ЯЩИКИ ОТ ПАНДОРЫ
Юрий БОРИН
Статистика приводит порой в неожиданным открытиям. Американский писатель Роберт Орбен обнаружил, например, что «по статистике телевизор имеют 94% семей, а ванную комнату — 91%. Отсюда следует, что мозги промывают чаще, чем всё остальное». Таковы объективные данные статистики.
Кстати, по поводу телевидения российский поэт и бард Тимур Шаов высказал свое мнение:
В голове моей заноза,
Я сказал бы даже, шиза,
И печаль неясной тенью
На чело мое легла.
Лишь один вопрос волнует:
– Кто придумал телевизор,
А точней, какая сволочь нам его изобрела?
Ну, тут Тимур, безусловно, перегнул палку и зря насыпался на изобретателя телевизора. Изобретатель сделал свой дело и ушел в тень прошлого.
Всем известно, что первый телевизор сконструировал русский инженер Владимир Зворыкин. До революции он успешно окончил Петербургский технологический институт, но после Октября почел за лучшее сбежать от большевиков, которые угрожали засадить его за решетку. В конце своего трудного пути беглец оказался в Соединенных Штатах Америки и поступил на работу в электротехническую фирму «Вестингауз» в Питтсбурге.
И надо сказать, «Вестингауз» не ошибся в инженере из России. Вскоре он показал себя. В 1933 году Владимир Зворыкин создает первую электронную схему телевидения. В 1936-м три его телекамеры уже транслируют церемонию открытия Олимпиады в Берлине. А еще через три года, в 1939 году, зворыкинская телестудия становится главной достопримечательностью Всемирной выставки в Нью-Йорке.
Телевидение вошло в историю человечества как одно из величайших изобретений ХХ века. И это безусловный факт. Так что убиваться по этому поводу нет никакого основания. Но если телевизор — это техника, то телевидение — это бизнес.
Между прочим, сам изобретатель под конец жизни (он прожил 94 года и скончался в 1982 году) произнес такие вещие слова: «Я в ужасе от пошлости и сцен насилия, которые пришли в наши дома вместе с голубым экраном. Это заставляет меня думать: а стоило ли ради этого создавать телевидение? Во всяком случае, я смотреть его почти перестал».
А теперь, реабилитировав творца телевизора, есть смысл поговорить о том, что же такое современное телевидение. Но сперва еще одна цитата из того же Тимура Шаова:
Я боюсь из дома выйти –
Там аварии и взрывы,
Там кругом война идет,
Бродят киллеры шальные
С сумасшедшими глазами,
Злой чечен ползет на берег,
Добрый мент добычу ждет...
По экрану кровь струится,
Тетки ходят голышом...
И тут, как говорится, против фактов не попрешь. Действительно, на экране и голых теток невероятное количество, и попса кривляется, показывая как можно больше обнаженных частей своего тела, а уж крови с экрана льется — ведрами не вычерпаешь. И это касается отнюдь не только российского телевидения…
Современная вездесущая телегруппа действует наподобие скорой помощи. Только свистни — она уже тут как тут. Расставляет свою аппаратуру и спешит заснять всё в самом натуральном виде: с выстрелами, взрывами и, конечно, трупами. В крайнем случае — с ранеными и рыдающими. Телевизионщики не мыслят себя без сенсации, а самая первостатейная сенсация — это, конечно, криминал.
И поскольку криминал превратился ныне в форму существования человечества, продюсеры телефильмов тоже не могут не отозваться на злобу дня.
Вообще, с наступлением эры телевидения нам с вами больше нет нужды ходить в кино или в театр. Тем более, что столь любимые народом сериалы в кинотеатрах еще не показывают. Зато все, что хочется, можно посмотреть дома, не вставая с дивана.
Помнится, еще советский вождь и учитель Ленин говорил, что кино — «есть для нас важнейшее из искусств». «Для нас», в смысле для большевиков. Но он не дожил до телевизионной эпохи. Иначе он выразился бы иначе. Он, несомненно, сказал бы, что «телевидение — есть для нас важнейшее из искусств». И в данном случае Ленин был бы прав на сто процентов.
Потому что в любом случае мы можем ходить в кино не так уж часто, а телевидение мы смотрим ежедневно. Разумеется, мы смотрим его не только для наслаждения криминальными разборками. Но, как выясняется, криминальная хроника — это великая сила. Оно способно разбудить в человеке даже то, о чем он раньше и не подозревал.
Когда-то, помнится, мы играли в казаков-разбойников, в красных и белых, в партизан и фашистов. Но теперь всё это устарело. В кого теперь играть? Конечно, в киллеров и террористов.
Без всяческих убийств, как правило, не обходится не только сводка о последних событиях, но и ни один телефильм. Убийство стало своего рода религией, предметом культа. Именно оно завлекает зрителя, особенно юного, приковывает его к «ящику». Если герой фильма открывает стрельбу, кладет трупы штабелями — вот тогда это пример для подражания. Он супермэн, он кумир! Молодые зрители, глядя на экран, дрожат от восторга, после чего стараются подражать кумиру.
Ну, а бизнесмены от убийственного телевидения довольно потирают ручки — одновременно с реками экранной крови рекой текут в их карман натуральные денежки. Бизнес — есть бизнес. Дельцам наплевать, как отзовутся их боевики и триллеры на подрастающем поколении. Деньги не пахнут.
Поэтому телевидение постепенно превратилось в оружие массового уничтожения. Школьники, пройдя курс телевизионного ликбеза, открывают стрельбу в школах и на улицах, а палестинские подростки радостно демонстрируют перед телекамерой свое умение бросать камни и бутылки с зажигательной смесью в израильтян.
Некогда была произнесена крылатая фраза: искусство требует жертв. Тогда это было аллегорией. Нынешнее телевизионное искусство отбросило всяческие аллегории. Оно требует жертв в самом натуральном смысле.
Включаешь ящик и видишь абсолютно всё — от любовно-сексуальных сцен и голой натуры до стрельбы и бандитских разборок.
В древние времена существовала легенда о женщине с лицом богини, о которой написал древнегреческий поэт Гесиод в поэме «Труды и дни». После того, как Прометей подарил людям огонь, похищенный у богов, глава небесной канцелярии Зевс жутко осерчал и послал на землю эту самую красотку Пандору. Зевс вручил ей ларчик, в котором были заперты все злосчастья. Движимая непомерным любопытством, Пандора открыла ящичек и оттуда посыпались на людей всевозможные беды.
Похоже, нынешний телевизор и есть тот самый ящик, из которого на зрителя сыплются всяческие страшилки. Потому что сегодня наши телевизионщики, стараясь предоставить зрителю побольше сенсаций, рассказывают главным образом о терактах, бандитах и прочем криминальном, что существует в нашем мире в большом количестве.
Нет, мы прекрасно понимаем, что старика Зворыкина винить нельзя. Просто за прошедшие с той поры годы нравственные вожжи человечества сильно ослабли. Что, без сомнения, отражается и на телевидении. И если когда-то в фильмах кульминационным моментом был поцелуй в диафрагму, то теперь кульминации совсем иные. Герой стреляет и с азартом и страстью наблюдает, как хлещет кровь из раны поверженного.
А мы всё это смотрим. Ведь практически в каждой семье (и не только в американской, как констатировал упомянутый выше Роберт Орбен) имеется телевизор. А больше смотреть, извините, нечего...