ДОЛЖНА ЛИ РОССИЯ БОЯТЬСЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ?
Алексей БЕЕВ, факультет журналистики МГУ
Россия резко ограничила число наблюдателей со стороны ОБСЕ и других международных организаций, вызвав тем самым резкое недовольство с их стороны. В ходе выяснения отношений, делегация Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) в течение двух дней встречалась с российскими политиками. ПАСЕ выдвинула целый ряд претензий по избирательной кампании в России. В частности, делегация осталась недовольной количеством приглашенных наблюдателей (в этот раз всего 300 человек от различных международных организаций и 70 человек от ОБСЕ). Докладчик по России Люк Ван дер Бранде считает, что такое количество наблюдателей явно недостаточно. Для сравнения четыре года назад Россия допустила более 1000 международных наблюдателей.
Европейские парламентарии считают, что столь резкое сокращение наблюдателей говорит о непрозрачности выборов. Член ЦИК Игорь Борисов полагает, что ПАСЕ не понравились российские стандарты. У делегатов вызвали опасение факты преследования, которым подвергаются политические и общественные организации, в частности, партия СПС. Реакцией на столь жесткую критику стало увеличение количества наблюдателей. Как отметил глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев, каждая организация может прислать 55 наблюдателей. И если ОБСЕ откажется от мониторинга российских выборов, то этим займутся другие организации. В ОБСЕ жаловались и на сложности с получением российских виз, хотя в ведомстве Владимира Чурова утверждают, что все необходимые документы были отправлены вовремя. Такой шаг со стороны России говорит о нежелании принять иностранных гостей и на этом фоне выборы снова предстают политическим фарсом. Единая Россия старается использовать административный ресурс и у нее это получается: дебаты на телевидении не интересуют телезрителей, а у оппозиционных партий нет шансов повлиять на итоги голосования.
Говорит ли это о страхе России перед остальным миром? Мне кажется, что в основе современных отношений между Россией и Западом стоит хорошо всем известная идея о том, что Россия — это громадная сверхдержава, которой нипочем разные «катаклизмы», в том числе в лице международных наблюдателей, а США по-прежнему — главный враг. И дело скорей не в страхе, а в нежелании сотрудничать с Западом и его «тлетворным влиянием». Увы, это еще раз доказывает что стереотипы, которые сложились при советской власти, еще в самом расцвете и «умирать» не собираются. А раз так, то зачем нам какие-то наблюдатели со стороны? Сами справимся. У нас своя демократия, — рассуждают в Кремле. То, что есть за границей, не для нас. Но, позвольте, чтобы стать мастером, не грех покопировать шедевры, а уж потом вносить что-то свое. Такая линия поведения отнюдь не импонирует России на международной арене. Смотрите: если мы хотим, чтобы нас уважали, то надо уважать других. России следует прежде всего отбросить мысли о сверхдержавности и своем великом мировом значении.
О сверхдержавности я уже упоминал, а теперь несколько слов о значении. Россия в первую очередь известна как крупный мировой поставщик нефти, газа и других природных ресурсов. К сожалению, полезными ископаемыми и ограничивается список того, что мы можем продавать другим странам. Но даже те баснословные барыши, которые мы получаем сегодня от продажи нефти и газа, идут отнюдь не на благо общества, а в непонятный стабфонд. И если так будет продолжаться, Россия всегда будет ассоциироваться с закрытым государством. Думаю, что нам не стоит уподобляться таким странам, как Венесуэла или Северная Корея.
Так должна ли Россия бояться наблюдателей? Наша страна их не боится, просто работа международных наблюдателей не вяжется с мнением Кремля.