваши дома восприняли в США?
— Экологическому сообществу, кажется, это все очень нравится. Компании и организации, действующие в сфере жилищного строительства, тоже не очень возражают. Это удивительно, поскольку они же проталкивали законы, устанавливающие минимальные стандарты по жилой площади новых домов и запрещающие постройку маленьких домиков (По данным журнала Journal of Industrial Ecology, минимальные размеры жилой площади определяют отдельные графства США. Поэтому они серьезно различаются. Так, к примеру, в пригороде города Литтл-Рок, штат Арканзас, одноэтажный дом на одну семью должен быть не меньше 242 кв. метров; в графстве Медина, штат Огайо, жилая площадь аналогичного дома должна быть в рамках 167—242 кв. метров — Washington ProFile). Бизнесу намного выгодней, когда нормой являются большие дома. Так что, судя по всему, наши домики нравятся и обществу, и критикам.
Наш проект нравится людям, потому что каждый понимает потребность и красоту необходимых вещей. Когда вы избавляетесь от всего лишнего, остается только самое необходимое, и в этом и заключена вся прелесть. В любом виде искусства произведение, в котором каждая часть работает, и нет никаких частей, которые не работают, считается идеально красивым.
— Кто наиболее часто приобретает ваши дома?
— Большинство заказов приходит с Западного побережья США — это очень «зеленая» часть страны. Именно поэтому я сюда и переселился. На Восточном побережье также наблюдается активный спрос. Это объясняется тем, что на обоих побережьях Соединенных Штатов существует проблема чрезвычайно дорогого жилья. Естественно, что возможность построить дом всего за $50 тыс. вызывает довольно большой интерес (по данным Национальной Ассоциации Риэлтеров США (National Association of Realtors), стоимость среднестатистического американского дома в сентябре 2007 года составляла $211.7 тыс. — Washington ProFile). Мы продаем дома и в другие штаты, так что можно сказать, что наш сервис довольно широко распространен. Поступают заказы и из-за границы: например, один мы получили из Южной Кореи, несколько — из Австралии, Великобритании и Канады.
— Вы также специалист по планированию городов. Какие выгоды приносят маленькие дома городским сообществам?
— Подобный тип дизайна может быть применен и для проектирования городского пространства. Это означает строительство районов с высокой плотностью застройки. Однако высокая плотность не означает, что следует застраивать все открытые пространства, потому что открытое пространство может быть очень полезным. Главное, чтобы каждое общественное пространство, точно так же, как и каждое пространство в пределах дома, использовалось. В конечном счете, такой дизайн приводит к появлению более удобных городов: например, благодаря ему, люди могут тратить меньше времени на дорогу в магазины. В результате, это позволяет создать более удобную для жизни среду обитания.
Во многих пригородах американских городов есть очень широкие улицы, не имеющие никакой конкретной функции, а гигантские клумбы находятся там, где они совсем не нужны. Это противоположность тому, что я считаю хорошим городским дизайном. Вообще, городская планировка должна способствовать облегчению жизни жителей города.
— Что более всего тормозит вашу деятельность?
— Конечно, барьером являются законы о жилищном строительстве и те минимальные стандарты жилой площади, которые во многих местах делают незаконным строительство наших маленьких домиков.
Кроме того, самой большой сложностью является то, что является моим самым большим удовольствием — сам процесс проектирования. Маленький дом намного труднее проектировать, потому что на маленькой площади более заметны все огрехи архитектора. Все, что работает не совсем оптимально, будет постоянно мозолить глаза. Например, нужно очень постараться, чтобы сделать удобной ванную комнату в доме, общей площадью 9 кв. метров. Это, конечно, очень сложная, но в то же время, очень забавная задача.
— Вы проектировали дома, предназначенные для жертв урагана «Катрина». Как обстоят дела с этим проектом?
— Да, я спроектировал и построил дом для женщины из одного городка, пострадавшего от
урагана в штате Миссисипи. Она собиралась открыть фабрику и построить много таких домов. К сожалению, я не думаю, что этот процесс пошел далеко из-за тех же самых причин, которые препятствуют всем практическим жилищным проектам в данном регионе. Мешают все те же бюрократические препоны, законодательно установленные минимальные стандарты жилой площади и т.д. Кроме того, требуется создать сообщества, которые бы захотели использовать все это.
— Каким может быть будущее вашей компании?
— Я с большим энтузиазмом отношусь к идее строительства небольших районов, состоящих из маленьких домиков. На участке, предназначенном для одного большого дома, иногда можно поставить восемь очень маленьких, но очень хорошо разработанных домов. Там будут пешеходные дорожки и места для парковок машин, расположенные позади, а не перед домом.
Washington ProFile